Урок математики в 1-м классе по программе "Школа-2100" на тему: "Таблица сложения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • систематизировать знания детей о составе чисел от 2 до 9; навыки счёта в пределах 9;
  • устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действия сложения и вычитания;
  • развивать математическую речь, логическое мышление, мыслительные операции, творческие способности;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • карточки с цифрами от 1 до 9;
  • рисунки мячей синего, жёлтого и зелёного цвета;
  • рисунки 6 горящих свечей;

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…

II. Актуализация опорных знаний

1. Счёт:

  • счёт до 20 (прямой и обратный);
  • хлопки на каждые 2 до 20 (1; 2 – хлопок; 3; 4 – хлопок; и т. д.);

– Назови числа, на которые хлопали;

  • ориентирование по числовому лучу.

– Какое число стоит между 5 и 7? 12и 14?
– Назови соседей числа 8, 15.
– Какое число стоит слева от числа 6, 17?
– Какое число стоит справа от числа 8, 18?
– Назови числа, которые больше 3, но меньше 9.

2. Написание цифр.

  • Игра “Живые цифры” (карточки с цифрами от 1 до 9 раздаются детям. К доске выходит ученик, чья цифра является ответом на задание учителя).

– Какое число на 4 больше трёх? (7)
– На сколько 5 больше 2? (3)
– Если к задуманному числу прибавить 2, то получиться 7. Какое число задумано? (5)
– Задумали число, отняли от него 3, получили 6. Какое число задумали? (9)
– Одна часть 4, другая 2. Найди целое. (6) Как по-другому назвать числа 4 и 2?
– Целое 9, часть 5. Найди часть. (4) Как по-другому назвать числа 9и 5?
– К 2 прибавить 2, затем вычесть 2. Сколько получилось? (2)
– К 3 прибавить 3, и прибавить 2.Сколько стало? (8)
– Из 8 вычесть 4, и вычесть 3. Сколько останется? (1)

3. Работа в тетради.

– Запиши числа в порядке возрастания.
– Найди закономерность и продолжи:

112

1113

11114

95 59 95 59

  За правильное и красивое написание цифр учитель приклеивает в тетрадь корону, вырезанную из жёлтой бумаги. Победа в “Конкурсе красавиц”.

III. Постановка проблемы. Открытие нового

1. Сообщение темы и цели урока.

–3 + 5. Найди значение выражения.
– Какой известный нам способ помогает выполнять вычисления? (Вычисление по числовому отрезку)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним способом вычислений, который позволит нам быстро и удобно считать, устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действия сложения и вычитания.

2. Заполнение таблицы сложения.

– Перед вами треугольная таблица сложения.
– Почему её так назвали? Попробуйте объяснить. (Форма напоминает треугольник)
– Где записываются слагаемые? (Для этого есть строки и столбцы)
– О каком свойстве сложения необходимо помнить? (Переместительное свойство сложения)
– Объясните, как с помощью этой таблицы находить значения сумм?

Заполнение таблицы. Наблюдение над одним из слагаемых. Вывод: если одно из слагаемых увеличивается на единицу, то и значение суммы увеличивается на единицу.

– Как вы думаете, что показано синим цветом? (Как можно найти сумму чисел 3 и 4)
– Какие равенства, с помощью этого, можно составить? (3 + 4 = 7; 7 – 3 = 4; 7 – 4 = 3)
– Итак, для чего нужна таблица сложения? (Вывод: таблица позволяет ещё быстрее и удобнее решать различные примеры. Можно решать примеры не только на сложение, но и на вычитание)

3. Состав чисел от 2 до 9 (отработка вычислений по таблице сложения ).

Работа по учебнику-тетради (с. 20,  № 1)

– Рассмотри машинки-фургончики. Что будем делать? (Вспоминать состав чисел от 2 до 9)
– Как расположены слагаемые в строчках? (В первой строке в порядке возрастания, во второй строке в порядке убывания)
– Какой вывод можно сделать? (Если сумма одинаковая и одно слагаемое увеличивается на несколько единиц, то другое слагаемое уменьшается на столько же единиц)

IV.Физкультминутка

Посмотри-ка! Посмотри-ка!
Вот какая земляника!
(Наклоны вперёд, руки в стороны.)
Мы по ягоды пойдём,
Много ягод соберём.
(Ходьба на месте.)
Ниже, ниже приседай,
(Приседание.)
А теперь скорей вставай!
За парту тихо ты садись
И математике учись.

V. Повторение и закрепление пройденного

1. Примеры на сложение и вычитание.

Работа в тетрадях. Ребёнок самостоятельно выбирает для себя степень сложности примеров.

5 + 2 =
2 + 5 =
3 + 6 =
6 + 3 =
3 + 4 =
4 + 4 =
5 – 2 =
5 – 3 =
4 + 4 + 1 =
8 – 3 – 3 =
2 + 3 + 2 – 4 =
9 – 5 + 2 – 3 =

Проверка осуществляется учителем. За правильное решение столбика примеров выдаётся соответствующее количество сюрпризов-картинок.

– Чем вы пользовались при решении примеров? (Таблицей сложения, числовым отрезком на линейке)

2. Неравенства.

Логические концовки:

– Если стул ниже стола, то стол …(…выше стула).
– Если синяя лента длиннее красной на 5 см, то красная лента … (…короче синей на 5 см).
– Если в первой корзине лежит на 3 яблока больше, чем во второй, то во второй … (…на 3 яблока меньше, чем в первой).

Сравни.

Запись на доске:

5 * 8
9 * 4
7 * 7
6 – 2 * 4
5 * 7 – 4
2 + 3 * 9 – 3
A + 5 * А + 3
8 – В * 9 – В
6 + К * К + 6

Учащиеся показывают знаки “>”, “<”, “=” на пальцах.

– На что достаточно обратить внимания в третьем столбике? (Под одинаковыми буквами стоят одинаковые числа. Достаточно в первом неравенстве сравнить 5 и 3. Вывод: чем больше число, которое прибавляем, тем в ответе больше. Во втором – сравнить 8 и 9. Вывод: чем больше число, от которого отнимаем, тем в ответе больше. В третьем – воспользоваться переместительным свойством сложения.)

3. Самостоятельная работа. Самопроверка.

– Реши примеры и расшифруй слово (с. 20,  № 3)

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
(Встать на носочки, потянуться вверх.)
Два – согнуться, разогнуться,
(Наклоны вперёд.)
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

4. Подбор неизвестного слагаемого.

– Составь выражения и сделай рисунки (с. 21,  № 6)
– С составом какого числа будем работать? (9)
– Обрати внимание, как соотносится первое слагаемое 7 и одна из ломаных. (7 – красная ломаная, неизвестное слагаемое – синяя ломаная.)

Выполнение задания с комментированием.

5. Творческая работа.

– Где спрятались цифры? Придумай свои рисунки. (с. 21. № 5)

6. Нестандартные задачи.

1) У Андрея, Алексея и Ивана были мячи синего, зелёного и жёлтого цвета. У Андрея не синий и не жёлтый мяч, а у Ивана не синий. Какого цвета мячи у мальчиков? (Если у Андрея не синий и не жёлтый мяч, значит остаётся зелёный. У Ивана не синий, значит остаётся жёлтый. У Алексея оставшийся – синий.)

2) В комнате горело 6 свечей. 2 свечи потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, которые потушили, осталось, остальные сгорели.)

VI. Итог.

– Что узнали нового?
– Чему научились на уроке?
– Что понравилось больше всего?