Урок развития речи в 4-м классе, посвященный 60-летию Великой Победы: "Стихи и песни, опаленные войной"

Разделы: Начальная школа


Цели урока :

  • Использование на уроке методику Ривина – поабзацную проработку текста.
  • Совершенствование навыков беглого, правильного, выразительного, осознанного чтения; обогащение словарного запаса. Активизация новых слов, расширение кругозора.
  • Воспитание у учащихся положительных, нравственных качеств в процессе работы в парах сменного состава.
  • Привитие чувства патриотизма, гордости, уважения к великим подвигам советского народа в годы ВОВ, почитание памяти павших в бою героев .

Оборудование урока:

  • Граммзаписи:
    “Священная война” Музыка В.И. Лебедева-Кумача, слова А.В. Александрова;
    “День Победы” Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова;
    “Пусть всегда будет солнце!” Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина;
  • алгоритм работы по методике Ривина (таблица),
  • раздаточные карточки с текстами и словами песен,
  • баян,
  • магнитофон.
  • портрет Героя Советского Союза Ф. К. Попова.
  • стенд Героев Советского Союза Кондакова Н.А., Миронова А.А., Степанова Н.С.

Оформление: “Никто не забыт, ничто не забыто”, “Нам этот мир завещано беречь”, планшеты “Песни, опаленные войной”.

План

I. Организационный момент.
II. Ежеурочные пятиминутки чтения.
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Вступительная беседа учителя о ВОВ
V. Словарная работа.
VI. Поабзацная проработка текста "Герой Советского Союза Ф. К. Попов" в парах сменного состава.
VII. Чтение и разучивание стихотворения якутского поэта И.Д. Винокурова-Чагылган “Песня о Герое Попове” в парах сменного состава.
VIII. Разучивание и исполнение песни “Песня о Герое Попове”.
IX. Преобразующая сила музыки – песни становились оружием в борьбе (беседа учителя).
X. Тренировочные упражнения по чтению (различные приемы обучения чтению) текста “История создания песни Катюша”.
а) Чтение про себя. б) Жужжащее чтение. в) Выразительное чтение.
г) Чтение скороговоркой. д) Осознанное чтение. е) Самозамер скорости чтения.
XI. Чтение и разучивание стихотворения Михаила Исаковского “Катюша” в ритме песни, постепенно доводя до скороговорки.
XII. Исполнение песни “Катюша”.
XIII. День Победы – всенародный праздник.
XIV. Работа по вопросникам в постоянных парах.
XV. Заключение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ежеурочные пятиминутки чтения.

III. Сообщения темы и цели урока.

IV. Вступительная беседа учителя о ВОВ

Звучит музыка “Священная война” (первый куплет + припев)

– Фашистская Германия после оккупации многих стран Европы подняла меч против Советского Союза.

22 июня 1941 года фашистская Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз. Советский народ мужественно, с глубокой верой в правоту своего дела, встретил это трудное испытание. Вся страна превратилась в единый и нерушимый боевой лагерь, самоотверженно поддерживающий свою армию в ее героической борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Чувство гнева и ненависти к врагам охватило и далекую Якутию. Когда началась война, десятки тысяч лучших сынов Якутии с оружием в руках поднялись на борьбу против немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов.

Трудящиеся Вилюйского улуса выражали готовнось встать на защиту Родины, призывали героическим трудом в тылу приближать Победу. С первого года войны проводились призывы молодежи в армию и мобилизация военнообязанных на фронт. За годы войны в Советскую Армию были призваны около двух тысяч вилюйчан. Воины-вилюйчане на фронтах были разведчиками, снайперами, артиллеристами, связистами, саперами и автоматчиками. Проявляли отвагу и геройство. Среди 24 воинов-якутян, удостоенных высокого звания Героев Советского Союза, были и призванные из Вилюйского улуса командир батареи старший лейтенант Кондаков Н.А., один из зачинателей снайперского движения якутян, гв. сержант Миронов А.А. , станковый пулеметчик рядовой Степанов Н.С.

Из нашего наслега в Советскую Армию призвано 76 человек. Из них с поля боя вернулись 36 человек, 40 осталось на полях сражений. За проявленные мужество и храбрость многие награждены орденами и медалями. 60- летний юбилей Великой Победы встречают 3 ветерана ВОВ.

Прошло 60 лет со времени окончания войны, но боль утрат не угасла до сих пор в сердцах живущих. Вы, молодое поколение, должны почтить память

погибших, не забывать тех, кто остался на полях сражений. Быть преданными своей Родине.

V. Словарная работа.

– Сегодня вы ознакомитесь с новыми словами: форсирование, плацдарм, рукопашный, сухогрузный, грузоподъемностью 4000 тонн.

VI. Работа по методике Ривина.

Вы уже знаете, как работать по методике Ривина, и сейчас мы продолжаем эту работу по тексту “Герой Советского Союза Попов Федор Кузьмич”.

( Учитель раздает карточки с текстами )

Герой Советского Союза Попов Федор Кузьмич.

– Родился в Батаринском наслеге Мегико-Кангаласского района Якутской АССР. До войны работал бригадиром колхоза “Октябрь”. Рядовой, автоматчик.

Отличился при форсировании Днепра: под огнем врага одним из первых преодолел водную преграду, в траншеях врага схватился в рукопашной, захватил вражеский пулемет, открыл из него огонь и лично уничтожил свыше 70 фашистов. Принял участие в отражении десятков атак врага и удержании занятого плацдарма.

Ф.К. Попов погиб в бою за деревню Глушец в Беларуссии. Звания Героя Советского Союза Ф.К. Попов удостоен посмертно в 1944 г., первым из якутов.

После гибели Федора танки “Герой Федор Попов”, построенные на средства, собранные его земляками, громили фашистских захватчиков. Имя героя носит совхоз в его родном районе. К морскому порту Тикси приписан сухогрузный теплоход “Федор Попов” грузоподъемностью 4000 тонн. В 1953 году постановлением бюро райкома комсомола пионерской дружине Кыргыдайской семилетней школы присвоено имя Героя Советского Союза Ф.К. Попова.

Алгоритм работы по методике Ривина.

Каждый учащийся получает текст и прорабатывает его по частям ( по абзацам ) в парах.

  1. Для проработки первого абзаца он находит себе напарника, с которым читает, обсуждает текст, выясняет его содержание, озаглавливает абзац. Название абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце.

  2. Для проработки своего второго абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца затем вместе с ним читает, обсуждает второй абзац, выясняет его содержание озаглавливает абзац и пишет название в тетрадь. Потом он помогает своему напарнику. И т. д.

  3. Когда весь текст проработан, учащийся выступает с докладом перед малой группой.

VII. Чтение и заучивание стихотворения якутского поэта И.Д. Винокурова-Чагылган “Песня о Герое Попове” в парах сменного состава.

(Учитель раздает карточки с текстами стихотворения.)

VIII. Разучивание и исполнение песни “Песня о Герое Попове” (под сопровождение баяна).

IX. Песни Великой Отечественной Войны.

Песни Великой Отечественной Войны – неповторимая страница песенной биографии нашего народа. Воевал весь наш народ. Воевала и песня. Она ободряла на марше и согревала в непогоду, вселяла веру в Победу. С песней шли в атаку и умирали. Она зажигала гневом и звала к священной мести, поднимала в сердцах кипучую ненависть к врагу и великую любовь к Родине.

Своеобразным музыкально-поэтическим символом тех грозных лет стала “Священная война” поэта Лебедева-Кумача, композитора Александрова, открывающая собой ряд песен-гимнов военного времени. В суровые дни борьбы с фашистскими захватчиками эта песня стала боевым гимном, поднимающим бойцов фронта и тружеников тыла на героические подвиги. 24 июня 1941 года она увидела свет, а на другой день под неё с вокзала столицы уходили на фронт воинские эшелоны. Песни, опаленнные войной – “Дороги” музыка А. Новикова, стихи Л. Ошанина, “Моя Москва” музыка И. Дунаевского, стихи М. Лисянского, С. Аграняна, “В землянке” музыка К. Листова, стихи А. Суркова, “На солнечной поляночке” музыка Соловьева-Седого, стихи А. Фатьянова, “В лесу прифронтовом” музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского, “Огонек” музыка народная, стихи М. Исаковского, “Соловьи” музыка В. Соловьева-Седого, стихи А. Фатьянова, “Темная ночь” музыка Н. Богословского, стихи В. Агатова и.т.д., прошедшие дорогами войны, песни продолжают и сегодня волновать – и не только ветеранов, но и их детей и внуков.

X. Приемы чтения.

Сейчас поработаем над различными приемами чтения. (Учитель раздает карточки с текстами об истории создания песни “Катюша”).

а) Чтение про себя;
б) жужжащее чтение;
в) выразительное чтение;
г) чтение скороговоркой;
д) осознанное чтение;
е) самозамер скорости чтения.

История создания песни “Катюша”

В феврале 1939 года Государственный джаз-оркестр Союза ССР показал свою первую программу, в которой прозвучала “Катюша”. В устах миллионов людей “Катюша” зазвучала как песня о долге бойца, о верности девушки, о больших патриотических чувствах своего народа. В годы ВОВ появились десятки самодеятельных вариантов этой песни – ответы на неё. Кем только ни была в них героиня “Катюша”: и бойцом с автоматом в руках, и фронтовой медсестрой. Пели тогда и о Катюше-партизанке, “проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой”. Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах, как “Катарина” и “Дует ветер”. Вторая из них представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хорошо знают “Катюшу” и в странах, которым советские воины принесли освобождение.

XI. Чтение и разучивание стихотворения М. Исаковского “Катюша” в ритме песни, постепенно доводя до скороговорки.

XII. Исполнение песни “Катюша” (под сопровождение баяна).

Звучит музыка “День Победы”.

XIII. День Победы.

В 1945 году 9 мая Отечественная война завершилась Великой Победой всего советского народа. И вот наступил он, этот великий долгожданный день – День Победы. День Победы – всенародный праздник. Он и радостный и грустный. Радостно потому, что наш народ одержал победу над коварным и сильным врагом. Грустно потому, что много советских солдат не вернулось домой. Наши солдаты, не щадя себя, своей жизни, шли к Победе. А те, кого не взяли на фронт, служили Родине в тылу. Они – тыловики. Женщины, старики и дети заменили ушедших на войну мужчин. Делали танки, самолеты, снаряды, выращивали хлеб. “Все для фронта, все для Победы” – лозунг военных лет. Все боролись за победу. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым.

XIV. Проведем работу по вопроснику.

Перед вами лежат вопросы, на которые надо ответить. Когда закончите работу, проведите взаимопроверку.

Вопросник

  1. Когда началась ВОВ?
  2. Назови имена Героев Советского Союза из Вилюйского улуса.
  3. Кто такой Федор Попов?
  4. Какую реку переплыл Федор Попов?
  5. Какие песни военной поры ты знаешь? Назови.
  6. Когда мы отмечаем День Победы?

Звучит музыка “Пусть всегда будет солнце” (первый  куплет + припев).

XV. Заключение.

9 мая в 2005 году вся страна торжественно отмечает славный юбилей – 60-летие Великой Победы. Какое это счастье – мир, когда люди могут спокойно жить, радоваться жизни. Пусть мы никогда не узнаем ужаса войны. Пусть всегда торжествует мир на Земле. Пусть всегда над нами безоблачное небо и яркое, светлое солнце.

Звучит г/з песни “Пусть всегда будет солнце”.

Список литературы.

  1. Петров Д. Д. Якутия в годы Великой Отечественной войны. Якутск, 1979.
  2. Абрамова Т. В., Петрова Н. С. Кыргыдай в годы Великой Отечественной войны. Вилюйск, 1995.
  3. “Песни, опаленные войной”. Планшеты.
  4. Якутяне – Герои Советского Союза. Комплект портретов.
  5. Память. Книга-мемориал Вилюйского улуса. Вилюйск, 1995.