Урок по математике в 7 классе по теме: "Решение линейных уравнений"

Разделы: Математика


Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнений;
  • начать обучение текстовых задач алгебраическим способом,
  • сформировать умение решать несложные линейные уравнения.
  • развитие внимания, положительного отношения к знаниям, мотивов учения;
  • развитие интереса к математике, умения оценивать результаты и действия своих товарищей.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Вид урока: дидактическая игра.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Мы с вами заканчиваем работать по теме “Решение уравнений”. И сегодня отправимся в небольшое космическое путешествие. У нас присутствуют три команды с кораблей “Сатурн”, “Star-Track”, “Земля”. Как говориться “В добрый путь”. Наш урок пройдет под девизом “Язык алгебры - уравнения”. Первая планета на нашем пути “Вычислительная”.

II. Устный счет. Планета “Вычислительная”.

В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя последовательно действия по указанному маршруту, ученик найдет ответ в одном из кружков внизу.

Вопросы

  1. Обе части уравнения умножили (разделили) на число, не равное нулю. Изменились ли корни данного уравнения? (Определение)
  2. Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую. (Определение)
  3. Какие уравнения называют линейными? (Определение)

III. Задания на смекалку. Планета “Ребус”.

Эта планета нам предлагает решить математические ребусы. Каждой команде выдается ребус. Задание: вместо переменных надо вписать числа, которые являются корнями уравнений, записанных по вертикали и горизонтали.

I команда

II команда

III команда

3 – x + 2 = 4
–    –    +    +
y + 5 – z = 14
+   –     +    –
7  –    u   + 2 = 12
=       =      =       =
8 – (–1) + –3) = 6
5 + 2 + 4 = 8
+    +    +    –
7 – a + 2 = 6
–    +    +    +
b + x – 1 = 9
=    =    =    =
6 + 9 – 4 = 11
2 + x + 3 = 2
+    –    +    –
z – 5 + y = 1
+    –    –    –
1 – u + 1 = 6
=    =     =   =
5 + 6 – 6 = 5
Ответы: Ответы: Ответы:
x = 1; y = 2; z = –7; u = 3. y = 1; a = 3; b = 6; x = 4. x = 7; z = 2; y = 4; u = –4.

На доску для каждой команды помещаются рисунки. После нескольких минут обсуждения выходят к доске представители команд и записывают ответы. На одном из примеров показывают, как находили неизвестное слагаемое.

IV. Решение уравнений в группах. Планета “Темная”.

Прилетаем на самую темную планету. Здесь нас ждет следующее задание: каждой команде выдаются по 4 карточки с уравнениями. Команды решают данные уравнения. Затем представители от каждой команды с четырьмя своими ответами идут к столу и находят соответствующие карточки, на которых написаны ответы и буквы. Из букв составляют название последней планеты – “Историческая”. Командиры кораблей работают в качестве консультантов при решении уравнений. Они ставят оценку на рабочем листочке каждому члену экипажа.

Примеры:

1. –27x + 220 = –5I;
2. –2x + 16 = 5x – 19;
3. 2(–20y – 50) = 100;
4. 3(4z – 8) = 3x – 6.

V. Размышляем. Планета “Историческая”.

Когда представители команд составляют название планеты, в это время остальные ребята слушают выступление одноклассников (историческая справка о появлении уравнений и возникновении алгебры).

Разминка: представьте число 3 в виде двух множителей, один из которых равен 2.

Рассмотрим следующую задачу. Один ученик решал задачу, которая начиналась словами: “за три дня в магазине было продано 720 кг яблок”. Он составил следующее уравнение: x + 2x + 3x = 720. Используя эти данные, сформулируйте задачу полностью и запишите краткое условие.

I способ:

1) Какую величину можно обозначить за неизвестное x? (x – количество килограмм яблок, проданных за I день).
2) Как выразить количество килограмм яблок, проданных во II и III дни через количество килограмм, проданных в I день? (II день – 2x кг, Ш день – 3x кг).

II способ:

1) Какое еще условие можно составить?
2) Число 3 можно представить в виде произведения каких двух чисел? (3 и 1; 1,5 и 2) 3) Как можно выразить количество килограмм, проданных в 3 день, через количество килограмм, проданных во 2 день? (1,5 . 2x)

VI. Итог урока.

У каждого ученика есть лист самоанализа. Предлагается напротив каждого предложения в соответствующей колонке поставить знак “+”. Во время этой работы учитель выставляет оценки активным ученикам, собирает рабочие листочки. Собирает листы самоанализа. Объявляет оценки за урок.

ЛИСТ САМОАНАЛИЗА

 

Знания, умения, навыки

Хорошо

Не очень хорошо

Плохо

Я знаю:

1) Как перемножать обыкновенные дроби;
2) Как делить обыкновенные дроби;
3) Как решать уравнения;
4) Как переносить слагаемое из одной части уравнения в другую;
5) Как домножать уравнение на одно и то же число.

     
Я научился:

1) Умножать числа с разными знаками;
2) Делить числа с разными знаками;
3) Приводить подобные слагаемые;
4) Складывать числа с разными знаками;
5) Вычитать числа с разными знаками.

     
Я умею:

1) Применять свойства при решении уравнений;
2) Составлять уравнения к задачам;
3) Работать в группах;
4) Работать самостоятельно.