Групповая исследовательская работа на уроках литературы

Разделы: Литература


Исследовательская работа учащихся на уроках литературы помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст художественного произведения и погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение.

Поисковая работа учит видеть красоту и значимость художественного слова, постигать мастерство писателя в создании художественного образа, глубже понимать авторскую позицию и замысел.

Исследовательская работа на уроках литературы - это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. И чем раньше начнется поисковая и исследовательская литературная работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения ее, формировать свою точку зрения в оценке художественного произведения, выносить аргументированное суждение, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.

Можно предложить учащимся 2 вида литературных исследований на уроках:

1) аналитическое групповое исследование, цель которого - глубже, полнее понять идейно-тематическое содержание произведения и “увидеть” мастерство писателя, проникнув в его творческую систему. К этому виду можно отнести комментированное аналитическое чтение, проблемную творческую работу по тексту, групповую исследовательскую работу,

2) описательно-оценочное исследование, предполагающее переработку и усвоение уже имеющейся научной информации, аргументированную оценку ее и формирование собственного суждения. К этому виду можно отнести написание литературного реферата и составление аналитической таблицы по литературе.

Хочу остановиться на групповой исследовательской работе учащихся 10 класса.

Урок-групповое исследование начинается с формулировки общей темы и определения учителем конкретных объектов (предметов) исследования.

После этого учащиеся распределяются на группы соответственно количеству обозначенных предметов исследования и работают в течение 20-40 минут, соблюдая заданную в общем плане этапность работы. Распределение на группы может производиться по желанию учащихся или по рекомендации учителя (исходя из уровня подготовленности класса и дидактических целей).

Для того чтобы исследовательская работа в группе проводилась интенсивно и качественно, можно подготовить по каждому объекту исследования опорные карточки-задания, в которых указываются главы и фрагменты произведения, необходимые для выполнения работы, ключевые вопросы и уточняющие задания учителя.

По окончании времени исследовательской работы выбранный группой представитель (спикер) докладывает о ходе и результатах исследования, подводит итоги и предлагает другим группам запись вывода, сделанного группой. Учитель или представители других групп могут задать выступающему интересующие их вопросы.

В конце урока (в течение 7-10 минут) учителем проводится комментированная оценка работы каждой группы и выставляется отметка. Таким образом, по окончании работы оцениваются все учащиеся класса.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить творческую работу (сочинение-миниатюру по заданному началу или заданному концу), связанную с проблемой, над которой ребята работали на уроке-исследовании.

Предлагаю вашему вниманию урок - групповое исследование на тему “Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).

Цели урока: помочь учащимся понять мировосприятие Ф. Тютчева (на творческом уровне); формировать художественный вкус, художественно-творческую активность; развивать творческие способности, логическое мышление, речь; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию

Задачи:

1) отрабатывать навык сопоставительного анализа стихотворений;
2) учить систематизировать, обобщать, выделять главное;
3) обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка;
4) воспитывать дисциплинированность, ответственность, собранность.

Тип урока: групповое исследование

Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), наглядные, практические (анализ стихотворения)

Оборудование: портрет поэта, иллюстрации (картины природы), сборники стихов (выставка), карточки-задания, музыкальное сопровождение (произведения Баха, Моцарта, Шумана, Грига др.), рисунки учащихся

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Положительная мотивация.

(Звучит “Ave Maria”)

Учитель. Что такое окружающий нас мир? Едва ли кто-то не задумывался над этим. В Священной Книге Библии описано сотворение мира по слову Бога: “Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо”. (1-я Книга Моисеева: Бытие 1:1-13).

Издавна философская мысль бьется над вопросом: что есть мир, и каково место человека в нем.

III. Выступление ученика. Сообщение об объективных и субъективных философских воззрениях на мир и место человека в нем.

Вопрос к нему и к учащимся: “Какая философская концепция (объективистская или субъективистская) ближе вашему восприятию?”

Но не только философы задумывались над этим вопросом. Размышляли на эту тему и поэты, и писатели. Вам уже знакома философская лирика Пушкина и Лермонтова. Сегодня мы побеседуем о философской лирике Ф. Тютчева.

Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Ф. Тютчев

Давайте, основываясь на философских воззрениях, попытаемся понять мировосприятие Ф.Тютчева, его взгляд на взаимоотношения природы и человека.

IV. Закрепление. Практическая работа.

Учащимся дается задание, обсудив в группах, сопоставить 2 стихотворения. (Стихотворения предварительно прочитаны дома. Для звукового оформления стихотворения учащимся, занимающимся в музыкальной школе, дается задание подобрать созвучное стихотворению музыкальное произведение.)

Во время подготовки учащихся звучит музыка под шум морского прибоя.

Групповые задания

А) Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества. “Как океан объемлет шар земной…” (1830), “Как сладко дремлет сад темно-зеленый” (1835).

    1. Докажите, что стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” (1830) и “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” (1835) принадлежат одному автору.
    2. Сравните: центральные поэтические образы одного и другого стихотворения (день, ночь, сон); состояние лирического героя. Как художественно оно передается? (Растерянность и одновременно благоговение перед бездной ночи; параллелизм состояния природы и лирического героя; отсутствие “я” в стихотворении).
    3. Пронаблюдайте за использованием эпитетов в одном и другом стихотворении. Какие закономерности вы обнаружили? (Нет ощущения темноты, мрачности ночи, так как разнообразны “сверкающие” эпитеты; эпитеты создают контраст: “земной” - “волшебный”; “смертный” - “бестелесный”.)
    4. Сопоставьте особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворений. (Использование старославянизмов. Особенности повторов: “шар земной” - “земная жизнь”; “сладко дремлет” - “сладко светит”. Повторы не просто усиливают впечатление от изображаемого, происходит “игра” значениями многозначных слов, ассоциации возникают за счет различий в значениях. Единообразное синтаксическое начало стихотворений. Пятистопный ямб.)
    5. Чем отличаются стихотворения? (Второе стихотворение детализирует “земную жизнь”, лишь упомянутую в первом стихотворении, создается явный контраст мира реального и мира идеального (двоемирие); “стихия”, “бездна” первого стихотворения уточняется во втором – “хаос”.)

Вывод. Основные моменты поэтического мира Тютчева: трагическая раздвоенность человека, погруженного в “сон”; зыбкость границ реального и идеального миров (“двойное бытие”); образ хаоса, окружающего человека; слияние человека с природой.

Б) Сопоставительный анализ стихотворений разных периодов творчества. “Тени сизые смесились” (1835), “Пламя рдеет, пламя пышет” (1855).

  1. Проследите эволюцию основных мыслей и поэтических образов, изменение состояния лирического героя. (Образы сумрака, тени, сна, ночного сада, лирический герой “растворен” в природе. Стихотворения похожи не только по содержанию, но и по форме: 2 строфы по 8 строк, четырехстопный хорей.)
  2. Найдите поэтическую формулу, которая является основой сопоставления двух стихотворений. (“Все во мне и я во всем” - “Ты со мной и вся во мне”. Эти центральные строки стихотворений определяют их существенное различие в настроении и состоянии лирического героя. Герой первого стихотворения погружен в себя, замкнут на себе, трагически одинок. Герой второго стихотворения уже не одинок, его внутренняя жизнь наполнена новым содержанием.)
  3. Обратите внимание на символичное звучание нового поэтического образа: кто это? Лирическая героиня? Природа? Любовь? Истина? Все вместе? И важно ли это? (Важно, что лирический герой сумел разорвать путы трагического одиночества, тяжесть устремленности только внутрь себя.)
  4. Сопоставьте начало и конец каждого стихотворения. (Контраст: “тени сизые” - “пламя”; “уничтоженье” - “рай”).
  5. Чем различаются стихотворения? (Настроением, динамикой чувств лирического героя. Ритмическим рисунком: первое – более протяженное, второе – динамичное и ритмичное. В первом стихотворении много эпитетов (в основном отвлеченные прилагательные: “зыбкий”, “незримый”, “невыразимый”), во втором их меньше, преобладают глаголы, придающие всей картине ощущение движения, жизни. Темп первого стихотворения замедляется и за счет пауз, обозначенных многоточием. Все это создает совершенно разное понимание поэтического образа “покоя” в стихотворениях – покой как “невыразимая тоска” и “покой нерушимый”, сопоставимый с “раем”)

Вывод. Мировосприятие Тютчева претерпевает эволюцию. Лирический герой проходит путь от трагического одиночества, растерянности на пороге “двойного бытия” к обретению гармонии. Исследователи творчества Тютчева приходят к различным выводам: одни видят эволюцию Тютчева как обретение веры и гармонии (Аксаков), другие говорят об углублении трагизма его мировосприятия (Козырев, Авраменко).

В) Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения. “Весенняя гроза” (1828 и 1854).

  1. Как вы думаете, почему, подвергнув переработке все строфы, Тютчев сохраняет неизменной последнюю? Что значит эта строфа в содержании стихотворения? (Эта строфа – центральная. Возможно, именно от нее родилось все стихотворение. Именно эта строфа переводит легкое пейзажное стихотворение в философский план. Гроза – явление вне времени, вне пространства – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Именно поэтому “люблю грозу в начале мая”: трагическая борьба в природе зимы и весны завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Последняя строфа делает стихотворение действительно “тютчевским”.)
  2. Проследите, что изменяет Тютчев в первой строфе. В чем, по-вашему, смысл этих изменений? (Особый акцент на слове “первый” (не просто весенний); слова “резвяся и играя” придают больший динамизм картине, а главное, “очеловечивают” грозу: состояние природы и человека неразделимы.)
  3. Почему Тютчев включает в стихотворение вторую строфу? В чем ее своеобразие? (Она строится на глаголах – передаются движение, легкость, энергия. Кроме того, эта строфа передает звуковой ряд изображаемой картины – аллитерация: р, ж, з.)
  4. Какие лексические изменения произошли во второй (третьей) строфе? Как они связаны с содержанием стихотворения? (“Говор птиц” - “гам лесной”, “ключ нагорный” - “шум нагорный”. Картина утрачивает конкретность, она становится обобщенной, переходя постепенно в философский план.)

Г) Сопоставление стихотворений Пушкина “К морю” (1824) и Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (1865).

  1. Что общего в этих двух стихотворениях? (Оба изображают море, морскую стихию, служащую поэтам источником для раздумий и философских рассуждений. Море в обоих стихотворениях олицетворяется, к нему, как к собеседнику (другу) обращаются авторы. Лирические герои стихотворений восхищаются морем и в минуты покоя, и в бурю, и утром, и в ночи. Море Пушкина и Тютчева похоже своей безграничностью и свободой (“свободная стихия” - “вольный простор”). Изображая морскую стихию, поэты пользуются звукописью, почти не употребляют цветовых эпитетов.)
  2. Как по-разному воспринимается образ моря и образ лирического героя стихотворениях Пушкина и Тютчева? (При всей одушевленности моря у Пушкина легко ощущается, что это прежде всего символ свободы, романтического мировосприятия лирического героя. Море рождает поток рассуждений лирического героя. Главный пафос стихотворения – прощание. Герой не смог соединить с морем свой “поэтический побег”, он “остался у берегов”, хотя и с вечной памятью о “гуле в вечерние часы”. Море Тютчева – живое. Это сама природа в ее величии. Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображен как часть этой природы. Мысль героя, тесно связанная с чувством, сводится только к тому, чтобы обрести полную гармонию с природой, слиться с ней воедино. К изображенному Тютчевым не применимо слово “пейзаж”, это сама природа.)
  3. Согласны ли вы с высказыванием В.Ходасевича: “Тютчев весь охвачен тем, что Пушкина еще только тревожило; он стал понимать то, что Пушкин еще хотел понять”? Обоснуйте свое мнение.

Вывод. Поэзия Тютчева основана на пушкинских традициях – особая духовность лирики, философская идея поиска гармонии с миром. Много общего и в поэтической технике (преобладание двусложных размеров, лаконизм и емкость поэтических средств, олицетворения, звукопись, прием повтора). Но Тютчев – поэт уже другой эпохи. Для него характерно космическое видение жизни, герой, стремясь к гармонии с природой, ощущает свою ничтожность в мире. По сути, это начало русского символизма. Пушкин – поэт дня, Тютчев – ночи; Пушкин – поэт очевидности, Тютчев – тайны.

Д) Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова “Небо и звезды” (1831) и Тютчева “Душа хотела б быть звездой” (1836).

  1. Какие общие мотивы и чувства лирического героя выражены в стихотворении? (В обоих стихотворениях лирический герой, испытывающий душевный разлад, обращается к звездам, к космосу, видя там источник спокойствия и счастья. В стихотворении Лермонтова человек противопоставлен природе. Лирический герой хочет стать звездой, потому что не находит счастья среди людей. Мотив несчастья лирического героя в стихотворении Тютчева не выражен, герой стремится к слиянию с природой, к гармонии, к “божеству”.)
  2. Какие художественные средства используют авторы для изображения ночи и звезд? (Звезды Лермонтова ясны, но не живы. Звезды Тютчева – “как живые очи”. Для изображения ночи и звезд оба поэта используют только эмоциональные эпитеты. Для Лермонтова характерен принцип контраста в основе стихотворения (“счастье” - “несчастье”, “добрые люди” - “зависть питают”). Внешне контраст присутствует и в стихотворении Тютчева (не ночью, но днем). Но, по существу, обе части стихотворения не противопоставлены, а объединены: днем звезды горят еще светлей. Лермонтов использует повтор, усиливающий звучание основной мысли стихотворения. Тютчев дважды использует сравнения (“как живые очи”, “как божества”), одушевляя и олицетворяя звезды и космос.)
  3. Как соотносится следующее высказывание Тютчева с его поэтическим творчеством: “В современном настроении преобладающим аккордом звучит принцип личности, доведенный до какого-то болезненного неистовства. Вот чем мы все заражены, все без исключения”? Применимо ли это высказывание к лирике Лермонтова?

Вывод. Для лирики Лермонтова и Тютчева характерен мотив одиночества, трагедии человеческой личности. Но у Тютчева, в отличие от Лермонтова, индивидуализм, ставка на свое “я”, противопоставленное миру, сливаются с желанием гармонии с миром природы. В стихотворениях Лермонтова и Тютчева встречается прием контраста. У Лермонтова он подчеркивает противопоставленность лирического героя миру, у Тютчева – отражает “двойное бытие”, на пороге которого бьется душа лирического героя.

В то время как одна группа учащихся делится с одноклассниками результатами своих исследований, ребята из других групп могут иллюстрировать стихотворения Ф.И. Тютчева; затем представить свои работы, сопроводив их комментарием (к какому стихотворению нарисована иллюстрация, какую идею хотел выразить автор и т.д.)

V. Подведение итогов урока. Выводы о философском звучании природы в творчестве Ф.Тютчева.

VI. Заключительное слово учителя. “Вся земля, сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире, наслаждались им и имели общение со своим Творцом, прославляя его”. (Бытие 1:14-25)

VII. Выставление оценок, комментирование.

Домашнее задание: Выучить наизусть одно стихотворение; сделать сопоставительный анализ (письменно) стихотворений А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” и Ф.И. Тютчева “Я встретил вас – и всё былое…”

Потребность в выявлении “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” существует в любом обществе, так как это позволит сохранить интеллектуальную элиту государства. Во многих странах Западной Европы и в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью. На развитие одаренных старшеклассников ассигнуют большие деньги.

Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и вне урока – одна из главных ступеней этого процесса.

ПРИЛОЖЕНИЕ