Развитие творческих способностей на основе индивидуального и дифференцированного подходов учителей естественно-общественного цикла

Разделы: Общепедагогические технологии


“…..нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами”.

В.В. Путин

Пожалуй, самой серьезной “болезнью” современной школы является ориентировка на “среднего” ребенка, отсутствие реальной опоры на индивидуальные особенности развития школьника и поддержки его индивидуальности. Такая позиция определяет инструктивность обучения: учитель не требует от ученика инициативности, творчества, самостоятельного поиска выполнения учебной задачи, а удовлетворяется добросовестным выполнением его указаний.

При таком построении процесса обучения ученик рассматривается как “объект” деятельности, то есть учитель старается подравнять учеников под “средние” показатели, сделать их одинаковыми. В этом случае ему “мешает” как отставание ребенка, так и “забегание” его вперед, полностью игнорируется темп обучения школьника, его способности и интересы. В результате ребенок не стремится высказывать свои сомнения или мнения, спорить, искать доказательства, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Одним из путей решения этой задачи является дифференциация обучения, рассматривающая как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. Дифференциация обучения определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу “больше – меньше”, а по принципу “труднее – легче”.

Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной, творческой, самостоятельности учащихся, формирования умений исследовательской деятельности, на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Тенденции мирового развития предъявляют новые требования к учебному процессу. Обществу нужны люди, свободно владеющие способами анализа информации, творчески реализующие свои способности, знания, навыки, умения.

В последние несколько лет наблюдается активный поиск приемов и средств повышения эффективности обучения в школе. Учеными – дидактиками, учителями, психологами – разработаны педагогические технологии, которые направлены на достижение данной цели. Большинство из них стремится приблизить процесс обучения к личности учащихся. Действительно, дифференциация обучения – важнейшее средство улучшения результатов учебного процесса. Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести “центр тяжести” педагогического процесса на личность учащихся, на развитие его творческих качеств. Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему.

Учителя школы активно участвуют в различного рода проектах, конкурсах, конференциях, повышая свое педагогическое мастерство, вовлекая учащихся в занимательный мир творчества и познания. В процессе работы, изучив труды педагогов-новаторов, обмениваясь опытом, учителя убедились в том, что только путем активного сочетания различных форм работы можно достичь положительных результатов. Рассмотрим различные формы работы, которыми пользуется ШМО учителей естественно-биологического цикла.

Ольга Владимировна Кузнецова в своей работе рассматривает познавательный интерес как качество личности и как важный мотив обучения. Умело использует работу в группах, применяет технологию блочно-модульного обучения. Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество с учащимися, которые становятся активными субъектами собственного обучения. На уроке ученик выполняет индивидуальное задание, которое поможет всей группе усвоить быстро материал.

Нурмиева Галина Александровна учитывает интересы и возрастные особенности учащихся. В младшем звене предлагает учащимся разнообразные средства удовлетворения потребностей в игре. В старшем звене создает такую рефлексивную среду, которая дает возможность познать свои физические и психологические особенности. Особое внимание уделяет пониманию сущности здоровья и здорового образа жизни на основе индивидуального подхода.

Успешно развивает навыки самостоятельной работы с учебным материалом Мамаева Наталья Владимировна. В работе с одаренными детьми использует материал повышенной сложности: задания на группировку терминов, сопоставление, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование результатов.

Ахметова Роза Ильдусовна активно формирует умения работы с информацией. Добивается того, чтобы ребенок осознал значимость приобретенных знаний, умений навыков, сумел применить их в жизни. Такой подход предполагает постоянное обращение к своему “я”, анализ собственных высказываний, личного мнения, своей позиции.

Новиков Наиль Энгелевич учитывает индивидуальные черты характера, тип мышления, особенности памяти. Учет познавательных способностей и склонностей учащихся, позволяет наметить для каждого ученика свою траекторию изучения материала. Для этого была разработана система творческих, индивидуальных карточек-заданий.

Магфурова Рамзия Нурулловна сочетает различные формы работы: работа в парах, группах, индивидуальная работа с учащимися. Это позволяет удовлетворить разнообразные интересы учащихся. Создать условия для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка. Прививает любовь к жизни, людям, своему делу на основе творчества и саморазвития.

Запольская Елена Николаевна считает, что важным и полезным способом обучения является введение игровых приемов на уроке, создает эмоциональный настрой, появляется заинтересованность ученика в усвоении учебного материала. Важную помощь в индивидуализации и дифференциации учебного процесса, оказывают результаты психодиагностики. Различные тесты, разноуровневые задания, тренинги позволяют выявить способности ученика.

В современных условиях появилось много учебников, оформились программы, изданы тетради и атласы, ресурсы глобальной сети Интернет. Это создает возможности организовывать полноценное и разнообразное обучение. В учебной познавательной деятельности старшеклассники знакомятся со специальными методами исторического исследования.

Работа над рефератом
(Магфурова Р.Н., Кузнецова О.В.)

Одной из форм творческой деятельности является написание рефератов. Предполагается следующая структура работы:

  1. Актуальность темы.
  2. Вводная часть (новые, современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения на проблему в науке).
  3. Основная часть (определение проблемы, критический обзор источников).
  4. Заключение (основные выводы, результаты и личная значимость проделанной работы, перспективы продолжения работы над темой).

При защите школьного реферата используется дифференцированный подход. Каждый ученик может выбрать модель защиты реферата: классическую, индивидуальную, или творческую. Например, “КГУ – 200 лет!”, “Кометы”, “Штурм небесного океана”. Критерии успешной защиты реферата – умение ясно выражать свои мысли в устной форме, четко отвечать на вопросы по теме исследования, делать заключения. Вовлечение учащихся в этот творческий вид деятельности способствует связи обучения с жизнью.

Творческие проекты
(учителя: Ахметова Р.И., Магфурова Р.Н., Кузнецова О.В.)

Темы проектов пронизывают российскую, региональную историю и историю края. Например “Я – гражданин России”, “Герои отечественной войны 1812 года”, “Колхозник Татарии”, - танковая колонна, “Экологическая конференция”, “Моя политическая партия”, “Сказки весеннего леса”, “Мой идеальный мир”.

Учащиеся рассматривают разные способы работы с информацией, поиска, анализа, систематизации. Несомненно, в процессе работы, они приобретают навыки интеллектуального труда. Учатся сравнивать высказывания, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы. Работа над проектом активизирует самостоятельную познавательную деятельность, развивает умение излагать свои мысли аргументированно, расширяет кругозор, формирует историческое мировоззрение.

Структура исследовательского проекта:

  1. Наличие проблемы
  2. Планирование действий по разрешению проблемы
  3. Поиск и обработка информации по проблеме
  4. Результат работы
  5. Презентация продукта и его социальной значимости.

Творческий проект

Индивидуальный проект:
“Интервью у прадедушки” (учитель Новиков Н.Э.)

Воспитание ценностных отношений к своему роду, в том числе к его представителям, ушедшим из жизни, развитие фантазии, формирование основ исторического мышления.

Вопросы проекта: С кем из своих предков ты бы хотел встретиться и почему? Чем замечателен он? В какую историческую эпоху он жил, в каких исторических событиях участвовал? Какую должность занимал? С какими людьми встречался? Какие интересы могли быть у предка? Какая мода была в то время, во что он одевался? Какие могли быть у него привычки, поговорки, любимые слова? Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал?

Ребята составляют творческую письменную работу, написанную в жанре фантастического рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности.

Ролевые игры

“Природные зоны Южной Америки”
(учитель Запольская Е.Н., Нурмиева Г.А.)

Каждая группа ребят получает задания по алгоритму, где указаны природные зоны. Задания носят индивидуальных характер. Менеджер туристической фирмы – составьте “Памятку туристу”.

Климатолог – составьте климатограмму.

Руководитель экспедиции – отметьте на контурной карте границы природной зоны и дайте ее основные характеристики.

Почвовед – анализ почвы.

Зоолог – разнообразие животного мира.

Ботаник – разнообразие растительного мира.

Закреплению терминов, понятий, способствует работа над кроссвордом. (Учитель Мамаева Н.В., Новиков Н.Э.)

Учащиеся составляют кроссворды по темам: “Штаты и города США”, “География России”, “Исторический калейдоскоп”. Тематика кроссвордов тесно связана и с нашим городом, районом, республикой: “Красная книга Мамадышского района”, “Памятники архитектуры Казани XIX века”. Учащиеся ярко и красочно оформляют кроссворды, закрепляют свои знания. Кроссворды часто используются на итоговых уроках, уроках повторения материала.

“Синквейн”
(учителя: Ахметова Р.И., Кузнецова О.В.)

Помогает научить ученика излагать личное отношение к историческому событию. Сформулировать свои идеи, подвести итоги.

И хотя синквейн – всего лишь пятистишие, построение по особым правилам, но оно несет в себе мощный заряд творчества.

Правила:

  1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели используется существительное.
  2. Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) дается описание темы).
  3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
  4. Четвертая строчка – эта фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
  5. Последняя строка – это одно слово, синоним тому слову, с которого синквейн начинается.
  6. Важно эстетически оформить “синквейн”.
  7. Например, при изучении темы “Великие географические открытия”, можно составить следующие синквейны:

Екатерина.
Умная, преданная.
Любила, верила, правила.
Униженная судьбой сохранила гордость!
Королева.

Колумб.
Смелый, любознательный.
Открывает, изучает, присоединяет.
Восторгаюсь величием твоего подвига!
Мореплаватель.

Конкистадоры.
Жадные и безжалостные.
Захватывают, грабят, убивают.
Жаль погибших людей богов и людей!

Завоеватели.
Бонапарт.
Стремительный и блистательный.
Воюет, побеждает, преобразовывает.
Быстрой молнией сверкнула твоя эпоха!
Император.

“Секреты предков”
(учителя: Запольская Е.Н., Нурмиева Г.А.)

Под таким интересным названием собираются учениками 5–7-х классов народные способы лечения травами, легенды о природных явлениях, растительности и животном мире, что способствует самостоятельной творческой деятельности.

Рисунки
(учителя: Магфурова Р.Н., Кузнецова О.В., Ахметова Р.И.)

Важную роль в учебном процессе играют картины, рисунки, выполненные детьми красками, акварелью, карандашами. Рисунки могут служить источником дополнительной информации:

  1. Придумать название.
  2. Сделать описание.
  3. Построить рассказ по содержанию картины.
  4. Написать сочинение, эссе.

Познавательные задания, составленные с учетом возрастных, психологических особенностей, повышают мотивацию учебной деятельности. Ориентируют школьников на глубокое постижение культурных особенностей народов, человека. Развивают умения практического использования полученных знаний.

Типы заданий:

  1. Выявить причины.
  2. Раскрыть особенности.
  3. Влияние события, факта на окружающий мир, общество.
  4. Выявить итоги события, факта.

Например, на уроке “Христианская церковь”, учащиеся знакомятся с тем, что ценность земного времени отрицалась, человек готовился к загробной жизни.

Задание.

  • Считалось, что люди не властны над временем, оно принадлежит только Богу. Что может означать выражение: “Когда Бог создал время, он сотворил его достаточно”.

На уроке “Климатические особенности Северной Америки”, предлагается задание.

  • Какими причинами объясняется распределение температур января по территории Северной Америки? Почему на большей ее части устанавливается зимой отрицательная температура?

Таким образом, ученики, выполняя творческие задания, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают активную поисковую деятельность и поднимаются на новый уровень развития личности. Результатами работы стали победы на районных олимпиадах по истории, экологии, географии, биологии. Учащиеся активно участвовали в районных экологических конференциях, экономических слетах, гражданских акциях. Хотелось бы пожелать учителям дальнейших успехов и новых творческих поисков. Надеемся, что наш опыт работы поможет учителям, формирующим творческие способности учащихся.