План-конспект по экологии для 2-го класса по модифицированной программе "Мы — жители Земли"

Разделы: Экология


Цели и задачи:

  • образовательные:
    • познакомить:
      • с классификацией животных;
      • со строением тела насекомого;
      • с образом жизни дневных и ночных бабочек, рассказать о муравьях (см. Приложение 3);
      • с метаморфозами насекомых, показав все стадии развития;
    • проследить связь между названием данного класса животных и их особенностями в строении тела;
    • научить делить животных по определенным признакам;
    • продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания, сезонные изменения;
    • научить применять полученные знания и умения в практической деятельности;
  • развивающие:
    • разввать общеучебные навыки:
      • умение анализировать;
      • умение выделять главное, общее, частное;
      • умение применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;
      • способность делать выводы;
      • способность задавать вопросы;
      • способность группировать предметы по общему признаку;
    • сформировать способность рефлексировать свою деятельность;
  • воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающей среде;
    • научить замечать самые маленькие живые существа;
    • продолжить формирование основ экологической культуры;
    • отработать умение работать в команде, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия:

  • набор игрушек, изображающих животных всех классов данного царства;
  • схемы-таблицы с изображением развития насекомых; строения тела; различия внешнего облика дневных и ночных бабочек; прожорливой гусеницы;
  • иллюстрации с изображением животных по количеству детей;
  • “Муха-Цокотуха” – произведение К.И. Чуковского;
  • плакат-схема пищевой цепи;
  • плакат с опорными словами:
    • "Условия обитания";
    • "Приспособление";
    • "Среда обитания";
    • "Пищевая цепь";
    • "Метаморфоз – превращение";
    • "Стадии развития – яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое";
  • магнитофон и кассеты “Оркестр насекомых”, “Времена года” Вивальди;
  • кроссворды;
  • пластилин, краски, бумага, природный материал, вата, доска 30х60 см.

Первая часть.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Вводная часть. Обозначение детьми целей занятия.

– Сегодня мы с вами проведем занятие в виде КВН. Для этого разделимся на 2 команды, выберем капитанов.

Рассматривание игрушек, изображающих животных разных классов.

Задание: из этих животных выбрать насекомых.

По одному человеку от команды подходят к столу, берут в руки одну игрушку и быстро садятся, затем выходит следующая пара.
За каждую правильно отобранную игрушку – 1 балл. В конце подсчитываются баллы, дается оценка правильности выполненияо задания.

– Какие животные относятся к насекомым? Этот вопрос мы и попробуем разрешить на занятии. Для этого будем выполнять интересные задания, отгадывать загадки и кроссворды.

II. Основная часть.

Задание 1.

– Рассмотрите таблицу “Строение тела насекомого”. Через две минуты вы должны дать ответы на вопросы:

– Какие признаки характерны для насекомых?
– От какого слова произошло название этой группы животных?

– За каждый правильный ответ получаете 2 балла.

Задание 2.

– Придумайте название команды, которое должно относиться к классу насекомых. Правильно выбранное название оценивается в 1 балл.

Задание 3.

Каждому ребенку выдается иллюстрация с изображением животного.

– Вам необходимо назвать его и доказать – насекомое это или не насекомое. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

Задание 4.

– Я буду вам читать произведение К.И. Чуковского “Муха-цокотуха”. Вы, слушая внимательно, должны будете выписать: кто из не насекомых пришел на день рождения к Мухе? За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

Физкультурная пауза. Пантомима.

1-ой команде – изобразить стрекозу на охоте.

2-ой команде – изобразить пчел, отгоняющих медведя от улья.

Задание 5.

Отгадывание кроссвордов.

Задание 6.

Внести вырезанную из бумаги снежинку.

– Что общего у насекомых и снежинок?

Задание 7.

– Каждая команда по очереди, не повоторяясь, должна называть представителей класса насекомых. Побеждает та команда, которая будет последней.

Задание 8.

Отгадывание загадок о насекомых (см. Приложение 1).

Задание 9.

– Командам нужно спеть песню про насекомых (“Про кузнечика”, “Светлячок” и т.п.). За дружный хор получают 5 баллов.

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

1. Подсчет баллов.

2. Рефлексия занятия.

– Что вам понравилось сегодня на занятии?
– На каких этапах занятия вы почувствовали трудности?
– Кто назовет наш главный вопрос занятия?

Педагог благодарит детей за работу и просит оценить свое эмоциональное состояние.

Вывод. Царство животных очень многообразно и разнообразно. Люди заметили, что у некоторых групп есть схожие признаки. Так все царство было поделено на классы. К классу насекомых относятся животные, у которых тело состоит из трех частей: головы, груди – торакса, брюшка. Имеется 6 ног.  Кроме того, у всех представителей есть насечки на брюшке. Мир насекомых очень интересен, чтобы его узнать, необходимо научиться наблюдать за ним.

Вторая часть.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть. Совместное целеполагание.

– Дети, на кого вы похожи? А в раннем детстве тоже были похожи на родителей?
Всегда ли дети похожи на своих родителей? Да, есть случаи, когда дети совершенно не похожи на своих родителей – насекомые, лягушки, жабы, рыбы некоторые и т.п.
В природе ничего не бывает зря, просто так. Сегодня мы с вами попробуем разобраться: “Зачем насекомым такие превращения”?

II. Основная часть.

Задание 1.

– Рассмотреть плакат “Развитие бабочки”. Обратить внимание на опорные слова: Метаморфоз – превращение. Рассказать о метаморфозе на примере бабочек, жука-плавунца. Рассказ сопровождать показом иллюстраций. Перечислите, пожалуйста, стадии развития насекомых.

Рассказ педагога о полном метаморфозе и неполном. Рассмотреть плакат.

– Для чего это существует в природе?

Задание 2. Спектакль “Где зимуют насекомые”? (См. Приложение 4).

– Как проводят зиму насекомые? (В разных стадиях).

Вывод. Стадии развития насекомых – есть способы приспособления животных к неблагоприятным условиям жизни.

Задание 3. Значение насекомых для природы и человека (см. Приложение 2).

Разделиться на 2 команды и из множества фраз необходимо отобрать нужные и сложить их в 2 столбика:

Значение насекомых для человека.

Значение насекомых для природы.

 

 

 

 

Проверка выполнения задания: сверить по плакату. Дать оценку знаний детей.

Задание 4. Игра-пантомима “Перезимовка насекомых”.

Под музыку “Шум летнего леса” дети двигаются, изображая того или иного насекомого. После смены музыки на “Времена года” Вивальди дети замирают, показывая зимнее оцепенение насекомых. Двое детей отгадывают, в какой стадии находится определенное “насекомое”. Оценивание знаний детей и их умения перевоплощаться.

Задание 5. Составление коллажа: “Насекомые зимой”.

Оценивание детских работ.

III. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

– Что вам понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового?

– Где вы почувствовали трудность?

– Что вы хотели бы сделать по-другому?

Вывод (обобщение высказываний детей). Многообразие и количество насекомых не перестает удивлять человечество. В природе ничего не бывает зря и просто так. Стадии развития насекомых – есть способы приспособления животных к неблагоприятным условиям жизни.

Педагог просит оценить свое эмоциональное состояние.

Приложение 1.

Стрекоза:

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

Светлячок:

Не солнце, не огонь
А светит.

Кузнечик:

С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

Пчела:

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

Комар:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит.

Самого не видно,
А песню слышно.

Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит – кричит;
Сядет – молчит;
Кто его убьет –
Свою кровь прольет.

Жук:

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
Я жужжу, когда кружусь.

Черен – да не ворон,
Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт.

Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву “Ж” все твержу,
Знаю твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.

Муравьи:

В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.

На поляне возле елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.

Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.

Много мастеров
Срубили избу без углов.

Погляди на молодцов:
Веселые и бойкие,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может ... (муравей)

Муха:

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет.

Кто над нами
Вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится?

Бабочка:

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.

Приложение 2.

Беседа о значении насекомых для природы и человека.

Для природы:

  • опыляют растения;
  • являются пищей для насекомоядных животных (птицы, пресмыкающиеся, земноводные, хищные насекомые, млекопитающие и т.п.).

Для человека:

Многие насекомые наносят урон сельскому хозяйству: капустная белянка, колорадский жук, озимая совка и др Огромный ущерб с/х наносят кровососущие насекомые – слепни, комары, москиты, которые переносят возбудителей болезней животных и человека – малярии, сыпного тифа и др.
Некоторых насекомых широко использует человек в хозяйственной деятельности.
На пасеках содержат медоносных пчел, получая мед, воск, прополис и пчелиный яд, применяемый в медицине.
Выращивают тутового шелкопряда ради натурального шелка, используемого в текстильной и авиационной промышленности.
Насекомых-паразитов и хищников, (наездников, божьих коровок и др.) разводят в специальных лабораториях и затем выпускают на поля и в сады для защиты растений от вредителей. Самка наездника отыскивает гусеницу капустной белянки и садится на нее верхом. (Отсюда и название). Затем наездник прокалывает кожу гусеницы яйцекладом и откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые питаются тканями гусеницы. Достигнув предельного роста, личинки наездника пробуравливают кожу гусеницы и выходят наружу. Гусеница при этом погибает. Некоторые наездники откладывают яйца внутрь яиц вредных насекомых, по одному в каждое яйцо. Это яйцееды.
Многие насекомые послужили примером для инженеров-конструкторов при создании летательных аппаратов.

Все вышесказанное сопровождается демонстрацией иллюстраций.

Приложение 3

Муравьи

Кто летом в лесу не встречал муравейники – куполообразные гнезда муравьев?
Население крупных муравейников достигает несколько миллионов.
Под куполом находится подземная часть муравейника. Она пронизана ходами, где развивается молодь.
Муравьи живут многолетними и многочисленными семьями, состоящими из самки, самцов и рабочих муравьев.
Строение: у муравья подвижная голова с сильно развитыми грызущими челюстями. Сложные глаза и колончатые усики. Ноги хорошо развиты.
У самок и самцов имеются перепончатые крылья, которые легко обламываются. Брюшко под грудью резко сужено, благодаря чему оно очень подвижно. На конце брюшка есть жало, через которое выбрасывается яд.
Среди рабочих муравьев есть разделение труда: более крупные, с очень большой головой и с очень сильными челюстями – солдаты.
В муравейнике они стоят у каждого входного отверстия и своей головой закрывают его. Возвращающийся рабочий муравей, подойдя к закрытому входу, постукивает усиками по голове солдата, который после этого знака пропускает его.
Солдаты нападают на гнезда других муравьев.
Рабочие муравьи с раздутым брюшком поглощают нектар цветков и мед пчел из ульев. Возвратясь в муравейник, они отрыгивают мед и кормят других рабочих.
Некоторые рабочие муравьи разводят тлей, выращивают грибы и плесень.
Зиму муравьи проводят в подземной части муравейника, где температура не так сильно понижается, как на поверхности.
Там, собравшись в тесный ком, они находятся до весны.
Пища муравьев: насекомые.
Подсчитано, что муравьиная семья за день доставляет в муравейник около 1 кг, насекомых – гусениц, бабочек, личинок жуков.
Подавляющее большинство этих насекомых – вредители леса и культурных растений.
Уничтожая вредных насекомых муравьи приносят пользу.
У муравьев есть свой язык.
Сейчас вы должны восстановить пропущенные слова в разговоре двух муравьев. Для чего вы должны сначала изучить их язык.

Приложение 4.

Сценарий спектакля “Насекомые зимой”.

Действующие лица и реквизит: мальчик, мальчик во сне; лохматая гусеница; кокон непарного шелкопряда – Сеси, яйцо гусеницы в оболочке на ветке; Леди клоп.

Мальчик (М.): Дедушка, а где зимуют все насекомые?

Дедушка (Д.): Да я и не знаю, думаю, они улетают.

М.: А куда они улетают?

Д.: Не знаю. Я читал где-то, что бабочка-монах улетает в Мексику на зиму: И, говоря о том, кто куда улетает, я скажу, что тебе пора в постель. Завтра мы выясним, где зимуют насекомые.

М. (зевая): Вот здорово! Хорошо, дедуля, я сплю. (Оба исчезают).

М.: (появляется мальчик во сне) Где я? Здесь все такое большое! Что это? Это похоже на закрученный ковер с ножками и приближается ко мне. (Появляется гусеница).

Гусеница: Здравствуйте, молодой человек! Я слышала, вы спрашивали, где зимуют насекомые?

М.: Э-у-э… Да, но не скажите ли вы, кто вы?

Гусеница: Я – Изабелла!

М.: Изабелла?! Вы выглядите как гусеница! Но вы ужасно большая!

Гусеница: Напротив, мой друг. Ты необычайно мал. Но если ты сядешь мне на спину, я провезу тебя по окрестностям и познакомлю с некоторыми насекомыми. Тогда ты узнаешь. Где они проводят зиму.

М.: Спасибо, гусеница. Я никогда не ездил верхом (взбирается к ней на спину). Только ты очень царапаешься! Не могла бы ты подстричься?

Гусеница: Но мои волосы помогают мне удерживать тепло зимой, вот почему ты можешь увидеть меня свернутой в лесных зарослях или иногда ползущей по снегу.

М.: Почему ты сказала, что тебя зовут Изабелла? Мы все знаем тебя как гусеницу.

Гусеница: Я мохнатая гусеница сейчас, но не буду такой всегда. Ты что-нибудь знаешь. О стадиях развития насекомого?

М.: Я учил их – яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.

Гусеница: Мой малыш! Ты действительно это знаешь. Но давай посмотрим знают ли ребята, в какой стадии нахожусь я? Ребята, как вы думаете? Да, в стадии личинки. После стадии куколки, весной, я превращусь в мотылек Изабелла. Поэтому меня и зовут Изабелла. О, вот моя родственница! Рада видеть тебя! Привет! Привет, Сесси!

Сеси (приглушенно): Я сказала “Привет”. Не надо меня беспокоить, я отдыхаю.

Гусеница: Я хочу, чтобы ты познакомилась с моим новым юным другом. Он интересуется, где зимой находятся насекомые.

Сеси (все так же глухо): Ну, я сплю. Неудивительно, что вам пришлось напрягать слух, чтобы услышать меня. Я сворачиваюсь в два слоя, один вы видите, а второй, поменьше, внутри. Это способствует сохранению тепла и сухости.

М.: Я знаю, в какой стадии жизненного цикла она находится! Это… Это… ребята, помогите, я забыл как это называется! (Дети помогают: Куколка). О, да, куколка!

Гусеница: Правильно! Сеси станет мотыльком! Ну, пока, Сеси. Полагаю, что в следующий раз, когда мы увидимся, мы обе будем мотыльками! Счастливой зимовки!! (Куколка опускается за ширму, гусеница подпрыгивает).

М.: Ой, гусеница, что это за большой барабан вокруг ветки?

Гусеница: Это не барабан. Там живут мои кузины и кузен. Может, ребята угадают, в какой стадии жизненного цикла они находятся? Что вы думаете, мальчики и девочки? (пауза), – Яйцо! Верно. Они не вылупятся, пока следующей весной не появятся новые листья на ветках.

М.: Вылупятся? Это как будто о птенцах!

Гусеница: Очень похоже. Птенцы тоже появляются в то ремя, когда они могут найти пропитание.

М.: А во что они превращаются?

Гусеница: В гусениц. Они называются шелкопрядами, потому что прядут из себя шелк, чтобы жить в нем, когда они еще не умеют есть.

М.: А я думал, что шелк делают пауки.

Гусеница: И они тоже, но не только они. Гусеницы тоже оставляют за собой кончики шелка, а когда они переползают на новые ветки, они могут по этим кончикам найти дорогу обратно домой.

М.: Великолепно! Так они никогда не заблудятся, и куда мы направляемся сейчас?

Гусеница: Я ищу большую кучу листьев около этого пшеничного поля.

М.: Это там, у большого старого дерева?

Гусеница: Да, у тебя великолепное зрение, мой друг. Пойдем, позовем кого-нибудь.

М.: Все это время, когда мы говорили с тобой, кто-нибудь из насекомых обязательно был или внутри, либо под веткой или побегом. Не удивительно, что я не видел насекомых зимой, правда, иногда я видел тебя, гусеница.

Гусеница: Привет, привет всем, кто живет в куче листьев! Кто-нибудь проснулся в этот великолепный солнечный денек? (Появляется Леди-клоп).

Леди-клоп: Ну, слава богу! Как хорошо на улице, но время пробуждения очень тяжелое для нас. Между прочим, какое время года сейчас?

Гусеница: Сейчас зима, Леди. Мне жаль, что я потревожила ваш долгий зимний сон, но я хотела представить моему другу насекомого, которое находится во взрослом состоянии зимой. Он интересуется, где зимуют насекомые.

Леди-клоп: Мы, клопы, впадаем в спячку. Нам всем очень уютно, мы лежим, прижавшись друг к другу в чудесной куче листьев. Они великолепно изолируют нас от внешнего мира, особенно если на кучу листьев ляжет снег. Какой смысл просыпаться тогда, когда вокруг нет еды”?

М.: Леди, а чем вы питаетесь?

Леди-клоп: Маленькими насекомыми, которые называются тлями. Вкусные, сладкие, в них много очень полезного для нас вещества, которое называется протеином. Можешь попробовать при случае (зевает), я так устала, мне ведь надо накапливать силы к сезону, когда будет много тлей. Думаю, мне снова пора спать. Пока. (Уходит).

М.: Спать! Вот именно! Я сплю и это мой сон. Не могу дождаться, когда проснусь и расскажу моему дедушке, какие открытия сделал! Спасибо, гусеница. Я думаю, что провожу тебя сейчас и пойду домой. Счастливо тебе перезимовать! Если увижу тебя следующей весной, то назову Изабеллой.

Гусеница: Пока! Рада была познакомиться! И тебе счастливо перезимовать!

<i>Используемая литература:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. Академия развития, Ярославль, 1998 г.
  2. Симонова Л.П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. Москва. “Агар”, “МИК”, 1998 г.
  3. Энциклопедия. Я познаю мир. Удивительные животные. АСТ “АСТРЕЛЬ”, 2000 г.
  4. Энциклопедия. Тайны живой природы. Москва “РОСМЭН”. 1997 г.
  5. Энциклопедия. Миниатюрные обитатели водной среды. Москва. ТЕРРА – Книжный клуб”. 1998 г.
  6. Удивительный мир живой природы. Насекомые и пауки. Москва. Терра. 1997 г.
  7. Экологическое образование учителю биологии. 1, 2, 3, 4 части. ЧИПКРО. 1991 г. Флора и фауна Челябинской области.