Открытый урок по русскому языку. Развитие речи. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тема: «Доброта - это чудо или нет?»

Понятия: сострадание, милосердие, милость.

Цели:

1. Осмыслить понятие доброта.
2. Познакомиться с примерами негуманного отношения к человеку на основе рассказа И. Бунина «Красавица» и случаями из личного опыта учащихся.

Задачи:

1. Определить понятия сострадание, милосердие, милость.
2. Развивать словарный запас учащихся.
3. Через осмысление художественного текста научить учащихся делать самостоятельные выводы, опираясь на свой жизненный опыт.
4. Подготовить учащихся к творческому выражению мыслей и чувств.

Оборудование. На доске написана тема урока; опорные слова: сострадание, милосердие,милость; высказывания Ингерсолла, Мадзини, Писарева, Шоу.На уроке использован фрагмент из вальса И. Штрауса «Сказки зимнего леса».

Ход урока.

Звучит отрывок из вальса И.Штрауса «Сказки зимнего леса», ор. 325.

Вопросы к классу: Какая замечательная, легкая музыка. Какие чувства у вас она вызвала?

Что хочется делать под такую музыку? (Ответы учащихся).

Вы верно подметили, что хочется смеяться, радоваться, веселиться. Один русский поэт сказал такие слова: «Делить веселье все готовы, никто не хочет грусть делить...» Согласны ли вы с этими словами? Можете ли вы привести примеры из своей жизни? (Ответы учащихся).

Ребята, по ходу урока мы будем накапливать материал, делать записи в тетради. Это вам пригодится для выполнения домашнего задания. Я попрошу вас дома написать сочинение, в котором вы поразмышляете о доброте в нашей жизни; подумаете, зачем нужно стремиться быть добрым, отзывчивым, чутким человеком; много ли вокруг нас добрых людей.

Тема сегодняшнего урока: «Доброта - это чудо или нет?». Запишите тему урока.

Сегодня мы будем рассматривать такие понятия, как сострадание, милосердие, милость. Ребята, запишите в тетрадочках разным цветом слова: сострадание, милосердие, милость.

Как вы понимаете значение слова страдание? (Ответы учащихся)

В русском языке приставка со- означает: «вместе что-то делать. Сочувствовать (разделять горе), сопереживать (переживать вместе).

Приведите примеры пословиц и поговорок на тему совместной работы, выполнения вместе общего дела.(Ответы учащихся. Одну-две пословицы прошу записать).

Давайте сформулируем определение слову сострадание.

Сострадание означает - (учащиеся формулируют определение и записывают его в тетради) жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

А что же такое милосердие? Заглянем в смысл слова. Милое сердце. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия / Проявить милосердие по отношению к людям.

В толковом словаре Ожегова даются также такие объяснения значения этого слова.Посмотрите в листочки, которые лежат у вас на партах. (Заранее приготовлены карточки со словарной статьей из словаря. Прошу ученика прочитать значение слова. Эти карточки предназначены для каждого ученика. Они их заберут домой).

Милосердие.

1. Доброе, человеческое отношение.
2. Благодеяния (пояснить смысл учащимся).
3. Полное доверие, расположение к кому-нибудь со стороны высшего (устар.)
Прим. Милости просим, сделай милость (иронич.) - пожалуйста.

Проверим, как вы поняли значение этого слова. Приведите примеры из вашей жизни. (Ответы учащихся)

На доске записаны высказывания великих, мудрых людей. Давайте прочтем их и поразмышляем над смыслом сказанного мыслителями прошлого.

Руки, дарующие помощь, святее молящихся уст.
Ингерсолл

Недостаточно не приносить вреда - нужно помогать своим братьям.
Мадзини

Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
Писарев

Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие - вот в чем существо бесчеловечности.
Б. Шоу

Запишите одно из понравившихся вам высказываний.

Мы с вами приводили примеры из вашего личного опыта, знакомились с мыслями великих людей прошлых столетий. Давайте соприкоснемся с русской классикой. Познакомимся с примером негуманного отношения к ребенку из классической русской литературы. Написанный Иваном Буниным рассказ называется «Красавица».

Чтение рассказа заранее подготовленным учеником.

  • Почему так называется рассказ?
  • О чем пишет автор?
  • Какое из высказываний подходит к рассказу?
  • Представьте будущее этого мальчика.
  • Кто виновен в его трагедии?

(Каждый вопрос предполагает ответы нескольких учащихся. Таким образом, в беседе по тексту принимает участие большинство учащихся).

Человек тесно связан с природой. Он – ее часть. Так коротка жизнь человека. У мальчика рано умерла мама. Он так нуждался в ее ласке, внимании, советах. Наука в наши дни вершит поистине чудеса, но есть такие болезни, которые не излечимы.

Каждый день на планете Земля умирает множество людей: и молодых, и пожилых. Много деток-сироток попадают в детские дома. Но оказываются они там и по другой причине- болезни алкоголизма и наркомании. Несложившаяся пустая жизнь взрослых разрушает жизнь ребенка.

Мне очень больно, что так происходит! Послушайте рассказ, который написала я. (Чтение рассказа).

САШКА

Протертая клеенка. Миска с застывшей перловкой. Стакан приторно-сладкой жидкости, похожей на чай...

За столом сидит крошка - маленький Саша. Его огромные, как мир, глаза не смеются, они грустно смотрят на противную кашу...

Я никогда не была в приюте, но могу себе представить глаза несчастного ребенка. Сколько их на улице!.. Голодные, злые, грустные, пустые, лишенные надежды, молящие о сострадании, печальные, больные, тусклые...

Нет таких слов, емких, точных, которые бы могли передать состояние несчастного ребенка. Вернее такие слова есть, но они не понятны человеку сытому, любимому, счастливому. Эти детские глаза без радужного блеска детства. Да, в них страшно смотреть - проще не замечать, отвернуться, закрыть свои глаза на огромное горе.

Сашка съест свою невкусную кашу - он голоден. В свои четыре года он многое видел: пьяная, растрепанная мать; рой случайных людей; крошки с закусочного стола; затхлый, тяжелый воздух от сигарет; сырые тряпки вместо кроватки... Детский дом...

Его глаза не плачут, не смеются. Они умерли. Но вот взмах пушистых ресниц! Взгляд в окно с зимними узорами, блестящими на солнце. Синь неба и белизна снега!

Милый Сашка! Все лучшее впереди! Вот она, недежда, в твоих глазках! Не тереби ручонкой рубашечку в клеточку. Беги! Играй! Шали! Смейся! Слышишь, Сашка, смейся звонко-звонко! Весь мир будет твоим!

Почему же ты молчишь, Сашенька?

Посмотри на меня.

Давай поиграем, иди ко мне на ручки.

- Тетя, я хочу к маме...

Выводы. Ребята, как вам кажется, к какой теме подходит мой рассказ? О чем мы сегодня говорили на уроке? Давайте ответим на вопрос, поставленный в теме урока. Что такое доброта? Это чудо? (Ответы учащихся, прошу записать наиболее удачные мысли одноклассников, повторяя их за учеником, продиктовывая одну –две мысли).

Урок мне хочется закончить словами из песни. Наверное, эти слова очень часто шепчут детские губы, глядя в звездное небо, мечтая о маме, уютном доме, семейном счастье.

«Поговори со мною, мама,
О чем-нибудь поговори.
До тихой полночи, до самой
Мне снова детство подари.»

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

1. Мои добрые дела.
2. Миру нужна доброта.
3. Природа доброты человеческой (что такое доброта?).

Использованная литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва, 1985
  2. Жемчужины мысли / Сост. Жадан А. А.- Минск, 1987
  3. Бунин И. А. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. Москва, 1988