Урок–тест для 7 класса по творчеству Г.Р. Державина

Разделы: Литература


Цели:
1. Восстановить в памяти основные факты из жизни М.В.Ломоносова.
2. Познакомиться с творчеством Г.Р.Державина на примере некоторых стихотворений.
3. Вырабатывать умение работать с тестом.
4. Развивать интерес к творчеству Г.Р.Державина.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.
Задание: Работая в парах, составить вопрос по биографии М.В.Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом мы составим тест “Биография М.В.Ломоносова”.
(Тематика вопросов: 1 и 4 пара – детские и юношеские годы, 2, 5 и 7 пара – академическая деятельность, 3 и 6 пара – реформы Ломоносова).
Проверка: вопросы задавать от пары к паре по кругу.

II. Новый материал.
1.Знакомство с биографией

На доске:

img1.jpg (29651 bytes)

Гавриил Романович Державин
(1743 – 1816))

Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов.

Н.В.Гоголь

- Слова Гоголя можно считать эпиграфом ко всему творчеству Державина.

Задание:
1. Записать в тетрадь с доски.
2. Самостоятельное изучение биографии:
письменно ответить на вопросы теста (карточки), прочитав материал в учебнике.

Тест.

  1. Где родился Г.Р.Державин?
    А. Казанская губерния.
    Б. Пензенская губерния.  
    В.Самарская губерния.

  2. Когда родился?
    А. в 1741 г.
    Б. в 1743 г.
    В. 1745 г.

  3. Где учился?
    А. Пензенская гимназия.
    Б. Московский университет.
    В. Казанская гимназия.

  4. Когда началась настоящая поэтическая деятельность?
    А. В 1770 г.
    Б. В 1777 г.
    В. В 1772 г.

  5. Укажите должности поэта при дворе.
    А. Сенатор.
    Б. Казначей.
    В. Посол.
    Г. Министр юстиции.
    Д. Генерал.

  6. Какой вклад внёс в развитие литературы?
    А. Теория “3 стилей”.
    Б. Соединил слова “высокие” и “низкие”.
    В. Развитие реалистического языка.
    Г.Онегинская строфа.

Проверка: рассказать биографию, опираясь на опорные слова – ответы теста.

2.Чтение стихотворений.
Задание
: Учащиеся по рядам готовят выразительное чтение стихотворений и ответ на вопрос карточки с выбором ответа.

1 ряд читает стихотворение “Признание”.
Вопрос карточки: Какие стороны державинского мастерства отразились в стихотворении?
А. Новая рифма.
б. Соединение “высоких” и “низких” слов.
В. Соединение мужской и женской рифмы.
Докажите примерами.

2 ряд читает стихотворения “На птичку”, “Река времён”.
Вопрос карточки: Над чем заставляет задуматься стихотворение “Река времён…”?
А. Всё, что создаёт человек вечно.
Б. Всё, что создано человеком, исчезнет, уйдя в вечность.
В. Нужно больше трудиться, чтобы ты был вечен.

3 ряд читает стихотворение “Памятник”.
Вопрос карточки: Какова тема стихотворения?
А. Главное – воздвигнуть себе бронзовый памятник.
Б. Поэт бессмертен в своих творениях.
В. Родина у всех одна.

Проверка:
1-й ученик читает стихотворение.
2-й ученик отвечает на вопрос.
3-й ученик приводит примеры или дополняет.

III. Закрепление.
Эрудит – лото
- Цель последнего этапа урока: проверить как усвоили материал при изучении творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
(В таблице обвести номер верного ответа. У каждого ученика своя карточка “Эрудит – лото” и тест, каждый вопрос оценивается в 2 балла).

Тест.

  1. Кто из поэтов был выходцем из дворянской семьи?
  2. А.. Державин;    Б.. Ломоносов.

  3. Сколько иностранных языков знал Ломоносов?
  4. А. 6;     Б. 2;     В. ни одного.

  5. Верно ли, что Державину не удалось закончить гимназию, где он учился?
  6. А. да;     Б. нет.

  7. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В. Ломоносову?
  8. А. Реформа стихосложения;
    Б. Реформа литературного языка;
    В. Реформа прозы.

  9. В чем проявилось новаторство Г.Р. Державина в области литературы?
  10. А. Новое содержание поэзии;
    Б. Соединение “высокого” и “низкого” стилей в поэтическом произведении, развитие реалистического языка.

  11. Теория “трех штилей” литературного языка М.В. Ломоносова относится:
  12. А. К реформе стихосложения;
    Б. К реформе литературного языка;
    В. К реформе в области науки.

  13. Кого из поэтов характеризует приведенное высказывание Белинского: “С него начинается наша литература, он был ее отцом”?
  14. А. М.В. Ломоносов;
    Б. Г.Р. Державин.

  15. Кому из поэтов принадлежит приведенный фрагмент стихотворения?
  16. Я памятник себе воздвиг, чудесный вечный,
    Металлов тверже он и выше пирамид;
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полет его не сокрушит.

    А. А.С. Пушкин;     Б. Г.Р. Державин;      В. М.В. Ломоносов.

  17. Определите тему и главную мысль стихотворения Г.Р. Державина “Памятник” - вольный перевод оды Горация “К Мельпомене”.
  18. а. Назначение поэта – петь славу царям, и память о нем останется вечной, и поэт возвысится над толпой;
    б. Бессмертие поэта – в его творчестве. Основная заслуга поэта в том, что он мог истину говорить царям с “улыбкой”, петь о их добродетелях простым слогом

  19. . О ком Пушкин сказал: “Он был нашим первым университетом”?
    А.. Г.Р. Державин;     Б. Н.М. Карамзин;      В. М.В. Ломоносов.

1

А

Б

 

2

А

Б

В

3

А

Б

 

4

А

Б

В

5

А

Б

 

6

А

Б

В

7

А

Б

 

8

А

Б

В

9

А

Б

 

10

А

Б

В

Проверка учителем:
(Оценки выставляются по количеству набранных баллов.)
20-18 баллов – “5”
17-14 баллов – “4”
13-10 баллов – “3”
меньше 10 баллов – “2”

IV Итог урока.
Самостоятельно оценить свою работу, оценить эффективность урока.