Валеологический подход к организации работы в современной школе

Разделы: Начальная школа


Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаются все, от президента страны до рядового служащего. Эта проблема волнует и нас, учителей.

С каждым годом число детей, имеющих различные патологии, увеличивается. Об этом говорит статистика по России в целом и, конкретно, по нашему региону. По итогам профилактического осмотра в октябре-ноябре 2002 года к I группе здоровья отнесено всего 7% детей, ко II группе здоровья (функциональные отклонения) - 78% детей, к III группе здоровья (хронические патологии) - 15% детей.

Наша школа не является исключением. Исследование уровня здоровья детей констатирует, что количество здоровых уменьшается из года в год. Так, если в 1997-1998 учебном году здоровых детей был 21% от общего количества учащихся, то в 2002-2003 учебном году - только 10%. Причины ухудшения здоровья разные: это климатические условия, недостаток йода в организме, безответственность родителей, употребляющих алкоголь, табак, наркотики в период вынашивания плода ребенка, нездоровая экологическая обстановка, увеличение количества времени, проводимого у телевизора и компьютера, перегруженность программным материалом в школе и др.

Встает вопрос: как помочь ребенку быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия?

В нашей школе сложилась прочная система, направленная на охрану и укрепление здоровья детей. В этом нам помогает Программа «Здоровье школьника», разработанная в 2000 году администрацией школы при содействии всего педагогического коллектива и научного руководства со стороны преподавателей Сургутского государственного педагогического института. В Программе поэтапно спланирована деятельность педагогического коллектива в деле создания условий для успешного усвоения программного материала и сохранения здоровья обучающихся.

Серьезная проблема сегодняшней школы - это отсутствие у учителей (даже проработавших в школе в течение многих лет) специальных знаний об особенностях психического, физиологического развития своих учеников. А ведь эта информация может помочь построить учебный процесс таким образом, чтобы усвоение знаний не происходило за счет здоровья школьников. Следует признать, что большая доля ответственности за ухудшение здоровья учащихся лежит на плечах школы. Постоянное увеличение темпов и объемов учебной нагрузки, стрессовая тактика авторитарной педагогики (а таковая еще имеет место), несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, низкий уровень физического воспитания - вот далеко не полный перечень «грехов школы». А платят за них наши дети, причем платят чрезвычайно дорого - своим здоровьем.

В этой связи возникла необходимость повышения образовательного уровня педагогов школы. Активизировала работу методическая служба образовательного учреждения. Силами опытных педагогов были организованы методические советы, где учителей школы знакомили с технологиями здоровьесбережения, изучался опыт работы в данном направлении других школ города и России, не обошли вниманием и опыт зарубежных школ. Кроме того, были организованы круглые столы с привлечением специалистов медицинских учреждений города.

К счастью, представители власти нашего региона осознают важность проблемы сохранения здоровья детей и принимают меры к решению ее на муниципальном и региональном уровнях. Так, в расписании уроков введен третий час физкультуры как региональный компонент. Большинство учителей округа имеет возможность бесплатно повысить свой профессиональный уровень на основе именного образовательного чека. Институты повышения квалификации округа, Сургутского государственного педагогического института и Сургутского государственного университета ежегодно проводят курсы для педагогических работников школ. Тематика курсов разнообразна: «Развитие профессионального самосознания в тренинге», «Технологии здоровьесбережения в ОУ», «Общество как социокультурная система», «Современные подходы в методике обучения физической культуре и видам спорта» и др.

На встречах и заседаниях учителя школ делятся своим опытом работы, обсуждают важные вопросы в преодолении перегруженности учебных планов. Чтобы решить эту проблему, требуется выполнение одного из условий: разгрузка учебного материала. Разгрузка нужна, прежде всего, в интересах сохранения здоровья учащихся. Чтобы не ломать голову над разгрузкой учебного материала, нужно просто не перегружать то, что уже имеется. Существуют четко определенные санитарные нормы, разработан базисный учебный план, в котором конкретно определены образовательные области с почасовой раскладкой. Остается лишь следовать этим нормам без нарушений.

Если исходить из представлений о том, что учитель должен быть еще и учителем здоровья, то Служба здоровья в широком смысле - все участники образовательного процесса, взаимодействующие на основе общего концептуального подхода и осуществляющие систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.

Структура Службы здоровья МОУ начальной школы №39

Адаптивная модель Службы здоровья как нельзя лучше выполняет основные функции школы: сохранения здоровья; координационную; ориентационную; реабилитационную; коррекционную; пропедевтическую; стимулирующую.

В течение последних шести лет все наши усилия направлены на создание условий для обучения младших школьников с целью сохранения здоровья детей не в ущерб усвоению программного материала, а для более качественного его уровня.

Итоги о работе по проблеме здоровьесбережения подводятся ежегодно на педагогических советах ОУ в марте-апреле месяце. Темы педсоветов: «Состояние и физическое развитие учащихся», «Программа «Здоровье школьника» в действии», «Мир ребенка в условиях концепции школы как носителя нравственного, физического и интеллектуального здоровья», «Привитие младшим школьникам основ здорового образа жизни», «Педагогика здорового развития детей младшего школьного возраста».

Дифференцированный подход в обучении позволяет видеть личность каждого ребенка, осуществлять индивидуализацию в обучении. С этой целью созданы классы по традиционной форме обучения; по программе развивающего обучения; классы компенсирующего обучения для детей с ослабленным здоровьем (классы здоровья). В учебное расписание введен третий урок физкультуры (ритмика). Для классов компенсирующего обучения, где занимаются 9-12 человек, предусмотрены в расписании такие предметы как математика и конструирование, ритмика, корригирующая гимнастика. В этих классах три раза в неделю проводятся динамические часы (чаще на свежем воздухе). Все дети классов здоровья поставлены на дополнительное питание. Благодаря тесной связи с родителями, осуществляется контроль за регулярным плановым посещением врачей, у которых дети стоят на диспансерном учете.

Помимо этого, все ученики школы, по показаниям врачей физкультурно-оздоровительного диспансера, посещают занятия корригирующей гимнастики. Регулярно проводятся занятия специальной медицинской группы. В образовательный процесс, как интегрированный элемент, включены уроки здоровья, где дети учатся ценить свое здоровье, сохранять его на протяжении жизни. В основу уроков здоровья положен курс «Полезные привычки» (авторы: кандидат медицинских наук Т.Б. Гречаная, кандидат педагогических наук Л.Ю. Иванова). Ведет эти уроки социальный педагог здоровьесбережения. Планы уроков гибкие, что позволяет учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностям класса.

Во внеурочное время психолог школы для детей, имеющих психоэмоциональные отклонения, для детей коррекционных классов проводит тренинги, занятия психологической разгрузки. Для родителей таких детей отведены консультационные часы. Ведь работа, начатая в школе, должна непрерывно продолжаться и в домашней обстановке.

Мы стремимся охватить максимальное количество детей занятиями в кружках спортивно-оздоровительного направления: аэробика, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, общая физическая подготовка. Помимо наших учителей физической культуры, мы привлекаем опытных специалистов из детско-юношеских спортивных школ города для проведения этих занятий дополнительного образования. Это не мешает детям заниматься также в кружках художественно-эстетического направления. В школе регулярно работают кружки «Юный художник», «Умелые руки», школьный хор и вокальные группы, Театральная студия.

Отрадно отметить, что ученики нашей школы ежегодно занимают призовые места в городской спартакиаде по отдельным видам спорта. А по итогам участия в городской спартакиаде среди начальных классов школ города в 2002-2003 учебном году наши ребята заняли общекомандное 3 место.

Еще И.М.Сеченов указывал на то, что полноценный отдых - это не безделье, а смена деятельности. Учителя, ученики и родители общеобразовательного учреждения приветствуют активный отдых, поэтому охотно участвуют в подготовке и проведении Дней здоровья. Проводятся они ежемесячно по заранее продуманному плану в рамках школьных Малых олимпийских игр. Будь то «Веселые старты» или «Рыцарский турнир», «Проводы зимы» или лыжные прогулки в зимнем лесу, маршрутное путешествие по микрорайону или тематическая экскурсия в историко-культурный центр города. Все это развивает физически, обогащает духовный мир, заряжает энергией, дает хороший потенциал бодрости для успешной учебы.

Специалистами Службы здоровья постоянно отслеживается уровень заболеваемости детей и ведется мониторинг физического развития. С этой целью в образовательный процесс внедрена компьютерная программа «Валеология школьника» (авторы В.Д.Сонькин, В.В.Зайцева). Эта программа позволяет держать на контроле уровень физического развития детей и выдает рекомендации детям и родителям, над развитием каких физических данных следует работать.

Особое внимание уделяется гигиеническому аспекту в образовательном процессе: освещение учебных кабинетов, приобретение регулируемой ученической мебели в соответствии с ростом ученика; проветривание помещений и ионизация воздуха с помощью люстр Чижевского; грамотное составление расписания уроков; внедрение в образовательный процесс комплексов упражнений для глаз, моторики пальцев; использование физкультурных пятиминуток перед занятиями и физпауз на уроках и т.д.

Каждую четверть мы проводим двухнедельный курс витаминизации для учеников и педагогических работников школы. Уделяем особое внимание горячему питанию детей. Почти 100% школьников ежедневно получают горячий завтрак. В меню постоянно включаем витаминные блюда.

Это лишь часть мероприятий, направленных на сохранение здоровья наших детей, осуществляемых школой. А результат от этого колоссальный. Только за последние два года уровень общей заболеваемости учащихся (это грипп, ОРЗ, ОРВИ) снизился на 20%, количество часто болеющих детей уменьшилось на 6%, а качество знаний по основным предметам остается стабильно высоким. Это подтверждает тот факт, что 40% наших выпускников 3-4 классов поступают и успешно продолжают обучение в лицеях и гимназиях города.

Неоднократно опыт своей работы мы представляли на городских семинарах, участвовали в городской творческой мастерской. На базе нашей школы в 2003 году провели городской семинар для учителей физической культуры, психологов, преподавателей корригирующей гимнастики, учителей-логопедов, социальных педагогов города. Надо отметить, что опыт наш востребован, вызывает живой интерес среди педагогов других общеобразовательных учреждений города.

Педагогический коллектив школы имеет большой творческий потенциал. У нас много интересных идей, планов, которые ждут своего осуществления, главным результатом которых является здоровый ребенок как личность, творец, созидатель.