Интегрированные уроки в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Урок 1. Музоматика (1 класс)

Тема:  Целые и части в музыке и математике

Цели:

  • формировать понятия длительности нот и ступени звукоряда;
  • развивать логическое мышление, воображение, абстрактное представление;
  • воспитывать ответственность, аккуратность, прививать любовь к окружающей среде;
  • формировать умение находить взаимосвязь между целыми и частями; закреплять вычислительный навык.

Оборудование: учебники, тетради, ручки, линейки.

Наглядность: картина с изображением полянки, круглые десятки с буквами, таблица «Лесенка», таблица длительностей нот, карточки с изображением частей пирога, «шифровка» песенки «Елочка» муз. М. Красева.

Тип урока: урок–закрепление.

Метод обучения: частично–поисковый.

Ход урока

I. Организационный момент
                 Долгожданный дан звонок – 
                 Начинается урок.

А урок у нас – МУЗОМАТИКА. Как вы понимаете значение данного слова?
Тема урока: Целые и части в музыке и математике.

II.   Каллиграфическая минутка.
братите внимание на правописание цифры 6:
                    Цифра 6 – дверной замочек:
                   Сверху крюк, внизу кружочек.
                    Эта цифра – акробатка
                    То 6, то 9.
Что такое цифра?

III. А теперь мысленно отправимся на полянку. Однажды маленький зайчонка отправился на полянку по лесу. Неожиданно из лесной чащи выскочил волк. У бедного зайчишки есть несколько дорожек, по которым он может убежать от волка и быстрее попасть домой. Мы поможем зайчишке? Только правильные ответы помогут его спасти. А кто больше всех переживал за зайчика – будет отмечен вот такой фишкой (преподаватель показывает детям фишку).

Какие бывают числа? Какие числа четные? Какие числа нечетные?

IV. Упражнение на развитие памяти. Посмотрите внимательно, запомните и запишите числа в том порядке, в котором они записаны на плакате.
1    5   7   3

Проверьте.

V.   Расположите круглые десятки в порядке возрастания.
60          80           20         70         10              50         30         90          10            100
И         ДИН          ЗА         О          ВСЕ      ГО        ОД        ЗА         ВСЕ         ВСЕХ
Какие числа вы записали?
А кто может прочитать, какие слова у нас получились. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

VI.  С какими цифрами мы работали? Приготовьте римские цифры.
Устный счет.
Какое число стоит слева от 2? Какое число стоит справа от 4? Какое число стоит между 6 и 8?
Уменьшаемое 8, вычитаемое 7. Чему равна разность?
Первое слагаемое 6, второе слагаемое 4. Чему равна сумма?
Я задумала число, если к нему прибавить 4, то получится 9. Какое число я задумала?
 С какими цифрами мы сейчас работали? (римскими). Когда впервые появились римские цифры?

VII.        А где мы еще встречаемся с римскими цифрами?
Для чего нужны римские цифры в музыке?
Что такое звукоряд? Из каких двух слов состоит это слово? Что такое гамма? Ступень?
 У нас есть «Лесенка», в которой нам нужно правильно расположить нотки по ступенькам (выполняем задание).
А теперь давайте споем с вами получившийся звукоряд с жестами, только для этого нам нужен дирижер (выбираем дирижера из учеников и исполняем звукоряд гаммы До-мажор).
Сейчас представим, что мы все стали шпионами-разведчиками и мы получили очень важную шифровку, которую нам надо срочно расшифровать (записать в До-мажоре по ступеням ноты):

       V   III   III     V   III   III    V   IV    III    II   I          

Молодцы! А теперь давайте узнаем эту мелодию и исполним ее! (дети под сопровождение педагога исполняют песню «Елочка» муз. М. Красева).

VIII.  Физминутка (под музыку пьесы «Шуточка» Селиванова или «Зайчик» Галынина)

1, 2, 3, 4, 5
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
               Вот помощники мои,
               Их, как хочешь поверни - 
               Так и эдак, эдак – так –
               Не обидятся никак.

IX. Ребята,  какие цифры мы записываем в тетрадях? (Арабские)
1)      Как найти целую часть?
2)      Как найти часть?

Под диктовку учителя учащиеся чертят схемы и находят целую часть и часть:

  • Часть 3, часть 5. Найдите целую часть.
  • Часть 2, часть 8. Найдите целую часть.
  • Целая часть 9, часть 3. Найдите часть.
  • Целая часть 8, часть 2. Найдите часть.

X. Где мы еще встречаемся  со словом «целая»? Что обозначается в музыке этим понятием?

Это длительность звука, ведь в каждой   мелодии звуки различаются по своей длительности. Например, можно ли узнать эту песенку? (Исполняется мелодия песни «В траве сидел кузнечик» одинаковыми длительностями. Затем – верное исполнение) В чем была разница?
Для того, чтобы узнать какие еще длительности (или части) бывают в музыке, представим, что мама испекла вкусный пирог и только вы решили его съесть, как к вам пришел в гости друг (). Как вы поступите? Сколько частей пирога у вас получится? Одинаковые ли они? (Рассказ иллюстрируется картинками и параллельно идет сравнение с таблицей длительностей). Потом к вам пришли еще два друга (), а потом вся остальная ваша дружная компания (). Скажите, какой кусочек пирога будет больше? Какой меньше? Так и звук – чем меньше часть, тем короче звук.

Скажите, сколько четвертных () частей в целой (о)? Половинных () в целой (о), восьмых () в целой (о)?.

Теперь решим музыкальные примеры:

+=?

+=?

XI. Решите задачу, составив выражение:
В классе А мальчиков и В девочек. Сколько детей в классе?
О ком говорится в задаче?
Что известно в задаче?
Какой вопрос задачи?
Чертим схему и записываем выражение.

XII. Рефлексия.

Так по какой дорожке надо бежать зайчонку, чтобы быстрее добраться до домика? Почему?
Кто больше всех получил фишек?
Вы получали фишки, а что они вам напоминают? (Нотки)
Что   вам понравилось на уроке?
О чем вы  расскажите своим родителям, друзьям?

Дети оцениваются вербально.

Урок 2.  Путешествие в страну МУЗОМАТИКИ (1 класс)

Тема: Формирование вычислительных умений и навыков, закрепление решения взаимообратных задач.

Цели:

  • формировать вычислительные умения и навыки, а также навык свободного построения интервалов и аккордов;
  • закреплять навык решения задач, свободного ориентирования в нотах и точного интонирования, самостоятельного составления обратных задач на основе анализа условия прямой задачи, выявление ее логического скелета.

Задачи:

  • научить следующим качествам: правильности, осознанности, рациональности, прочности знаний – полноценности вычислительных навыков;
  • развивать познавательные и интеллектуальные способности (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами;
  • воспитать коллективизм, патриотизм; воспитывать нравственные черты личности: доброту, способность сочувствовать, понимать, желание помогать, нести действенное добро.

Тип урока: урок–игра.

Оборудование: на доске нарисован плакат (тепловоз и 8 вагонов), далее вывески «Железнодорожная касса», «Диспетчер», карточки для «Спринта», карточки с изображением нот «ми» и «ля», геометрические фигуры, мешочки, нотный стан, соответствующий плакату с изображением тепловоза, карточки с названием интервалов и нот, таблица «Лесенка», «Пирамидка» с названиями нот, иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят». 

Ход урока

1.       Организационный момент
Сегодня 17 марта. Какие числа в сумме и разности могут составить эту дату?
 На уроке математики мы отправимся по детской железной дороге в путешествие в страну МУЗОМАТИКИ, а тема нашего путешествия – закрепление решения взаимообратных задач.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

2.       Каллиграфическая минутка.

Обратите внимание на доску, какой большой тепловоз мы видим!
Выпишите все четные номера вагонов (2, 4, 6, 8)
Для того, чтобы отправиться по железной дороге в путешествие, надо в железнодорожной кассе приобрести билеты. (Учитель разрезает по высоте тетрадный лист на 6-7 полосок и кладет ее на парте вертикально. Когда учитель читает задание, ученик записывает вверху ответ и делает небольшой загиб, затем записывает следующий ответ (под загибом) и снова загибает полоску и т.д. В конце игры следует взаимопроверка, как в «Спортлото»).

3.       Математический диктант «Спринт».

  • На сколько 10 меньше 30?
  • На сколько 10 меньше 50?
  • Запишите число, которое стоит между числами 13 и 15? 18 и 20?
  • На сколько каждое последующее число больше предыдущего? Как записать в общем виде? (а+1)
  • На сколько каждое предыдущее число меньше последующего? Как записать в общем виде? (а-1)
  • Запишите число, в котором 1 десяток 9 единиц.
  • Какое число дополнит 18 до 20?
  • Найдите сумму трех чисел: 10, 6, 2.

Билеты приобретены, подходим к вагонам, показываем билеты проводникам и располагаемся в вагонах. (Под   музыку песни В. Шаинского «Голубой вагон» движением рук и ног показываем движение поезда)

  Внимание! I станция «Думай-ка».
Комбинаторная задача
.
В вагон №2 зашли три мальчика: Петя, Юра и Алеша. Они хотят путешествовать вместе с нами. Сколько способов существует, чтобы посадить мальчиков на скамейку? (6 способов: ПЮА, ПАЮ, ЮПА, ЮАП, АПЮ, АЮП).
(За правильное решение задач и за устные ответы детям 1 и 3 ряда дается фишка с изображением ноты МИ, 2 ряда – фишка с изображением ноты ЛЯ)

Мы проехали небольшое расстояние. А как в музыке называется расстояние?

  Внимание! II станция «Интервально-сказочная».

Также как между различными станциями есть определенное расстояние, где-то дальше, где-то короче, так и в музыке расстояние между двумя звуками может быть различным. А как же называется в музыке  расстояние между двумя звуками? (интервал).
Интервалов в музыке столько же, сколько и ступенек в гамме. Вспомните наш предыдущий урок    Музоматики  и скажите, сколько ступенек в гамме? (восемь)
А кто из вас знает итальянский язык?  Итальянский язык нам нужен для того, чтобы дать имена интервалам. (Дается название интервалов с помощью карточек и на основе этих названий дети разучивают и  исполняют песенку «Интервалы» О. Мандичевского).

  • Покажите в каком вагоне нашего поезда едет интервал секунда? Кварта? Секста? Октава? Какие это цифры? (четные)
  • Назовите интервалы, которые относятся к нечетным цифрам, едут в нечетных вагонах? (Прима, терция, квинта, септима).

А теперь мы вспомним сказку «Волк и семеро козлят» и ее героев. Давайте возьмем в наше путешествие вместе с героями предыдущей задачи Петей, Юрой и Алешей и этих сказочных героев. Только Волка мы посадим в тепловоз, чтобы он не полакомился козлятами, а маму Козу с козлятами рассадим по вагонам.

  • Кто из героев сказки самый старший? Имя какого интервала мы ему присвоим и в какой вагон мы его разместим? (На доске на нотном стане под плакатом с вагонами строим интервалы)
  • Кто из героев самый младший? (Козленок, которому 1 годик – прима) и т.д.

            8         1           2            3           4            5            6             7

В конце заданий исполняется песня «Мы едем, едем, едем» муз. М. Старокадомского

  Внимание! III станция «Спортивная».

Физминутка.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.

  Внимание! IV станция «Повторяй-ка».

Повторение.

Задача: «Отец дал Арману 12 яблок, а мама добавила еще 5 яблок. Сколько всего яблок дали родители Арману?»

  • Что известно в задаче? (12 яблок и 5 яблок)
  • Что нужно узнать? (Сколько всего яблок дали Арману родители?)
  • Запишем краткую запись:   12 ябл., 5 ябл., 17 ябл.
  • Как узнать сколько яблок дали Арману родители?

1) 12+5=17 (ябл.)
                                        Ответ: 17 яблок дали Арману родители.

Составим обратную задачу, для чего неизвестным сделаем одно из двух чисел (Дети составляют обратные задачи)
«Отец дал Арману несколько яблок, а мама добавила еще 5 яблок. Всего у Армана стало 17 яблок. Сколько яблок дал Арману отец?»
Запишем краткую запись:   12 ябл., 5 ябл., 17 ябл.
      17-5=12 (ябл.)
                                      Ответ: 12 яблок дал Арману отец.
Составим обратную задачу, где неизвестным будет количество яблок, данных Арману мамой.
«Отец дал Арману 12яблок, а мама добавила еще несколько яблок. Всего у Армана стало 17 яблок. Сколько яблок дала  Арману мама?»

Запишем краткую запись:   12 ябл., 5 ябл., 17 ябл.
1) 17-12=5 (ябл.)
                                      Ответ: 5 яблок дала  Арману мама.
Составляем графическую схему решения этих задач (воспроизводим прямую задачу; выделяем числа, которыми оперировали – 12, 5, 17; выясняем, что узнали сначала, потом; на доске и в тетрадях вычерчиваем граф-схему):

 Внимание! V станция «Обобщайкина».

А теперь пришло время подвести итоги. Мы очень плодотворно поработали. Понравился ли вам урок-путешествие по станциям? Что нового вы сегодня  узнали во время путешествия? Какое настроение у вас? О чем вы расскажите дома?
А какими нотами можно измерить расстояние? Какие нотные фишки заработал 1 ряд? «МИ», какие нотные фишки заработал 2 ряд? «ЛЯ», какие нотные фишки заработал 3 ряд? «МИ». А что означает это слово, вы должны ответить на следующий урок.