Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым “критическим” периодам в жизни ребенка, решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Что может быть объективнее статистики? А она год за годом посылает нам лишь неутешительные сигналы.

Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. 70% детей страдают кариесом зубов. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Об этом же свидетельствует и мониторинг состояния здоровья воспитанников нашего детского сада. Увеличивается количество детей, относящихся к 3 группе здоровья ( с 5 человек в 2001 году до 23 человек в 2004 году); растет число детей, имеющих хронические заболевания (38% от общего числа детей, посещающих детский сад, состоят на диспансерном учете).

Одно из первых мест среди хронических заболеваний воспитанников нашего детского сада занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие), которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма ( сердечно-сосудистую, дыхательную, центральную нервную) и показатели здоровья вообще.

Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и определило необходимость поиска эффективных путей их коррекции в условиях нашего детского сада.

С этой целью совместными усилиями врача-педиатра, старшей медсестры, старшего воспитателя, инструктора по физической культуре, воспитателей был разработан механизм комплексной реабилитации детей, профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата.

Основными составляющими данного механизма стали следующие модули:

  • Модуль мониторинга;
  • Модуль коррекции;
  • Модуль контроля;
  • Модуль профилактики;
  • Модуль среды;
  • Модуль сотрудничества.

Модуль мониторинга позволил нам создать представления о состоянии организма детей.

В этой связи в начале учебного года нами были проведены:

  • методы анамнеза (опроса),
  • соматоскопии ( наружного осмотра),
  • антропометрии,
  • тестирования физической подготовленности,

которые помогли дать объективную оценку текущего состояния организма каждого ребенка, посещающего детский сад.

Результаты проведенных обследований были занесены в диагностическую карту здоровья каждого ребенка, где отмечена:

  • группа здоровья,
  • уровень физической подготовленности (высокий, средний, низкий)
  • имеющиеся отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата.

Данные, полученные в ходе решения задач модуля мониторинга, позволили нам выделить две группы детей:

  • Первая группа детей, не имеющая каких-либо отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата, составила 92 % от общего числа детей 4-7 лет.
  • Вторая группа детей, с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата, составила 8 % (10 детей).

Именно с детьми второй группы, в рамках модуля коррекции, была сформирована секция ЛФК. Цель её – осуществление коррекции имеющихся отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата детей средствами физического воспитания, способствующими устранению имеющихся нарушений в осанке и своде стопы.

Лечебная физическая культура является новой формой реабилитации детей дошкольного возраста. Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в работу нашего детского сада многообразны:

  • Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста;
  • Ухудшение экологической обстановки, вызывающее снижение иммунологической реакции детей;
  • Занятость родителей;
  • Строгий режим работы кабинетов ЛФК, удаленность их от места проживания детей, нуждающихся в лечении;

А в детском саду созданы условия (режим дня, материально-техническая база, кадры), необходимые для своевременной профилактики и реабилитации.

Группу ЛФК посещают дети от 4 до 7 лет.

Лечебная физкультура проводится 1 раз в неделю, длительностью 15-20 минут. Занятия в секции включают в себя необходимый минимум упражнений: упражнения против сколиоза, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами – прыгунами, массажными мячами. Занимаются дети босиком, чтобы чувствовать свою стопу и пальцы ног.

Наряду с основными корригирующими упражнениями в комплексы лечебной гимнастики включаются упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание. Эти упражнения используются как общеукрепляющие, а также для ликвидации отставания психомоторного развития путем повышения ДА и эмоционального тонуса на занятиях лечебной физкультурой.

Весьма перспективной представляется структура занятий лечебной гимнастикой, построенная на принципах "круговой тренировки". Дети последовательно выполняют упражнения на "базах", оборудованных гимнастическими снарядами и инвентарем.

Объединяющим началом всех занятий служит эмоциональный настрой, яркая игровая психоэмоциональная окраска, атмосфера веселой, увлекательной игры, много музыки, танцев, смеха.

Использование модуля контроля предусматривается через 6-7 месяцев после начала занятий в группе ЛФК.

Цель модуля контроля - контроль за текущим состоянием опорно-двигательного аппарата по показателям педагогического тестирования ( уровня силовых способностей мышц туловища и стопы, гибкости позвоночного столба и данным соматоскопии, которые позволяют отследить изменения в состоянии опорно-двигательного аппарата в результате воздействия модуля коррекции).

Согласно данным педагогического тестирования детей, проведенного в марте месяце 2004 года, было отмечено:

  • количество детей, состоящих на учете у ортопеда, осталось на прежнем уровне;
  • повысился уровень физического развития ( увеличились показатели силы кистей рук, силовой выносливости спины и брюшного пресса, улучшились такие качества как гибкость позвоночника и функция равновесия).

Средние показатели функционального состояния систем организма детей, посещающих секцию ЛФК после 7 месяцев реабилитации.

Возраст (лет)

Гибкость позвоночника (см)

Силовая выносливость брюшного пресса (кол-во раз)

Равновесие (сек)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

4 года

+ 2,5

+3,5

4

6,5

12,0

14,3

5 лет

+4,3

+5,3

11,6

22,3

22,3

23,3

6 лет

+4,6

+6

10,6

13,3

22,6

26,2

  • улучшился ряд антропометрических показателей (увеличился вес, рост стоя).

Средние значения показателей физического развития детей, посещающих секцию ЛФК после 7 месяцев реабилитации.

Показатели

Возраст, лет

4 года

5 лет

6 лет

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

Рост стоя (см)

101,5

106,25

110,3

113,3

111,6

113,8

Масса тела ( кг)

15,3

16,2

21,0

22,0

19,5

20,2

А самое главное, что занятия в секции ЛФК дали нашим детям уверенность в своих силах и возможностях, помогли стать доброжелательными, радостными, счастливыми, более открытыми людям и окружающему миру. Ведь суть лечебной педагогики все-таки определяется отношением ребенка к своему здоровью, верой в то, что он здоров и совершенен.

В структуре механизма профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата модуль профилактики направлен на реализацию профилактических мероприятий с целью гармоничного развития всех детей детского сада.

Данный модуль используется в совокупности с любой формой двигательной активности детей и предполагает моделирование двигательного режима, предусматривающее рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре.

Модель двигательной активности детей нашего детского сада включает в себя сочетание базовых форм ( физкультурные занятия, утренняя и вечерняя гимнастики, занятия в бассейне, физкультурные минутки, подвижные игры, дни здоровья, физкультурные праздники и досуги) и вариативных форм физического воспитания (кружки, секции, фитнес - тренинг - двигательные разминки и упражнения с использованием массажных мячей, больших гимнастических мячей (фитболов), занятия на оздоровительных тренажерах и массажных дорожках).

Комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после дневного сна, физкультурные паузы, двигательные разминки обязательно содержат упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.д.

Использование данных форм профилактической работы обеспечивает всестороннее развитие детей, нормализацию функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, оптимальную подвижность во всех отделах позвоночника и суставах, формирование мышечного корсета; повышение уровня физического здоровья детей, позволяющего иметь запас адаптивных качеств на длительный период жизни.

Использование разнообразного физкультурно-оздоровительного оборудования и пособий является составной частью механизма профилактики и нарушения осанки и плоскостопия – “ модуль среды”.

Физкультурный зал, прогулочная веранда детского сада оснащены специально подобранным физкультурно-оздоровительным оборудованием: массажными и гимнастическими мячами, мячами – прыгунами, батутами для прыжков, комплектами мягких модулей, яркими гимнастическими матами, сухими бассейнами, детскими тренажерами, массажерами для стоп.

Имеется бассейн с необходимыми атрибутами для плавания (доски для плавания, нарукавники, надувные игрушки, утяжеленные мячи, игрушки).

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Реализация “модуля сотрудничества” - знакомство семей воспитанников с основным содержанием, методами и приемами коррекционной работы в секции ЛФК, обучение конкретным приемам и методам оздоровления - занимает важное место в структуре механизма профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата.

Для реализации “модуля сотрудничества” в детском саду широко используются:

  • анкетирование родителей,
  • проведение дней открытых дверей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, в бассейне, секции ЛФК,
  • обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления ( тренинг “Правильная осанка – это здорово),
  • создание текстовой информации (бюллетень “Причины возникновения осанки и сколиоза”, консультация “Условия и особенности развития роста детей”, “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей.)

Таким образом, применение разработанного нами механизма профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата детей позволило:

  • улучшить состояние здоровья детей в целом по детскому саду;
  • выстроить оздоровительную деятельность на основе тщательного изучения детского контингента;
  • освоить современные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении;
  • рефлексировать и осмыслить собственный опыт оздоровления детей.