План-конспект занятия "Ягодные растения лесотундры Таймыра"

Разделы: Биология


Цель занятия: формирование познавательного интереса школьников к природе Таймыра, посредством изучения отдельных природных объектов (ягодных растений)

Задачи:

  • дать новые знания учащимся о ягодных растениях лесотундры;
  • развивать общий кругозор, логическое мышление, память, внимание;
  • прививать любовь и бережное отношение к уникальной природе родного края;
  • воспитывать экологическое сознание, стремление и желание изучать животный и растительный мир лесотундры, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Оборудование и материалы:

  • дидактический материал: фотогербарий, гербарии растений.
  • ТСО – музыкальный центр, видеопроектор.
  • раздаточный материал: карточки с названием темы занятия, шаблоны, кроссворд, конверты с письмами от растений, ягоды, ягодный морс, стаканчики, цветные карандаши, розетки, рабочие тетради, таблицы с лекарственными свойствами ягод, сигнальные карточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Педагог приветствует учащихся.

II. Постановка задачи.

Учитель. Ребята, вспомните наше предыдущее занятие, что же обозначает слово “тундра” в переводе с финского языка? (ответы учащихся). Правильно, это слово означает горная пустынная местность. Почему пустынная? Да потому, что все растения в тундре низкорослые, нет деревьев, а только кустарники, кустарнички и травяные растения. Хоть и придумали это слово финны, но теперь разные народы называют им безлесные северные области (показ видеослайда).
В России тундра занимает огромную территорию. Из-за холодного, неблагоприятного климата здесь нет совсем леса. А вот нам очень повезло, потому, что наш город находится на границе между лесом и тундрой, и поэтому рядом с нашим городом можно встретить растения леса и растения тундры одновременно.
А вот тему сегодняшнего занятия вы мне подскажете сами, когда отгадаете зашифрованное предложение на карточке. (Приложение 1)
Но прежде, чем вы приступите к работе, я хочу вам раздать эти улыбающиеся “рожицы”. Эти “рожицы” двух цветов:

  • 1 – зелёный цвет, когда вы её поднимаете, то это означает, что вы справились с заданием и готовы продолжать работу дальше;
  • 2 – оранжевый цвет, когда вы её поднимите, то я буду знать, что вам нужна помощь или вы не успеваете, тогда я или ваши товарищи сможем вам помочь, чтобы вы не отстали.

Учитель. Теперь можно приступать к расшифровке выданной вам необычной записки. (Учащиеся работают с карточками). Что у вас получилось? Правильно, на карточке вы прочли “ягоды лесотундры”, значит, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии? Конечно же, о ягодах. А полностью тема сегодняшнего занятия звучит так: “Ягодные растения лесотундры Таймыра” (показ видеослайда).

III. Изучение нового материала.

Учитель. Чтобы узнать, какие ягоды можно встретить в окрестностях нашего города, я предлагаю вам отправиться в сказку, и стать её участниками – настоящими исследователями.
Осенью папа, мама и их сын Дима отправились в тундру за грибами и ягодами. Дима в то время ходил в младшую группу детского сада и, конечно, многого ещё не знал и тундры никогда не видел. Как хорошо быть маленьким! – говорил Дима, – Земля близко, всё, что на ней растёт, видно как на ладони. Я больше всех наберу ягод.
Но когда Дима вместе с родителями вышел из автобуса, то увидел, что ягод вокруг видимо-невидимо и все разные. Какие же собирать? А спросить у мамы или папы он постеснялся: не надо было хвастаться, что всё-то знает. Как быть? (Ответы учащихся). Совсем наш герой пригорюнился, как вдруг прямо под ногами услышал тоненький голосок.

Дима. Кто здесь? И увидел маленький кустик с синими ягодами.

Голубика. Сорви меня! Сорви! Не пожалеешь! – просили ягоды, и Дима осторожно сорвал одну ягодку и начал внимательно её рассматривать.

Дима. Может, она и несъедобная вовсе? Поэтому и просится в корзинку?

Учитель. Ягода была синяя, с голубоватым налётом и очень аппетитная на вид. Дима, не замечая этого, сжал ягоду. Она лопнула и внутри оказалась зеленоватой (показ видеослайда).

Дима. А тебя можно есть? Кто ты?

Учитель. Как вы думаете, ребята, что за ягода просится к мальчику в корзинку?

Голубика. Я голубика (показ видеослайда), ещё меня в народе называют гонобобель. Не слышал? Я очень вкусная, очень сладкая. Из меня варят кисели, варенье. Мои ягоды любят не только люди, но и птицы, зайцы, олени, и даже лисицы. Собери все ягоды, а то кустику тяжело стоять: ягоды налились соком, поспели. Помоги мне! Скоро станет холодно, сброшу я свои листики на землю, закрою ими свои корни, и останутся мои веточки зимовать под снегом до будущей весны.

Учитель. А как вы думаете, стоит ли Диме собирать эти ягоды?

Дима. Ну, хорошо! Уговорила ты меня, голубика. Возьму я твои ягоды в корзинку. Может, пригодятся.

Учитель. Чтобы вы могли познакомиться с этим растением поближе, необходимо сделать следующее:

  • рассмотреть растение на фотографии, гербарии;
  • рассмотреть ягоды, попробовать их;
  • зарисовать ягоду (можно по шаблону), подписать её название;
  • если вы сделали работу быстро, то пока ждёте своих товарищей, можете нарисовать листочки растений.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Побежал Дима родителей догонять, как вдруг опять чей-то голосок, но ещё тоньше прежнего.

Брусника. Мальчик! Разве ты меня не видишь?

Учитель. Посмотрел Дима под ноги, а на бугорках россыпи красных ягод, маленьких-маленьких, кругленьких-кругленьких. Некоторые лопнули, и обнажилась розоватая мякоть. Уже осень, поэтому листья пожелтели и покраснели, а у этой ягоды-зелёные, крепкие (показ видеослайда).

Дима. А ты кто?

Учитель. А вы как думаете? Что за ягодка просится мальчику в корзину? (Ответы учащихся)

Дима. Так кто же ты? Может, тебя и есть нельзя?

Брусника. Я брусника (показ видеослайда). Собери мои ягоды – не пожалеешь. Зимой, если простудишься, будешь пить морс из них и есть варенье. И температуры как не бывало. А ещё витамина С во мне много, с простудой бороться легче. А живу я до 300 лет.

Учитель. Попробовал бруснику Дима: кислая!

Дима. А почему у тебя листики зелёные, ведь уже осень?

Брусника. А я от морозов и ветра прячусь под снегом. Я – вечнозелёное растение. Вот почему листья мои всегда зелёные.

Самостоятельное изучение воспитанниками брусники.

Учитель. Когда Дима собирал бруснику, увидел маленькие зелёные веточки, как будто крохотные ёлочки, а на них чёрные ягоды.

Дима. А это что за ягоды? Их уж точно есть нельзя (показ видеослайда).

Вороника. А ты попробуй! Мои ягоды не сладкие, но спасут от жажды. Зовут меня вороника (показ видеослайда), ещё меня называют шикша, водяника, дорогая трава. Я всегда зелёная (вечнозелёная как брусника), и зимую тоже под снегом. А листья мои похожи на иголочки, потому что свёрнуты в трубочки. Из моих ягод делают вишнёво – красную краску. А жители тундры собирают мои ягоды в больших количествах, смешивают их с сухой толчёной рыбой, тюленьим жиром и получают своё любимое кушанье – толкушу.

Учитель. И эти ягодки собрал Дима.

Самостоятельное изучение воспитанниками вороники.

IV. Физкультминутка.

Учитель. Ребята, вы хорошо работаете, устали. Я предлагаю вам немного размять вашу спинку, руки, ноги. Выйдите из-за парт и повторяйте упражнения за мной.

Солнечным погожим днём
В тундру мы, друзья, пойдём.
(Потягивание)
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка!
(Ходьба на месте)
Собираем водянику,
Не забудем голубику
(Приседания)
И брусничку не забудем,
Витамины кушать будем.
(Наклоны вперёд).
Ягод только пол корзинки,
И опять зовёт тропинка.
(Потягивание рук вперёд)
В класс пора нам возвращаться,
Чтобы дальше заниматься.
(Дети усаживаются за парты).

V. Изучение нового материала (продолжение)

Учитель. Вот мы с вами и прогулялись по нашей красивой лесотундре. Ребята, вам хочется узнать, чем же закончились приключения мальчика Димы? (Ответы учащихся). Тогда продолжим.

Дима. Отправился мальчик дальше. Ой! Какая красивая малина! Только почему-то оранжевая...(показ видеослайда).

Учитель. Но тут мальчик услышал чей-то обиженный голосок.

Морошка. Вовсе я не малина... Меня в тундре все знают и любят. А зовут меня...

Учитель. Может, кто догадался? (Ответы учащихся)

Морошка. А зовут меня морошка (показ видеослайда) или в народе меня называют моховая смородина. И по вкусу я на малину не похожа, хотя мы с ней и дальние родственники. И зимую я не так, как брусника и вороника, которые прячутся под снегом, и не так, как голубика, которая сбрасывает листочки. У меня всё, что растёт над землёй, каждый год отмирает, а весной снова вырастает. Спасибо корням! Попробуй мои ягоды! Не пожалеешь! Северные жители по традиции к проводам и встречам готовят “попутянки” – пироги с морошкой.

Учитель. И мальчик не удержался, попробовал. Очень приятной на вкус оказалась морошка.

Дима. А что из твоих ягод делают?

Морошка. Что только не делают! И варенье из меня варят, и сушат.

Самостоятельное изучение воспитанниками морошки.

Учитель. Дима так старался набрать побольше ягод, что не заметил, как родители ушли довольно далеко. Побежал он догонять их и вдруг увидел, что смотрят на него из зелёных небольших кустиков тёмно-синие, почти чёрные, как бусинки ягодки.

Черника. Дима, посмотри на нас какие мы красивые, а мы ведь ещё и полезные. Если нас не забывать кушать, то глазки твои видеть будут очень хорошо (показ видеослайда).

Учитель. Мальчик сорвал несколько ягодок, и пальцы у него на руках стали почему-то грязные.

Дима. Да ты обманщица (обиделся), наверно специально попросила меня собрать свои ягоды, чтобы меня испачкать. Тебя и есть-то нельзя такую грязнулю.

Черника (обиженно). Я вовсе не грязнуля, меня зовут черника (показ видеослайда), потому что сок мой содержит красящие вещества. Раньше на Руси моим соком красили ткани в красный и фиолетовый цвета. А ягоды мои всё-равно полезные. Сорви их, твоя мама будет рада увидеть их в твоей корзинке. Тебе повезло! Посмотри сколько ягод вокруг. Большие урожаи черники бывают лишь раз в 5-7 лет, а сейчас как-раз такой год!

Учитель. Собрал и эти ягоды Дима.

Самостоятельное изучение воспитанниками черники.

Учитель. Но тут Диму позвали родители. Пора было возвращаться.

Дима (выходя на дорогу к автобусной остановке). До свидания! Ещё увидимся!

Мама и папа. С кем ты прощаешься?

Дима. Со своими друзьями.

Учитель. А вы внимательно смотрите под ноги в тундре, в лесу? Маленький кустик, ягода, цветок обязательно расскажут вам что-нибудь интересное о себе. А сейчас отдохните, перерыв.

* * *

Учитель. Ребята, вы напряженно работали, ознакомились с ягодными растениями лесотундры, хорошо активно отдыхали, и чтобы настроиться на рабочий лад, я предлагаю вам отправиться в путешествие на облаке (эта игра поможет привести в “рабочее” состояние детей перед началом занятий). В качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.

Инструкция. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?
Здесь высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно “увидеть” это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд).
Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

VI. Закрепление знаний.

Учитель. Полученные сегодня на занятии знания вы сможете проверить, отгадав кроссворд о ягодах (Приложение 2). Читайте внимательно вопросы. Если кто-то из ребят выполнил задание раньше, то ему даётся дополнительное задание “путаница”. В этом задании слова, которые прозвучали на занятии, разделены на слоги. Необходимо из слогов составить слова. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Теперь посмотрим, как себя чувствует наш кустик брусники, принесённый осенью из тундры, и растущий у нас в творческом объединении. Обычно растения, принесённые из леса, тундры не хотят жить в квартирах, погибают. А наша брусника как себя чувствует? (Ответы детей). Пока всё хорошо, она растёт, продолжим наблюдения дальше. Может и сможет кустик бруснички жить дома?
Сейчас я прошу вас разделиться на две группы. Сейчас вы не просто ученики – вы специалисты-экологи. Кто такие экологи? (Ответы учащихся). Ваша задача найти пути сохранения ягодных растений и выявить причины их исчезновения в окрестностях города. Представитель от каждой группы доложит о результатах работы. На обсуждение даётся 3-5 минут. (Обсуждение в группах, сообщение результатов).

Педагог подводит итоги работы учащихся, и констатирует, что ягодные растения исчезли в результате активной деятельности человека (уплотнённое строительство домов, большое количество транспорта, выбросы предприятий, сбор ягод “биркой” и др.).

VII. Конкурс “Знатоки морсов”.

Приглашаются по очереди три учащихся. Заранее объявляется, какие морсы дети будут пробовать. Каждому участнику предлагается закрыть глаза, и даётся попробовать морс (брусники, голубики, морошки). Участникам необходимо угадать, из какой ягоды он сделан, вспомнив практическую работу.
После конкурса каждый учащийся получает письма от ягод (Приложение 3), в которых ягоды загадывают о себе загадки. Необходимо определить о каком ягодном растении идёт речь. Выдаются напечатанные на листочках пять названий ягод, нужно выбрать правильный ответ и положить его под загадкой. После самостоятельной работы дети зачитывают свои задания, называют ягоды.

VIII. Подведение итогов.

Учитель. Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня вы показали хорошие вновь приобретенные на занятии знания. Думаю, этими знаниями вы обязательно воспользуетесь, когда поедете отдыхать за город следующей осенью.
Ребята! Вы знаете, что все наши ягоды лечебны. Я вам даю домой таблицы (Приложение 4), в которых описаны их лекарственные свойства. Вы почитаете их дома с мамами и папами. И сможете рассказать им много нового и интересного о теперь уже нам знакомых ягодах.

Производится оценка работы учащихся на занятии (печати).

Приводите свои места в порядок, до окончания занятия осталось 5 минут. До свидания, до следующего занятия.

Приложение 1

Расшифруйте название темы занятия.

Вы сможете расшифровать надпись, если замените значки на буквы:

Приложение 2

ЯГОДЫ ЛЕСОТУНДРЫ

По горизонтали:

  1. Какое растение сбрасывает на зиму листики, а ягоды у него голубого цвета?
  2. Из какой ягоды делают морс, который снижает температуру?
  3. Веточки какого растения похожи на еловые?
  4. У какого ягодного растения на зиму отмирает надземная часть, а зимует только корень?
  5. Ягода, повышающая остроту зрения.

Задание: как иначе можно назвать воронику?

Приложение 3

ПИСЬМА ЯГОД

Для 1 - 2 классов.

Отгадай загадку.

Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника)

Кустарничек мал,
Да синих ягодок дал. (Голубика)

В конце лета кисловата,
А к зиме сладковата.
Под кусточком сидит,
Красным глазом глядит. (Брусника)

Я малине сестрица,
Ох, и вкусная девица. (Морошка)

Я ёлке не родня.
Не колючки, а листочки у меня.
Мои ягодки черны, как угольки.
Их сорви, не поленись и рассмотри. (Водяника)

Для 3 - 4 классов.

Угадай, как называется растение.

Высотой я всего 10-30 сантиметров, у меня ползучее корневище и прямостоячие ветвистые веточки. Я многолетний вечнозелёный полукустарник семейства брусничных. Мои листочки овальные, мелкие, кожистые, блестящие. Цветки у меня белые колокольчатые, с розовым оттенком. Мои ягоды созревают в конце августа. Зимую я под слоем снега, не сбрасывая свои листочки.
Я лечебное растение. Меня очень любят люди. Мои ягоды применяют при недостатке витамина С и А, мой морс или сок снижают температуру, понижают кровяное давление. Отваром из моих листьев можно лечить болезни почек и мочевого пузыря. (Брусника)

Я – небольшой кустарничек семейства брусничных. У меня овальные, мягкие, снизу голубовато-зелёные листья и мелкие белые или чуть розоватые цветки. Мои ягоды созревают в августе. Осенью я сбрасываю листочки, ими закрываю свои корешки, и под снегом зимуют мои маленькие веточки. Люблю расти во влажных местах, особенно около наших северных озёр.
Мои ягоды лечебны в них содержится много витаминов С и А, поэтому ягоды полезны при болезнях дёсен, при простуде, а также при болезнях желудка, как диетическое средство. (Голубика)

Я – мелкий кустарничек с гладкими ветвями и светло-зелёными листьями из семейства брусничных. Мои цветки розовато-белые, расположены поодиночке. Ягоды созревают в августе. Когда вы будете собирать мои ягоды, то я обязательно постараюсь перепачкать ваши руки и рот их соком, чтобы обо мне ещё долго вспоминали. В старину соком моих ягод красили лён и шерсть в красный и фиолетовый цвета.
В народной медицине мои ягоды используют при болезнях желудка, камнях в почках, малокровии, для улучшения зрения. Листья тоже лечебны, их используют для лечения сахарного диабета. (Черника)

Я – многолетнее мелкое травянистое растение семейства розоцветных. У меня ползучее корневище, прямостоячие стебли. Листья мои довольно крупные, округлые пяти- или семилопастные. Цветы одиночные, белые. Мой плод состоит из нескольких (иногда до 20) костянок. Меня хорошо поедают северные олени. К зиме вся моя надземная часть отмирает, а в земле остаётся зимовать только корневище.
У меня лечебными являются все части растения. Настойку из всего растения пьют при недостатке витаминов, нарушении обмена веществ, при заболеваниях мочевого пузыря. Мои плоды лечат от кашля и простуды. (Морошка)

Я – низкий вечнозеленый кустарничек семейства шикшевых, с ветвистыми тёмно-бурыми стеблями от 20 до 1 метра длиной, мои листочки похожи на иголочки, потому что свёрнуты в трубочку, они блестящие, маленькие, жёсткие, и торчат на побеге во все стороны. Цветы мелкие розовые или тёмно-красные с тремя лепестками. Мои плоды созревают в августе, только многие их обходят стороной, потому что не знают какие они полезные. В плодике спрятано 6-9 семян. Если вы забыли дома воду, то мои ягоды утолят вашу жажду. В моих ягодах много витамина С и марганца. Настой моих ягод успокоит вашу нервную систему, снимет утомление, головную боль, вылечит кровоточащие дёсны. (Водяника, вороника, шикша)

Приложение 4

Лекарственные свойства ягодных растений

Брусника

Я лечебное растение. Меня очень любят люди. Мои ягоды применяют при недостатке витамина С и А, мой морс или сок снижают температуру, понижают кровяное давление. Отваром из моих листьев можно лечить болезни почек и мочевого пузыря.

Голубика

Мои ягоды лечебны в них содержится много витаминов С и А, поэтому ягоды полезны при болезнях дёсен, при простуде, а также при болезнях желудка, как диетическое средство.

Черника

В народной медицине мои ягоды используют при болезнях желудка, камнях в почках, малокровии, для улучшения зрения. Листья тоже лечебны, их используют для лечения сахарного диабета.

Морошка

У меня лечебными являются все части растения. Настойку из всего растения пьют при недостатке витаминов, нарушении обмена веществ, при заболеваниях мочевого пузыря. Мои плоды лечат от кашля и простуды.

Водяника (вороника, шикша, дорогая трава)

Если вы забыли дома воду, то мои ягоды утолят вашу жажду. В моих ягодах много витамина С и марганца. Настой моих ягод успокоит вашу нервную систему, снимет утомление, головную боль, вылечит кровоточащие дёсны.

Презентация