Основные принципы организации воспитательной работы в лицее естественных наук

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Воспитательная работа в лицее строится, исходя из представления о воспитании как управлении процессом развития личности путем создания воспитывающей среды.

Цель воспитательной работы - создание оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, всестороннего развития его личности, укрепления физического, психического здоровья, для осуществления непрерывного нравственного, эстетического, экологического, физического и трудового воспитания, формирования потребности человека в творчестве и познании и социальной потребности “трудиться для других”.

Управление воспитательным процессом осуществляется на основе проектно-матричной структуры управления.

В основе организации воспитательной системы лицея лежат личностно-ориентированный и деятельностный подходы, а также следующие принципы:

• гуманизации и демократизации воспитательных отношений;
• опоры на интересы и потребности учащихся и родителей с целью развития творческих способностей личности учащихся;
• преемственности в деятельности учащихся начального, среднего, старшего звена;
• ориентации на сохранение и поддержание сложившихся в лицее традиций;
• интеграции учебной и воспитательной деятельности в эстетическом и экологическом направлении;
• межкультурного взаимодействия.

Важнейшей идеей воспитательной системы является идея гуманизированной школы. Смысл и предназначение своей деятельности педагогический коллектив лицея видит в просвещении, воспитании ребенка в атмосфере любви и добра.

Через все структурные подразделения воспитательной системы реализуется идея взаимодействия детей и взрослых через общение. В процессе общения формируется система нравственных ориентиров. Наиболее ярко это взаимодействие проявляется в процессе работы органов общественного самоуправления. Лицеисты полноправно участвуют в решении всех важнейших вопросов жизнедеятельности лицея. Совместная деятельность учителей, детей и родителей помогает им понимать цели педагогического процесса, приобретать единый взгляд на проблемы.

Атмосфера сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи позволяет говорить об идее лицея-дома, лицея-семьи. Коллектив лицея, несмотря на небольшой возраст, имеет свои сложившиеся традиции, которые бережно сохраняются. Это ежегодно проводимые традиционные ключевые коллективные творческие дела: День знаний, Лицейская декада, актовая лекция директора лицея, предметные недели, конкурсы “Лицейские звездочки” и “Открытия года”, фестиваль “Лицейская весна”, эколого-этнографические экспедиции, литературно-экологический лагерь “У лукоморья” и др. Ещё одна традиция – совместное участие детей, педагогов и родителей в спектаклях, концертах, КВН, культпоходах, экспедициях.

Предназначение лицея - создавать условия для образования, личностного развития одаренных детей. Решение этой задачи требует внедрения в лицейскую практику эффективных педагогических технологий, как традиционных, так и новаторских. Поэтому воспитательный эксперимент становится неотъемлемым элементом в работе педагогов кафедры воспитательной работы. Так же, как и совершенствование условий для развития индивидуальных черт личности учащихся. Учебные и жизненные интересы лицеистов представляются учителю важными, становятся объектом его заботы. Усилия воспитателей, психологической службы и родителей объединяет стремление помочь раскрыться тому неповторимому, что есть в каждом ребенке.

Основной вид трудовой общественно полезной деятельности лицеистов – это учеба, участие в опытно-исследовательской работе, в соревнованиях (олимпиадах, конкурсах, конференциях) по учебным предметам. Помощь учащимся в их интеллектуальном развитии, в освоении навыков и приемов умственного труда сроится на основе индивидуального подхода к ребенку учителей начальных классов, классных воспитателей, психологической службы лицея.

Важная часть трудовой общественно полезной деятельности – работа учащихся по самообслуживанию, экологическая благотворительная работа в государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина “Михайловское” и музее-усадьбе Н.Н. Хохрякова, участие в уборке урожая в пригородном хозяйстве “Красногорское” и др.

Особая роль отводится научно-исследовательской деятельности учащихся как самостоятельному компоненту образовательного процесса. Этот вид деятельности формирует социально-активную жизненную позицию (тематика работ как экологического, так и гуманитарного характера отличается актуальностью), способствует развитию индивидуальных творческих задатков и формированию логического, научного мышления.

Системоинтегрирующими формами организации воспитательной работы являются:

1. Воспитательный комплекс (форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых по реализации традиционных ключевых дел).

2. Воспитательные центры (объединения учащихся разного возраста, педагогов и родителей на основе какого-либо общего интереса: лицейское научное общество “Ноосфера”, музыкальный театр-студия, КВН, клуб интеллектуального многоборья (КИМ), студия бальных танцев “Ритм”, , эколого-этнографические экспедиции и др.)

3. Тематические проекты: “Одаренные дети”, “Каникулы”, “Здоровье”, “Система непрерывного экологического обучения и воспитания”, “Эстетическое воспитание” и др.

Особую роль в воспитательной системе лицея отводится институту классных воспитателей. Через классных воспитателей осуществляется трансляция опыта поколений. Они ответственны за формирование ценностных критериев, которые дают возможность ориентироваться в социуме и найти достойное место в жизни, реализовать свои возможности. Лучшие классные воспитатели лицея строят свою работу на основе оригинальных концепций воспитания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка, интересов классного коллектива и собственных интересов и творческих возможностей. Такие концепции служат программой развития малышей в выпускников, позволяют контролировать ход этого развития на уровне отдельных подпрограмм (“Учеба”, “Досуг”, “Здоровье” и др.) и в целом.

Основными критериями результативности работы классных воспитателей являются:

– содействие самостоятельной творческой деятельности учащихся;
– уровень взаимодействия с учителями класса;
– уровень взаимодействия с родителями;
– уровень взаимодействия с педагогами дополнительного образования.

Конечный результат воспитания и обучения в лицее – высокий уровень адаптации выпускников к жизни за стенами лицея, их прогресс в личностном развитии, воспитанность, стремление к познанию и совершенствованию окружающего мира, к самопознанию и продолжению образования (97–100 процентов выпускников получают высшее образование, более 20 выпускников учатся в аспирантуре).

Опыт организации воспитательной работы в Лицее естественных наук г. Кирова был представлен руководителям образовательных учреждений города и области, проходившим курсовую подготовку на ФПК и ППРО, и получил положительную оценку.