Конспект урока в начальной школе по теме: "Кровь"

Разделы: Начальная школа


Ход урока:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте!

– Дети, сегодня на уроке у нас гости. Будем с вами гостеприимны и покажем все, что мы с вами умеем.

(Те, кто будет хорошо работать, получают клубнички, а по итогам - отметки)

2. Повторение пройденного.

1. К утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзли. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева -сосна,

М.Пришвин “Первый снег” (под музыку П. И. Чайковского “Баркаролла")

1. Какое у вас настроение, какие чувства возникли у вас после прочтения отрывка? Почему?
2. Соответствует ли природа, описанная в отрывке, состоянию нашей сегодняшней осени? Докажите.
3. Какие два дерева упоминаются в данном произведении?
4. К какой группе деревьев они относятся?
5. Чем ель отличается от сосны?

– Ребята, а что вы знаете интересного об этих деревьях?

При необходимости мой рассказ:

Зимой хвоинки сосны надежно защищены от высыхания. Каждая хвоинка покрыта снаружи тонкой, но непроницаемой для воды пленкой. Поэтому испарения воды, так опасного для растений зимой, не происходит. А для надежности каждая иголочка покрыта слоем воска. Сосна - ценная древесная порода. Она дает ценный строительный материал, прекрасные дрова. Их ее смолы вырабатывают много необходимых для человека веществ. А сколь велико оздоровительное значение сосновых лесов! Эти леса нужно беречь и охранять!

3. Новый материал

а) “Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.” \

1. Докажите, что человек относится к природе.
2. Как вы понимаете слова, что у человека есть “закат” и “восход”?
3. Что значит “четыре времени года” в жизни человека?

–  Ребята, мы с вами уже несколько уроков изучаем организм человека.

б) Тема сегодняшнего урока “Кровь” - Записано на доске. По кровеносным сосудам в нашем организме движется жидкость, которую люди с давних времен считали магической. Кровью защищались от злых сил, клялись в верности или в вечной ненависти, ею скрепляли договоры, окропляли землю, чтобы получить большой урожай.

В организме взрослого человека циркулирует около 5, 5 литров крови. На сегодняшнем уроке мы должны решить следующие проблемы:

1. Физические свойства крови.
2. Значение крови.
3. Состав крови.
4. Изучение организма человека (крови). Ученые.

1)У вас на столах карточка с таблицей “Физические свойства крови”, такая же таблица у меня на доске. Одновременно заполняем (вместе}.

Таблица № 1

Физические свойства крови

Состояние

Цвет

Вкус

Клейкая жидкость

Красный

Соленый

2) А теперь, ребята, нам необходимо решить вторую задачу урока.

Значение кровн

Решить ее вам поможет таблица на доске. Рассмотрим ее. На ней показан кровеносный сосуд в разрезе, сосуд окружен клетками тела. В кружках показаны символы, обозначающие значение крови. Вспомните, что обозначают значки О , СО . Обратите внимание на направление черных стрелок.

Вывод:

–  кровь регулирует температуру тела;
–  борется с вирусами и др. микроорганизмами;
–  разносит питательные вещества;
–  приносит к клеткам О ;
–  удаляет из клеток СО .

3) Но всю эту сложную работу кровь выполняет благодаря своему строению.

Если собрать кровь в пробирку и дать ей спокойно постоять, то через небольшой промежуток времени мы обнаружим, что из красной она превращается в прозрачную желтоватую жидкость. Это плазма. На долю плазмы приходится большая часть крови –  60 %. Благодаря плазме кровь жидкая, клейкая и солоноватая. Так как плазма представляет собой Н О, в которой растворили соль и белок.

Когда кровь не движется, все клетки оседают на дно, именно клетки придавали крови красный цвет. Но клетки не одинаковые:

1. Красные клетки –  эритроциты. Они переносят О и СО .
2. Белые и бесцветные клетки – лейкоциты. Они ведут борьбу с микроорганизмами, возбудителями болезней.
3. Кровяные пластинки –  тромбоциты. Помогают крови сворачиваться (заживляют раны, из которых течет кровь).

4) Оказывается клетки крови можно рассмотреть в микроскоп. Для чего используют этот прибор? Чтобы приготовить прибор к работе, надо:

1. Вынуть микроскоп из ящика, установить посередине парты.
2. Опустить бинокуляр.
3. Легкими движениями пальчиков вращать зеркало и ловить свет.
4. Устанавить микропрепарат.

Увеличение нашего микроскопа не достаточно большое. Поэтому из трех имеющихся видов клеток крови мы можем увидеть лишь два вида, которые более крупные.

Назовите три вида клеток крови.
Приступаем к работе.

Как вы считаете, какие клетки вы видите? Почему? Докажите. Каких клеток мало? Каких много?

(Параллельно составляем динамическую схему) Зарисуйте увиденные вами клетки. Уберите микроскопы.

С давних времен ученых интересовал вопрос: “Как устроен человек?” Но узнать на него ответ было всегда сложно, так как церковь запрещала изучение на живых людях и тем более на мертвых.

“Темная безлунная ночь. Кладбище на окраине итальянского города Падуи. Осторожно озираясь, между памятников и склепов пробираются два человека в плащах, со спущенными на лицо капюшонами. В руках у обоих лопаты.

А вот и свежая могила, где только сегодня похоронили юношу, убитого на поединке. Таинственные незнакомцы лихорадочно выбрасывают землю и откапывают труп. Взвалив его на плечо одни из пришедших спешит к выходу. Другой торопливо засыпает раскопанную могилу и вновь аккуратно покрывает ее дерном...”

Кто эти люди? Почему они прячут свои лица? Для чего им мертвое тело?

Триста шестьдесят лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывая трупы. В те времена трогать умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался угрожала казнь, его сжигали на костре, как колдуна.

Гарвею приходилось тайно вырывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома. Он впервые установил пути, по которым пробегает по организму человека кровь, разнося по миллиардам клеточек кислород и питательные вещества и унося с собой вредные отходы. Вот почему, когда человек ранен, прежде всего торопятся скорее перевязать рану и остановить кровотечение. Ведь, если человек потеряет много крови, клеточки его организма перестанут получать живительный кислород и начнут задыхаться. Человек умрет.

Повторение пройденного материала.

Сегодня мы не раз упоминали выражение “путь, по которому течет кровь”.

Как же этот путь называется?
Кровеносная система.
Что входит в кровеносную систему?
Сосуды, сердце.

Расскажите, пожалуйста, как устроено сердце, пользуясь таблицей. Итак, ребята, наш сегодняшний урок подошел к концу. Мы изучили очень интересную и важную тему: “Кровь”. На следующем уроке мы поговорим с вами об оказании первой медицинской помощи при кровотечении. Спасибо. До свидания. Оценки за урок.

Домашнее задание: Сочинение “Я хочу вам рассказать”.