Особенности образа "я" у трудных подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Школьному психологу часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей. В эту категорию “трудных” попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими нарушениями, подростки, стоящие на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых неблагополучных семей.

Задача данной работы – рассмотреть содержание и индивидуальные различия образа “Я” у трудных подростков. Поведение человека всегда, так или иначе, соотносится с его представлением о самом себе (образ “Я”) и о том, каким он должен или хотел бы быть. В образе “Я” у трудных подростков может получать отражение внутренний конфликт между потребностью соответствовать социально одобряемым нормам поведения и ограниченной возможностью реализовать эту потребность. Этот конфликт может быть выявлен посредством изучения внутренней позиции подростков – осознания и переживания того положения, которое занимает тот или иной подросток в системе общественных отношений и стремится к иному, желаемому им положению.

Используя “Карту наблюдений” Д. Стотта, была выделена группа “трудных” подростков, состоящая из 21 человека. В неё вошли подростки в возрасте от 10 до 15 лет, учащиеся 5-9 классов:

  • учащиеся 5-х классов – 5 человек;
  • учащиеся 6-х классов – 5 человек;
  • учащиеся 7-х классов – 6 человек;
  • учащиеся 8-х классов – 3 человека;
  • учащиеся 9-х классов – 2 человека.

После того, как была определена группа “трудных” подростков, с каждым из них проводилась индивидуальная беседа (см. приложение).

На следующем этапе в работе с “трудными” подростками была использована “Методика дифференциации двух форм потребности в аффилиации (самоутверждении и признании)”.

Помимо этого была использована интроспективная методика изучения образа “Я” у подростков. По просьбе экспериментатора они написали 3 сочинения. Темы были заданы таким образом, чтобы можно было выявить особенности образа “Я”:

А) реального: “Кто я? Какой я?”;

Б) идеального: “Каким я должен быть?”;

В) фантастического: “Каким я вижу себя в мечтах?”

При помощи данных методик, была сделана попытка выявить особенности образа “Я” у трудных подростков, причины и внешней, и внутренней конфликтности. Анализ полученных данных проводился при сопоставлении следующих мнений.

  1. “Я” реальное - по содержанию сочинений подростков и данным “Карты наблюдений” Д.Стотта.
  2. “Я” реальное, “Я” идеальное, “Я” фантастическое – по содержанию сочинений.
  3. Внутренняя конфликтность по результатам методики дифференциации двух форм потребности в аффилиации.
  4. Кроме этого возникла необходимость составить обобщённый портрет трудного подростка, исходя из итогов работы с данной группой учащихся.

Как оказалось в ходе эксперимента, тема сочинения для многих подростков “Кто я? Какой я?” показалась очень трудной. Некоторые задавали вопрос: “А что писать?”. Некоторые говорили: “Я не знаю, что писать?”. Кто-то искал внешние причины, чтобы не писать это сочинение: “У меня ручка не пишет”, “Я не могу писать на листочке в клеточку” и др. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что подростки (именно трудные), либо испытывают трудности в описании своей личности, либо не задумываются о себе. Отказался писать сочинение один человек: учащийся 7-го класса. Из всей группы 3 человека (1 учащийся 7-го класса, 2 учащихся 6-го класса) не смогли выразить собственное мнение о себе. Они писали, как относятся к ним взрослые или их сверстники. Скорее всего, представление этих подростков о себе пока строится только на мнении других людей, которое для них очень значимо.

Но, несмотря на всё это, многие подростки оценили сами себя. В этой оценке определились следующие позиции.

Оценка

Количество человек

Класс

Положительная

9 человек

5 человек

4 человека

 

5 класс

7 класс

Отрицательная

5 человек

3 человека

2 человека

 

8 класс

9 класс

“Средняя” (не редко отрицательная, с отдельными положительными моментами).

3 человека

6 класс

Интересно сравнить эти данные с результатами заполнения “Карты наблюдений”. Эта карта позволила зафиксировать различные формы поведения подростков, которые свидетельствуют о плохой приспособленности ребёнка к окружающей среде. По данным исследования  В.А. Мазуренко, “коэффициент дезадаптации” основной части выборки испытуемых составляет от 6 до 25 баллов. У 20,8% выборки “коэффициент дезадаптации” превышает 25 баллов, что свидетельствует, по мнению автора, о значительной серьёзности нарушения механизмов личностной адаптации.

Обратимся к результатам, полученным в ходе данного исследования. В группе, состоящей из 21 человека, “коэффициент дезадаптации” только у одного ребёнка менее 25 баллов, а точнее 22 балла. У остальных подростков “коэффициент дезадаптации” составляет:

  • от 25 до 50 баллов - 6 человек;
  • от 50 до 100 баллов - 9 человек;
  • от 100 баллов и выше – 5 человек.

Большое число выделенных фрагментов поведения говорит о серьёзных нарушениях в развитии личности и поведения этих детей. Вновь обратимся к сочинениям подростков. Если по “Карте наблюдений” мы видим довольно сложную и неблагополучную картину формирования личности у трудных подростков, то описания ими себя выглядят иначе. Значительное число испытуемых видят себя в положительном плане. Можно думать, что в этих описаниях проявляется не только (а может быть не столько) представление о себе, сколько потребность в определённом образе себя. Причём мнение других о подростке ему, скорее всего, известно. Отсюда невозможность удовлетворить притязания подростка в областях, имеющих для него большое значение. А такой областью в первую очередь является область отношений с окружающими. Поэтому возникает конфликт, который выражается в неадекватном поведении.

Человек с развитым самосознанием видит себя под разными углами зрения, хотя самосознание зачастую не лишено противоречий и расхождений между различными аспектами образа “Я”. Например, идеальное “Я” никогда не совпадает с реальным. Рассмотрим, как представляют себя в сочинении “Каким я должен быть?” подростки данной группы. В этом сочинении они должны были раскрыть “Я” идеальное. Но и это сочинение было для них слишком сложным. Объём текстов в этом случае ещё меньше, чем при описании реального “Я”. Четверо подростков написали, что не хотят менять в себе ничего, а остаться такими же, какие они есть. Из этого можно сделать вывод о том, что подростки либо не имеют идеалов, либо не соотносят их со своим реальным “Я”, поэтому не стремятся измениться ни в лучшую, ни в худшую сторону. Два подростка совсем отказались писать это сочинение. Но есть и испытуемые, которые хотят измениться в лучшую сторону, иметь определённые качества личности: честность, ум, доброту (8 подростков). Однако эти высказывания относятся в основном к потребности соответствовать требованиям взрослых и изменить поведение. У некоторых подростков как бы пересекаются “Я” идеальное и “Я” фантастическое. В сочинении “Каким я должен быть” подростки писали о том, какими они намереваются стать через несколько лет. Такие сочинения написали 7 подростков.

Важный аспект становления “Я” - формирование жизненных планов. Из мечты, в которой всё возможно, и идеала абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца, постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность, план деятельности. Жизненный план – явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Эти образы будущего ориентированы на результат, а не на способы его достижения.

Как же представляют себя в мечтах подростки данной выборки. Из сочинений видно, что в формировании жизненных планов у подростков данной группы присутствует и моральное, и профессиональное самоопределение. Но всё-таки здесь преобладает профессиональное самоопределение. Важнее, пожалуй, то, что “фантастического Я” так и не получилось. Оно “приземлено”, фиксировано на материальных сторонах жизни, в своём тесном, уютном мирке. Когда-то А. Залкинд писал, что подростку тесно в реальной действительности, он “выпрыгивает” из неё. Результаты данного исследования говорят о том, что трудные подростки не стремятся “выпрыгнуть” из действительности, они только хотят сделать её благополучной. Впрочем, пока остаётся открытым вопрос: только ли трудный подросток так трезво смотрит в своё будущее? Может быть, это вообще характерно для современного подростка в наших условиях?

При анализе “Карты наблюдений” и сочинений виден конфликт между подростком и средой, и между отдельными слоями личности ребёнка. Подтвердить этот вывод можно результатами исследования по “Методике дифференциации двух форм потребности в аффилиации”. Можно предположить, что у каждого человека присутствуют обе формы этой потребности. Однако у каждого человека одна из них преобладает над другой, и с этим связаны такие особенности личности, как самооценка, уровень притязаний, направленность, а также различия в деятельности и общении с окружающими.

Подросткам предлагалось рассмотреть 60 карточек с высказываниями. Выборы испытуемыми были сделаны следующим образом.

Потребность

Количество человек

1.

Преобладающая потребность в самоутверждении

3 человека

2.

Преобладающая потребность в признании

14 человек

3.

Преобладающая потребность не выражена

4 человека

В работах В.Г. Панушкина впервые была сделана попытка выявить конкретное содержание двух форм потребности в аффилиации.

Потребность в понимании, уважении, принятии

Потребность в самоутверждении

Желание ребёнка быть принятым в коллектив, игру или компанию, быть допущенным сверстниками к совместному обсуждению вопросов, интересующих их, нежелание оказаться “вне круга”.

Желание ребёнка занимать доминирующее положение в коллективе, игре, компании. Самому ограничивать доступ другим к совместному обсуждению тех или иных вопросов, желание быть в “центре круга”.
Стремление иметь высокие показатели учения и других видов деятельности, при отсутствии выраженного желания выгодно выделяться среди других или привлекать к себе особое внимание. Стремление быть часто выделяемым, поощряемым, иметь постоянно только высокие, выгодно отличающие его показатели. Притязания на постоянное и особое внимание к себе.
Потребность ребёнка в признании за ним права на принятие самостоятельных решений и участие в принятии общих решений. Потребность ребёнка в безоговорочном принятии другими его решений как не подлежащих обсуждению, негативное отношение к любому сомнению по поводу его решений или намерений.
Потребность ребёнка в серьёзном отношении со стороны других людей к его суждениям, в готовности окружающих выслушать и обсудить с ним его проблемы, сомнения. Потребность ребёнка в принятии окружающими его суждений как бесспорно правильных. В ситуации столкновения мнений - принятии его взгляда как наиболее верного из всего вышесказанного в ходе обсуждения.

Подросткам предлагались карточки с выражением потребности в признании и карточки с выражением потребности в самоутверждении. Необходимо посмотреть, какая была разность в выборах суждений.

Группа

Разность

Количество человек

1 группа

От 0 до 6

15 человек

2 группа

От 7 до 13

6 человек

3 группа

От 14 до 20

нет

Если присутствует разность от 0 до 6 и от 7 до 13 – это говорит о том, что у подростка существует внутренний конфликт. Чем меньше разность в количестве выборов, тем труднее подростку и тем труднее подросток для работы с ним и для общения.

Попытаемся составить обобщённый портрет современного трудного подростка данной выборки, основываясь на результаты эксперимента и данные “Карты наблюдений” Д. Стотта.

У всех подростков данной группы есть недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведёт к тому, что любой успех стоит подростку огромных усилий. 81% подростков испытывает острые формы депрессии. У 19% переживают депрессию в более лёгкой форме. Время от времени наблюдаются разного рода перепады активности и настроения. У 71% - наблюдается склонность к раздражению и физиологическому истощению. Эмоциональное напряжение отмечается у всех подростков данной группы. 33% испытывают серьёзные страхи. У 47% подростков отмечены невротические симптомы. У такого же количества подростков – неблагоприятные условия среды. 57% подростков сильно отстают в учёбе. 76% подростков избегают контактов с людьми, самоустраняются. У них есть защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, поэтому их контакты избирательны. 95% подростков испытывают беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли ими взрослые, любят ли их. 90% подростков обращают на себя внимание и преувеличенно добиваются любви взрослых, а 42% проявляют большое беспокойство о том, “принимают” ли их взрослые. У всех подростков в данной выборке есть неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Подростки считают, что взрослые недружелюбны, вмешиваются в их дела, не имея на это права. У 100% наблюдается враждебность по отношению к взрослым, но в разной степени. 81% подростков переживают тревогу за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. 51% враждебно настроены по отношению к своим сверстникам – от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Все подростки неугомонны, нетерпеливы, неспособны к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонны к кратковременным и лёгким усилиям. У большинства трудных подростков можно констатировать низкий уровень развития самосознания.

Особенно отчётливо это проявляется при попытках раскрыть свой образ “Я”. Причём “Я - идеальное” и “Я - фантастическое” описывается особенно бедно и различия между ними “стёрты”. Можно сказать, что в плане утилитарного отношения к жизни, они значительно превосходят своих благополучных (“нетрудных”) сверстников. Наконец, их внутренняя конфликтность проявляется, в основном, в рамках социогенных потребностей. Так, несмотря на преобладание у большей части выборки потребности в признании, она как бы сосуществует с потребностью в самоутверждении. Но уже выяснено, что эти две формы потребности в аффилиации не могут сосуществовать бесконфликтно.

Проведённое исследование – это попытка рассмотреть, каким образом подросток познаёт, представляет, описывает, контролирует себя, какую роль играют эти представления в его практической жизни, какова мера его реальной и воображаемой самостоятельности. Эмпирические данные об этом различны. Одни подростки, описывая своё “Я” (реальное, идеальное, фантастическое), выдвигают на первый план социально-ролевую принадлежность, другие – переживания разного плана. Для одних главный показатель оценки себя – достижения в предметной деятельности, для других – теплота межличностных отношений. Одни усматривают доказательство “подлинности” своего существования в его постоянстве, другие – в своей способности к самоизменению.

Раздумья о себе и смысле своего существования крайне мучительны, оставляя человека наедине с собственной совестью. Но в них единственное лекарство против самодовольства и самоуспокоенности. Поэтому они необходимы для самореализации.

Приложение.

  1. Тебе нравится учиться в твоей школе?
  2. Да – 17 человек, не очень – 4 человека.

    Причины: 1 человек – много задают;

    1 человек – хочется быстрей домой;

    1 человек – у учителей есть любимчики;

    1 человек – много задают по математике.

  3. Тебе нравится твой класс?
  4. Да – 17 человек, не знаю – 2 человека, не нравятся девчонки – 2 человека, не нравятся отношения среди ребят – 1 человек.

  5. С кем из ребят в классе ты дружишь?
  6. 19 человек назвали своих друзей.

    Из них: один друг – 1 человек;

    два друга – 3 человека;

    три друга – 6 человек;

    четыре друга –3 человека;

    со всеми в хороших отношениях – 6 человек;

    не дружат ни с кем –2 человека.

  7. Есть ли в классе ребята, с которыми ты хотел бы ещё дружить?
  8. Да – 5 человек; нет – 14 человек; не знаю – 2 человека.

  9. Если бы тебе дали какое-либо поручение в классе, ты бы справился с ним?
  10. Да – 10 человек; нет – 6 человек, не знаю – 5 человек.

  11. Ты удовлетворён своей учёбой?
  12. Да – 5 человек; нет – 13 человек; и да и нет – 2 человека; я – да, а мама нет – 1 человек.

  13. Ты бы хотел учиться так, чтобы тебя ставили в пример?
  14. Да – 19 человек, нет – 1 человек, по некоторым предметам – 1 человек.

  15. Ты бы хотел учиться на одни пятёрки?
  16. Да – 17 человек, нет – 4 человека.

  17. Чем ты занимаешься в свободное время?
  18. Катаюсь на велосипеде – 3 человека.

    Гуляю – 16 человек.

    Выпиливаю из дерева – 2 человека.

    Читаю: приключения – 1 человек, фантастика – 1 человек.

    Играю в теннис – 1 человек.

    Смотрю телевизор – 1 человек.

    Хожу в спортивную школу – 3 человека.

    Играю в футбол – 2 человека.

    Смотрю видеофильмы – 2 человека.

    Слушаю музыку – 2 человека.

    Играю в лапту – 1 человек.

    Играю в шашки и домино – 1 человек.

    Занимаюсь компьютерными играми – 1 человек.

    Играю в духовом оркестре – 1 человек.

  19. А чем бы ты ещё хотел заниматься в свободное время?
  20. Спортом – 4 человека.

    Не знаю – 4 человека.

    Гулять – 1 человек.

    Посещать авиамодельный кружок – 1 человек.

    Ничем – 4 человека.

    Слушать музыку – 1 человек.

    Посещать мотосекцию – 3 человека.

    Что-нибудь чинить – 1 человек.

    Ремонтом техники – 1 человек.

  21. Есть ли у тебя любимые учителя?
  22. Да – 19 человек, нет – 1 человек, не знаю – 1 человек.

  23. А есть в школе или в классе ребята, которые тебе нравятся больше всех?
  24. Да – 15 человек, нет – 3 человека, не знаю – 3 человека.

  25. Скажи, кто-то из ребят в классе или в школе не нравится тебе?
  26. Да – 10 человек. Причины: жадный, тянул курить, пристаёт, говорит, но не делает.

  27. А кто-то из учителей не нравится тебе?

Да – 15 человек, нет – 6 человек.

Литература.

  1. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979 г.
  2. Вопросы психологии личности школьника. / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадёжиной/,
  3. М., 1961 г.

  4. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984 г.
  5. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна /, М., 1987 г.
  6. Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой /, М., 1982 г.
  7. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной /, М., 1991 г.
  8. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966 г.