Семинар для педагогических работников дошкольного отделения на тему «Индивидуально-дифференцированный подход на групповых занятиях с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Инклюзивное образование

Класс: д/с


План:

1. Презентация по теме.

2. Обсуждение. Ответы на вопросы.

Программа:

Основные проблемы у детей с ТНР, ЗПР, РАС при обучении на групповом занятии.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерны:

  • понимание речи – не в полном объёме;
  • связная речь малопонятная, представлена простой фразой с аграмматизмами (отсутствие предлогов, трудности в словоизменительной деятельности);
  • словарный запас- ниже возрастной нормы;
  • слоговая структура слова – грубо нарушена; фонематический слух- не сформирован или снижен;
  • звукопроизношение – нарушено; подвижность органов артикуляции – снижена;
  • при продуцировании текста на основе визуальной информации не соблюдает временную, логическую последовательность событий;
  • познавательный интерес снижен;
  • затруднения при  передаче формы и величины предмета, его характерных признаков;
  • испытывает сложности в преобразовании построек по заданию воспитателя; не соблюдает пропорции;
  • не ориентируется на листе;
  • не может вовремя закончить работу;
  • уровень восприятия ниже возрастной нормы;
  • уровень пространственно-временных представлений ниже возрастной нормы.
  • эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны те же перечисленные особенности, а также

  • более низкий уровень элементарных математических представлений, который соответствуют более младшей возрастной группе,
  • уровень обучаемости снижен,
  • объём слухоречевой и зрительной памяти снижен,
  • преобладает непроизвольное внимание.

Для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) характерны особенности

  • признаки расстройства и избирательности внимания, памяти;
  • в поведении наблюдаются повторяющиеся движения (раскачивания, взмахи руками);
  • склонность к длительному переживанию эмоциональных реакций, резкая смена настроения;
  • страхи новых людей и ситуаций;
  • адаптивное поведение не сформировано;
  • алгоритм продуктивного взаимодействия не сформирован;
  • произвольная регуляция деятельности не сформирована;
  • нарушения речи.

Эффективные приемы активизации познавательной деятельности и достижения конкретной задачи на занятиях по ИЗО, аппликации, ознакомлению с окружающим.

Группа детей ОВЗ

Приемы активизации познавательной деятельности

Для детей с ТНР, ЗПР, РАС

  • опора на натуральные предметы, тактильное ощущение, картинки;
  • рифмовки, песенки, анимация для запоминания дней недели, месяцев, времен года;
  • поэтапная инструкция с конкретной задачей;
  • разноуровневые задания (примеры: назови по картинке- 1 уровень, сравни по картинке -2 уровень, додумай с опорой на картинку, опиши по представлению - 3 уровень);
  • использование сигнальных карточек при выполнении заданий (плюс– минус, по звукам);
  • восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами;
  • презентации на занятии;
  • опора на мнемотехнику, схему описательного, сюжетного рассказа.

Для детей с ЗПР

  • поэтапная инструкция с конкретной задачей и подкреплением фишкой за правильное выполнение (ориентирование на достижение результата);
  • привязка абстрактных понятий к тактильно-ощутимым предметам (магнитам, фишкам по сложной теме- дифференциация звуков, ориентация на листе бумаги);
  • комментирование (проговаривание) всего процесса выполнения ИЗО-деятельности;
  • ограниченный объем изучаемого материала;
  • сопряженное выполнение с воспитателем- «рука в руке» или выполнение по показу (имитационные действия);
  • рефлексия (достижения ребенка, настроение и эмоциональное состояние, ритуал «прощания»).

Для детей с РАС

  • занятие в присутствии мамы, затем без мамы;
  • визуализация каждого процесса- режима дня, режима занятий, последовательности действий на занятии, одевания на улицу, физкультуру;
  • доносить информацию через схемы, наглядные картинки, подписывать предметы, которыми пользуется ребенок, опора на карточки с написанным словом;
  • осваивать деятельность частями, этапами, с дальнейшим объединением в целое;
  • подкрепление правильного действия поощрением (похвала, наклейка, любимая мелодия, мыльные пузыри);
  • применение толстых трехгранных карандашей;
  • обучение через игрушку, значимую для ребенка.

Примеры разноуровневых заданий для детей с ЗПР, РАС на занятии по аппликации.

Все дети выполняют аппликацию по инструкции и показу воспитателя.

Ребенок с РАС получает пошаговую визуальную схему последовательности аппликации, получает подкрепление правильного действия фишкой.

Ребенок с ЗПР получает устную пошаговую инструкцию более простой грамматической конструкции. Ребенок комментирует весь процесс выполнения аппликации, получает похвалу.