Урок математики в 1-м классе "Решение задач"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Задачи:

Образовательная:

  • формирование умения сравнивать два числа, применяя вычитание;
  • уметь формулировать правило сравнения чисел.
  • интерпретировать полученную информацию – переформулировать практические задания в учебные задачи урока (Чему буду учить себя? Как это делать?);
  • формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;
  • учить отвечать на вопросы по прочитанному.
  • формировать умения оценивать свою работу.

Развивающая:

  • развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;
  • развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;
  • развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
  • совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение работать в парах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

Цели:

  • Формирование умения сравнивать два числа;
  • Формировать умения решать задачи на разностное сравнение;
  • Формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия: учить анализировать объекты;
  • Создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций;
  • Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций; воспитанию интереса к предмету.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный, наглядные, практические.

Формы проведения урока: индивидуальная, работа в парах.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник математики;
  • тетрадь на печатной основе;
  • карточки с числами;
  • цветные карандаши

Для учителя

  • презентация к уроку;
  • мультимедийная техника;

Педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
  • ИКТ-технология (презентация).

Ожидаемый результат:

  • уметь сравнивать два числа, применяя вычитание;
  • уметь формулировать правило и применять его при сравнении чисел;
  • совершенствование вычислительных навыков в пределах 20;
  • повышение активности учащихся на уроках;
  • улучшение результатов обучения;
  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • обогащение словарного запаса.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Базовые

Личностные универсальные учебные действия:

  • Навыки конструктивного взаимодействия,
  • Адекватное реагирование на трудности.
  • Используем задания направленные на творческое самовыражение.
  • Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как правильно задать вопрос и ответить на него, не обидев личности другого). Связь мотива "Хочу помочь справиться с трудной ситуацией" и целью (результатом) занятия: "Я смогу находить разные варианты решения трудных ситуаций".

Познавательные универсальные учебные действия:

  • используем задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • способность к волевому усилию - к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.

Используем: групповую дискуссию, побуждающий диалог.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение структурировать знания;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока

Методы:

  • дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации)

Технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;
  • организация учебного сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений);
  • использование интерактивных возможностей ИКТ.

Оборудование:

  • Для учащихся: учебник В.Н.Рудницкой «Математика», 1 класс в 2-х ч., ч.2 - М., «Вентана – Граф», 2016; рабочая тетрадь ч.3, тетрадь ручка, синий и красный карандаши.

Использованные источники:

  1. Рудницкая В.Н. Учебник математики 1 класс, часть 2, / Издательство «Вентана-Граф», серия «Начальная школа 21 века», стр. 96-97, 2015.
  2. Поурочное планирование по учебнику Рудницкой В.Н. Математика 1 класс, часть 2/ Издательство «Вентана-Граф», серия «Начальная школа 21 века», 2016.
  3. Рабочая тетрадь, часть 3 / Издательство «Вентана-Граф», серия «Начальная школа 21 века», 2015.
  4. Галанжина Е.С. Уроки математики 1,2 класс. / Издательство «Глобус» М., 2014.

Сегодня мы на уроке математике встретимся с одним очень важным и долгожданным героем. Но для этого нужно поработать. Кто готов?

Для начала нам надо немного размяться, подготовиться.

Устный счет.

- покажите последующее число 5

- предыдущее 9

- увеличьте 6 на 2

- уменьшите 10 на 5

- покажите соседей числа 3

- число, которое стоит между 6 и 8

- справа 8

- слева 9

- С каким героем мы сегодня встретимся, узнаем, решив примеры.

6-1=

О

7-3=

М

4+2=

Д

2+0=

З

8-1=

Е

9-0=

Р

Да, конечно, это Дед Мороз! (картинка)

Д.М. прислал вам задания. Одно из них в этих конвертах. Выполнять вы его будете в паре. Вам надо разложить находящиеся там карточки 1 и 3 ряду в порядке увеличения, 2 ряду - в порядке уменьшения чисел.

Молодцы! Справились!

2 задание от Д.М.

Зачитываем поздравление от Д.М. (открытка)

Вам надо нарядить ёлочку так, чтобы у нас получилась математическая ёлочка, рассказывающая о составе числа 8.

Очень хорошо! А теперь музыкальная физминутка.

Послушайте два рассказа и сравните их.

- на кормушке сидели 3 снегиря. К ним подлетели еще 2 снегиря. Сколько всего стало снегирей?

- на кормушке сидели 3 снегиря. К ним подлетели еще 2 снегиря. Снегири - это птицы, так как их тело покрыто перьями.

- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой – в учебник «Окружающий мир»?

- Как называется первый рассказ на языке математики?

- О чем же пойдет речь на нашем уроке?

Да, сегодня на уроке мы повторим , из чего же состоят задачи, и конечно, будем их решать.

На примере задачи о снегирях, давайте разберем составные части задачи.

Назовите

- условие

- вопрос

- порассуждайте, как будет решаться эта задача

- решение

- ответ.

А теперь откроем учебник на стр.96.

- Какие птицы сидят на ветке?

- Сколько синиц? Воробьев?

- Снегирей на два больше, чем синиц. Что это значит?

Далее вопросы по учебнику.

Задача 2

- Прочитайте задачу. Сколько было ворон?

- Что сказано про количество синиц? (их столько же….)

Сколько же синиц? (решение)

Аналогично вторая задача.

Перед работой в тетради мы подготовим пальчики к письму.

- этот пальчик - маленький

- этот пальчик - слабенький

- этот пальчик - длинненький

- этот пальчик - сильненький

- этот пальчик - большачок

А все вместе - кулачок!

Тетрадь, стр.38. Задачи 1, 2, 5, 6 и т.д.

Итог урока

Назовите основные части задачи.

- что значит на 5 больше?

Урок окончен.