Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда (из опыта работы)

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Неоспоримо, что основная задача школы – подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Организуя работу по коррекции речи, ставлю перед собой оздоровительные задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики утомления глаз, логоритмику.

В своей практической деятельности совместно с учителями начальных классов, музыкальным руководителем, психологом, учителем физической культуры использую следующие виды традиционных здоровьесберегающих технологий:

  1. Ритмопластика в группе продленного дня, где необходимо обращать внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
  2. Динамические паузы во время занятий по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики.
  3. Релаксация. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
  4. Пальчиковая гимнастика. Индивидуально или с группой учащихся.
  5. Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
  6. Дыхательная гимнастика применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Система логопедической оздоровительной работы в нашем образовательном учреждении предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных приемов, методов, технологий. К нетрадиционным технологиям отношу использование театрализовано-игровой деятельности в качестве условия и средства речевого развития младших школьников, а также успешной социализации. Таким образом, возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. За счет освоения театрализованных игр у младших школьников расширяется игровой опыт, связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры. Так же умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Театральная игра имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образность, эмоциональность театральных игр близки детям. Театральная игра является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературные произведения для детей всегда имеют нравственную направленность, что свидетельствует о моральном, психическом и нравственном сохранении здоровья детей. Преследуя цель здоровьесбережения учащихся, была организована театральная студия, где в системе проводятся занятия, репетиции, инсценировки. В работе с младшими школьниками преимущество занимает пальчиковый театр. Школьный театр кукол позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Результатом четко спланированной театрально-игровой деятельности является участие в XII и XIII городском фестивале школьных театров «Театральные ладушки». В июне 2013 года мы принимали участие в VI Республиканском фестивале детских и юношеских театров «Куклантида», где были отмечены дипломом за ясность и лаконичность сценического воплощения. Так же принимаем активное участие в школьных мероприятиях и конкурсах, являемся победителями конкурса юных дарований в номинации театральное искусство. Таким образом, театрализованная деятельность является важнейшим средством формирования не только речевого развития, но и обогащением и сохранением общего физического и психического здоровья ребенка.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что с помощью применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях повышаются адаптивные возможности детского организма, активизируются защитные свойства и возрастает устойчивость к различным заболеваниям.

Список рекомендуемой и используемой литературы

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.