Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром (экология) на тему "Мы – защитники природы" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: старшая группа


Тема: «Мы защитники природы» в рамках общей тематики «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Цель занятия: формирование у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

Задачи занятия:

  • Воспитательные: Воспитывать у детей чувства любви и ответственности за родную природу, желание беречь и охранять ее.
  • Развивающие: Развивать познавательную и исследовательскую активность, любознательность, кругозор, вариативное мышление, коммуникативные способности.
  • Обучающие:
    • Актуализировать представления о некоторых причинах экологических проблем.
    • Закрепить правила поведения в природе.
    • Познакомить детей с «Красной книгой», с редкими и исчезающими видами растений и животных, занесенных в нее.
    • Способствовать осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения природы леса и природного мира в целом.

Ожидаемые результаты.

  • В результате занятия дети узнают о том, какие растения занесены в «Красную книгу».
  • Научатся сравнивать разное отношение к природе.
  • Смогут высказать свое мнение о необходимости бережного отношения к природе и выслушать предположения других детей.

Необходимые материалы: ноутбук, проектор, презентация «Как сохранить природу?», магнитофон с аудио записью «Звуки леса», экологические знаки для игры «Можно-нельзя», книга «Красная книга России», медали «Защитники природы», атрибуты для создания экологической ситуации - костюм Лесовичка, деревья, цветы, мусор для импровизационной поляны, мусорный пакет, ленточка для сломанной веточки.

Содержание НОД

Этап

Задачи этапа

Содержание этапа

Предполагаемая деятельность воспитанников

Мотивация

Создать положительный настрой на совместную работу.
Формирование интереса к предстоящей деятельности. Актуализировать представления о некоторых причинах экологических проблем.

Коммуникативная деятельность (приветствие) Воспитатель предлагает детям отправиться в весенний лес.
Коммуникативная деятельность (беседа, вопросы к детям и выделение проблемной ситуации).

Воспитатель обращает внимание детей на «мусор», раскиданный на импровизированной полянке. Вопросы к детям: Что же произошло на лесной поляне? Что случилось?
Появление персонажа Лесовичка. Проблемный вопрос: Что делать? Как помочь Лесовичку?
Подводить к выделению проблемы: Что произошло на полянке? Почему так важно заботиться о природе, защищать ее? Как каждый из нас может помочь природе сохранить ее богатство?

Включаются в занятие, во взаимодействие с воспитателем.
Дети встают друг за другом. Выходят из зала в одну дверь, через некоторое время входят в другую дверь.
Дети входят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько елок, раскиданный «мусор», одна березка со сломанной веткой.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети убирают мусор в мешки, перевязывают ветку у березки.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Основной
Актуализация имеющихся знаний и представлений

Закрепить правила поведения в природе.

Игровая деятельность (экологическая игра «Можно- нельзя»)
Технология «Образ и мысль» (развитие зрительного восприятия и визуального мышления)
Воспитатель проводит игру.

Дети делятся на пары, по очереди выбирают экологический знак, определяют к какому виду знаков он относится (разрешающим или запрещающим), объясняют свой выбор, используя прием «Цепочка мнений»

Релаксационная пауза

Предупреждение физического и эмоционального переутомления.

Тренинг (звуковая релаксация).
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и лечь на пол. Под звуковое сопровождение (аудиозапись «Звуки леса») воспитатель произносит слова:
Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на поляне. Надо мной весело кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром леса. Я хочу жить в согласии, в единстве с природой. И с друзьями защищать все живое.

Дети ложатся на пол, закрывают глаза, руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены, ноги прямые, дыхание ровное.

Расширение имеющихся знаний и представлений

Познакомить детей с «Красной книгой», с редкими и исчезающими видами растений и животных, занесенными в нее.
Коммуникативная деятельность (беседа с показом видео-презентации, вопросы к детям).

Воспитатель обращает внимание детей на появившиеся цветы на импровизированной поляне. Предлагает посмотреть отрывок телепередачи, уточняет знания детей о «Красной книге». Вопросы к детям:
Что такое «Красная книга»? Что означают страницы красного (желтого, белого, черного, зеленого) цвета?

Дети участвуют в беседе, смотрят видео, рассматривают слайды презентации, отвечают на вопросы педагога.

Динамическая пауза

Предупреждение физического и эмоционального переутомления. Уточнение представлений детей о разнообразии животного мира.
Двигательная активность (подвижная игра «Птицы, рыбы, звери»).

Воспитатель проводит с детьми подвижную игру с мячом «Птицы, рыбы, звери». Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово (например, «птица»).

Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повториться.

Закрепление полученных знаний и представлений

Способствовать осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения природы леса и природного мира в целом.
Игровая деятельность (экологическая игра «Береги природу»).

Воспитатель предлагает детям подумать и высказать
свои предположения, почему так важно сохранять и бережно относиться к животным и растениям? Что произойдет, если исчезнут деревья, насекомые, птицы? Проводит с детьми экологическую игру «Береги природу». На экране картинки, изображающие растения, птиц, грибов, насекомых, ягод. Воспитатель убирает одну из картинок.

Дети объясняют, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Рефлексивно-корригирующий этап

Подведение итогов НОД, обобщение полученных знаний, рефлексия.
Коммуникативная деятельность (вопросы к детям, поощрение).

Вопросы к детям: Понравилось ли вам занятие? С какой проблемой мы столкнулись? Почему так важно заботиться о природе, защищать ее? Как человек может помочь природе?
Лесовичок вручает детям медали «Защитники природы».

Дети отвечают на вопросы преподавателя.
Дети узнали, что подснежники и ландыши занесены в «Красную книгу».
Дети смогли сформулировать правила поведения на природе.
Дети высказали свое собственное мнение о том, как они могут помочь Лесовичку.