Мастер-класс "Вижу, слышу, ощущаю предметы – говорю слова!" Формирование понятия слова через интеграцию сенсорных образов предмета

Разделы: Логопедия


Цель: наглядно продемонстрировать использование метода сенсорно-интегративной логотерапии (М.И.Лынской) в логопедической работе с дошкольниками.

Оборудование:

  • 4 небольших полукруглый стола, стул, элементы костюмов: парик с цветными волосами, очки, косички, белый халат;
  • серебристый звучащий комок;
  • презентация, презентер;
  • портативная колонка, флешка с музыкальной записью к игре в поезд «Паровоз - Букашка»;
  • двусторонний скотч;
  • контейнер с крышкой непрозрачный, натуральные овощи (огурец, перец, морковь) и большой ананас, карточка с изображением глаза;
  • контейнер с мягким дном, мешочек с разными звучащими предметами (деревянный шарик, пластмассовый мячик, бубенцы), карточка с изображением уха;
  • коробка с прорезями, натуральный маленький ананас, карточка с изображением руки, карточка с изображением носа, мячики;
  • коробка с крышкой, декоративная салфетка, одноразовая тарелка, кусочки натурального ананаса и овощей, шпажки, карточка с изображением языка, мешочек для мусора;

Ход проведения мастер-класса

I. Мотивационный этап: мотивация на совместную деятельность, создание эмоционального настроя на совместную деятельность.

- Антуан де Сент-Экзюпери в аллегорической повести-сказке «Маленький принц» писал: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало, кто из них об этом помнит».

- А вы помните?

 Помните, как в детстве что-то казалось Вам очевидным, а взрослых это удивляло… А иногда им, взрослым, наоборот, некоторые вещи казались такими неважными или простыми, а Вам, маленькой девочке, никак не удавалось это понять, что-то тревожило, казалось слишком сложным…

- Для вас, дорогие коллеги, очень простое игровое упражнение: «Придумайте, слово»: серебристый комок передавайте, любое слово быстро называйте (участники передают комок, называю слова).

- Было просто, верно? А дошкольников, казалось бы, простое задание, «Назови любое слово», «Придумай слово», ставит в замешательство. Детям с нарушением речи выполнение такого упражнение может оказаться малодоступным или недоступным. Как вы думаете, почему? (Слушатели высказывают предположения).

- Верно, часто у дошкольников не сформировано абстрактное понятие «слово». В силу возрастных особенностей абстрактное мышление развито недостаточно, поэтому ребенок просто не понимает смысла задания. Это создает определенные трудности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, ведь слово является смысловой единицей языка.

Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер-класс, тема которого: «Слышу, вижу, ощущаю предметы – говорю слова! Формирование понятия слова через интеграцию сенсорных образов предмета». Это становится возможным при применении авторского метода М.И.Лынской, с которым я познакомилась полгода назад. Изучаю работы и опыт работы М.И.Лынской и другую литературу, связанную с сенсорной интеграцией (Крановиц, Джин Айрес). Адаптирую метод сенсорно-интегративной логотерапии в работе с дошкольниками с нарушениями речи на логопедическом пункте нашего образовательного учреждения, а также в работе с детьми раннего возраста в рамках Центра игровой поддержки ребенка.

 Метод сенсорно-интегративной логотерапии предполагает развитие базовых уровней иерархической системы ощущений (проприорецептивных, тактильных, вкусовых, обонятельных, наряду со зрительными и слуховыми).

II. Практическая часть: реализация цели мастер-класса.

- Мне нужны 4 помощника.

- Попрошу моих помощников и зрителей на несколько секунд закрыть глаза (ведущий мастер-класса надевает очки и парик).

- Можно всем открыть глаза.

Здравствуйте! Вы находитесь в нашей детской лаборатории. А я профессор детских наук! Поэтому мне придется вас, уважаемые взрослые, превратить в детей. Не возражаете? (Участницы надевают косички)

- Для проведения сегодняшнего эксперимента мы отправимся на поезде. Как же нам изобразить поезд? И, конечно, это не случайно. Ведь в детской лаборатории нет случайностей: все помогает моим маленьким посетителям что-то понять…  

- Итак, я первая - я начало (строимся в поезд слева-направо относительно зрителей). Кто последний? Поднимите руку. А теперь поднимите руки все остальные! Вы в середине. Поехали! (Звучит музыка «Паравоз Букашка»)

1. Непрозрачный контейнер (карточка с изображением глаза): сенсорное восприятие предмета с помощью зрительного анализатора.

Итак, мы на месте. Что мы будем делать нам укажет подсказка. Где же она? Что вы на ней видите? (Глаз, будем внимательно смотреть глазами).

- Открывайте контейнер!

 (Видят 3 натуральных овоща и ананас, выбирают лишний предмет(ананас). Объясняют, почему. Передают друг другу: нюхают, трогают, говорят о нем, называют признаки).

- А сейчас… Фокус-покус (прячет ананас в корзину), предмета нет. А слово запомнили? (Ананас).

Обобщение: предмет исчез, а слово помните: ананас. Словами мы называем все то, что видим. Видим предмет – говорим слово. У слова всегда есть значение.

2. Непрозрачный контейнер с мягким дном (карточка с изображением уха): сенсорное восприятие предмета с помощью слухового анализатора.

- Ребята! Нужно найти подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с изображением уха. - Будем слушать).

- Как же услышать ананас? (Высказываются предположения, как можно услышать ананас).

- Давайте немного пошалим!!! Будем бросать ананас в корзину, и запоминать его звук (бросают ананас в корзину, слушают, с каким звуком он падает).

 - А теперь поиграем! Попрошу всех отвернуться от стола. Я буду бросать в корзину ананас и другие предметы. Если услышите ананас, говорите слово «ананас», если другой предмет – хлопаете в ладоши. Постарайтесь делать это все вместе, дружно.

Обобщение: слышим звук предмета – говорим слово. По звуку можно узнать предмет.

3. Волшебная коробка (сверху карточка с изображением руки и карточка с изображением носа внутри коробки): сенсорное восприятие предмета с помощью тактильного и обонятельного анализатора.

- Ищем подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с рукой. – Будем трогать, держать, щупать).

- Необходимо найти лишний предмет, не похожий на остальные на ощупь и предположить, что это (по очереди просовывают руки в коробку, находят на ощупь лишний предмет и предполагают, что это).

- Какое слово произносишь, когда ощущаешь предмет руками? (- ананас. Последний человек открывает коробку и достаёт маленький ананас).

Обобщение: мы не видели предмет, но на ощупь поняли, что это и произнесли слово «ананас».

4. Карточка с изображением носа внутри коробки: сенсорное восприятие предмета с помощью обонятельного анализатора.  

(Участники замечают карточку с изображением носа внутри коробки, говорят, что будем нюхать. Нюхают маленький ананас, запоминают запах ананаса).

- Предлагаю вам отгадать ананас с закрытыми глазами по запаху. Буду подносить к вашему носу ананас или мячик. Если почувствуешь ананас, произноси слово «ананас». Если нет – топни ногой.

(Участники встают в круг, закрывают глаза, отгадывают ананас по запаху, произносят слово).

Обобщение: словами мы называем все то, что чувствуем на ощупь и по запаху. Чувствуем предмет– говорим слово. У слова всегда есть значение.

5. Стол с угощениями (карточка с нарисованным языком): сенсорное восприятие предмета с помощью вкусового анализатора.

(На столике прикрытая крышкой тарелка с кусочками ананаса и овощей).

- Как вы думаете, что будем делать? (Нарисован язык. Будем пробовать, есть).

- Будем пробовать предметы на вкус. Скажу сразу, что все они съедобные и полезные. Но будем узнавать по вкусу, как вы думаете, что? (-ананас). Если вы почувствуете ананас по вкусу скажете «ананас», если это другой предмет покажете знак, большой палец вверх. Надеюсь, что другие угощения вам тоже понравятся.

Обобщение: Предмет не видели, но узнавали его по вкусу и говорили слово. Помните, какое? («ананас»). Словами мы называем все то, что чувствуем на вкус. Пробуем на вкус предмет – говорим слово. У слова всегда есть значение.

Итог эксперимента:

- Мои дорогие помощники, надеюсь вы сможете сами сделать вывод. Для вас еще одна подсказка: огромная карточка с изображением в центре мозга, глаза, уха, носа и языка (делают вывод).

Обобщение с помощью художественного слова:

Всему название дано. И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нет.
И все, что только видит глаз над нами и под нами,
И все что слышим, чувствуем сейчас означено словами.

- Ну вот, теперь вы понимаете, что такое слово, и, думаю, вместе с другими ребятами легко придумаете любое слово по заданию (придумывают).

- А нам пора возвращаться обратно в нашу взрослую жизнь. И поможет нам опять наш поезд, который отвезет нас назад во взрослую жизнь. С левой стороны начало (я к окну лицом). Кто конец? А все остальные, где (в серединке).

- Огромная благодарность всем участницам.

- Думаю, что все поняли, для чего участники, когда едут на импровизированном поезде строятся в вагончики слева направо и определяют самый первый паровоз – начало; самый последний вагончик – конец; вагончики между началом и концом – середина. (Зрители мастер-класса дают ответы).

Обобщение ответов слушателей

При формировании понятия слово в игровой форме реализуется пропедевтическая задача: дети закрепляют понятия «начало, середина, конец» в ряду предметов, что поможет им легче освоить понятия начала, конца и середины в  слове при формировании начальных навыков звукового анализа и синтеза.

III. Рефлексивный этап: подведение итогов, оценка результатов проведения мастер-класса.

На современном этапе развития образования особое внимание направленно на инновационные образовательные технологии. Основным критерием «инновационности» является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Применение метода сенсорно-интегративной логотерапии М.И.Лынской, на мой взгляд, позволяет трудное для ребенка превратить в привычное, легкое и интересное, а значит, сделать процесс развития и коррекции речи наиболее эффективным. Из опыта включения метода в свою работу, могу сказать, что его применение повышает познавательную и речевую активность дошкольников, мотивацию, развивает умение ребенка взаимодействовать со взрослым и сверстниками, а также способствует становлению целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Закончить своё выступление я хотела бы словами известного философа и мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не пожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир»?