Урок русского языка в 3-м классе. Тема: «Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами


Автор учебника: С.В.Иванов.

Педагогическая цель

Создать условия для совершенствования умения разбирать предложения, способствовать развитию умения находить в предложениях однородные члены и определять, какими членами предложения они являются.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Планируемые результаты (предметные)

Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в пределах изученного), характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения, простое предложение, контролируют свои действия, проверяют написанное.

Личностные результаты

Расширяют познавательные интересы, ориентируются на понимание причин успеха в учёбе, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре, сопереживают одноклассникам.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осознанно воспринимают литературное произведение, овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют логические сравнения, делают выводы в результате совместной работы учителя и класса, строят рассуждения.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, сопоставляют свою работу с образцом, вносят коррективы в действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обосновывают своё суждение, используют в речи языковые средства, оформляют свою мысль в устной форме.

Основное содержание темы, понятия и термины.

Понятие «однородные члены предложения». Нахождение однородных членов предложения, составление предложений к схемам.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивирование к учебной деятельности (орг.момент)

- Каждый урок мы начинаем замечательными словами:

- Прочтите аффирмации к нашему уроку

- Я желаю тебе добра!
Ты желаешь мне добра!
Если тебе будет трудно - я тебе - помогу!
- Я грамотно и красиво пишу.
- Я люблю читать.
II. Постановка учебной задачи. Обобщение, систематизация и коррекция
знаний
- Тема нашего урока закрыта полосками бумаги.
Учитель открывает последнее слово предложения.
- Что такое предложение?
- Предложение - это одно или несколько слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.
- Какими бывают предложения по цели высказывания? По цели всегда различай предложения: в повествовательном - сообщение, вопрос - в вопросительном, дашь ответ? А в побудительном - просьба, совет.
- Какими бывают предложения по интонации?

- По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Учитель открывает второе слово: члены предложения
- На какие две  группы делятся члены предложения?
- Члены предложения делятся на две группы - главные и второстепенные.
Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены - определение, обстоятельство, дополнение.
Учитель полностью открывает тему урока: Однородные члены предложения.
- Что такое однородные члены предложения?
- Несколько подлежащих при одном сказуемом, несколько сказуемых при одном подлежащем, несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова, называются однородными членами предложения.
- Чему мы должны научиться на уроке? - Находить в тексте однородные члены предложения, расставлять знаки препинания.
III. Применение знаний и  умений в новой ситуации

 

- Портрет какого великого русского поэта висит у нас на доске? - Портрет А.С.Пушкина.
- Прочтите числа, которые есть на доске. Что они обозначают? - 8, 9, 2208.
- В 8 лет А.С.Пушкин писал стихи на французском языке.
- 9 языков знал А.С.Пушкин.
- Именем А.С.Пушкина названа малая планета 2208, вернее астероид.
- Кратер на планете Меркурий.
- На фотографиях изображены места в нашем городе, которые связаны с именем великого поэта. - Пушкинский сквер на улице Димитрова.
- Знаменитый памятник на улице Кирова.
- Пушкинская школа.
- А.С.Пушкин писал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
- Объясните эти слова.
- Поэт написал так много замечательных произведений, которые читали его современники. Читают и будут читать всегда. Его произведения и стали его нерукотворным памятником.
- Подберите синонимы к словам нерукотворный, воздвиг. Разберём по составу слово нерукотворный. - Воздвиг - создал, построил, возвёл.
- Нерукотворный - созданный не руками.
- Окончание - ый (окончание прилагательного мужского рода)
- Это сложное слов - в нём два корня -рук, -твор.
- Соединительная гласная -о-.
- Суффикс -н-.
- Я не могу сегодня не вспомнить имя нашего великого земляка, солнце осетинской поэзии, К.Л.Хетагурова.
- В каком стихотворении - К.Л.Хетагуров говорит об А.С.Пушкине?
- Стихотворение «Салам».
- Создатель славы наших гор
Свою башню ты воздвиг.
- Башня - это святыня для горцев. Башни бывают родовые (фамильные) и защитные… Башни строили на века. Сейчас это памятники культуры и архитектуры.
- Мы готовились к этому уроку, работали в группах, оформили выставку поделок и рисунков…
- Из какого произведения дуб из осенних листьев? Кот?
- Расскажите физминутку «Лежебока рыжий кот». Назовите однородные члены предложения.

- Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

- Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот,
Встал и выгнул спину в мост,
Распушил красивый хвост,
Мягко лапками пошёл,
Тихо сказочку завёл…
- Отлежал, встал, выгнул, распушил, пошёл, завёл. Это однородные сказуемые.

- Во время подготовки к уроку мы перечитали сказки А.С.Пушкина.
Сколько сказок написал поэт? Назовите сказки.

- А.С.Пушкин написал 7 сказок.
Дети перечисляют сказки.

- Спишите предложение и разберите его по членам предложения, составьте схему предложения.
- Слуги, сватья и сестра ловят комара.
- Измените предложение так, чтобы союз и был повторяющимся.
- Из какой сказки это предложение?

- В этом предложении однородные подлежащие.
- И слуги, и сватья, и сестра ловят комара.

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

- Какие еще предложения с однородными подлежащими вы нашли. - Дети по группам называют предложения из других сказок.
- П.в.риха п.бл.днела обм.рла и .кр.вела.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните, укажите графически часть слова, в которой пропущена буква.
- Разберите по членам предложения. Составьте схему предложения.
- Расставьте знаки препинания. Докажите.
- В этом предложении однородные сказуемые.
- Какие предложения в сказках вы нашли с однородными сказуемыми? Ученики по группам называют предложения с однородными сказуемыми.
- Разберите следующее предложение:
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
- Измените предложение так, чтобы запятая была не нужна.
Аналогичная работа:
- Через л.са, через м.ря колдун несёт богатыря.
- В этом предложении однородные обстоятельства.
Стихотворение об обстоятельстве.
- На вопросы где? Куда? Как? Откуда? И когда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда.
Аналогичная работа над предложением из «Сказки о медведихе».
Прибегал зайка бедненькой, серенькой.
- В этом предложении однородные определения.
Стихотворение:
Признак предмета или явления обозначает определение. Чей? Какой? Вопросы просты. Лишь не хватает волнистой черты.
Работа над предложением из «Сказки о золотом петушке»
- Сыновья л.жат без шл.мов, без лат.
- Какие ещё однородные дополнения можно было бы добавить?
Предложение с однородными дополнениями.
IV. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Групповая работа.
- Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Дом царевна обошла_
Всё порядком убрала_
Засветила богу свечку_
Истопила жарко печку.

И к царевне наливное_ молодое_ золотое яблочко летит.
Под окно за пряжу села_ а глядела все на яблоко.

Учащиеся в группах расставляют знаки препинания.

V. Рефлексия (подведение итогов)

- Какое задание было самым сложным на уроке?
- Что мы уже знали?
- Что нового узнали?
- Какое задание было самым интересным?