Открытый урок по теме «Имя существительное в словосочетании и предложении». 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: имя существительное


1. Оргмомент

Здравствуйте, уважаемые друзья! Прошу Вас проверить готовность к уроку. Учебник рабочая тетрадь, пишущие принадлежности. И прежде чем нам начать с работу, давайте с вами запишем сегодняшнюю дату и классная работа. (Записывают)

2. Минутка мотивации

Посмотрите на экран. Прочитайте.

Солнце. Небо. Облака.
Берег. Дерево. Река.
Волны. Лучики. Леса.
Отражение. Небеса.

Что интересного вы заметили? (это всё предложения, текст, слова, существительные).

Здорово! А верите ли вы, что (просто перелистать)

1. Существительное – самая древняя часть речи.

Согласны ли вы с этим утверждением? Кто согласен, поднимите руку.

Да, существительное действительно самая древняя часть речи. Именно с неё началось освоение окружающего предметного мира древним человеком.

2. Существительное – самая часто употребляемая часть речи.

Согласны ли вы с этим утверждением? Кто согласен, поднимите руку. Да, каждое второе слово в нашей речи – существительное.

3. В русском языке около 15 000 существительных. (затрудняются)

4. Существительное может быть любым членом предложения.

А вот на этот вопрос вы сегодня найдете ответ сами.

Вы наверно догадались, о чем мы будем говорить. (о существительном). Правильно, но не только о нём мы сегодня будем говорить. (перелистать слайд)

Тема: имя существительное в предложении, а так же в словосочетании.

(помогаю сформулировать тему; уточняю про словосочетание, что при разговоре о предложении это важно).

Положите перед собой листы самооценки. Отметьте, пожалуйста, то, что знаете.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Тема урока: роль имени существительного в предложении и в словосочетании

 

Я знаю…

 

1.

определение имени существительного

 

2.

признаки имени существительного

 

3.

что такое словосочетание

 

 

Я умею…

 

1.

находить словосочетания

 

2.

определять главное и зависимое слово в словосочетании

 

3.

определять синтаксическую роль имени существительного в предложении

 

 

Хочу узнать…

 

Итак. Скажите, пожалуйста, что такое имя существительное? (поднимают руки, одного спрашиваю определение – полный ответ)

А кто может назвать признаки имени существительного? (один – постоянные признаки, второй – непостоянные признаки)

А что скажет, что такое словосочетание? (поднимают руки, одного спрашиваю определение – полный ответ)

А что умеем? (спрашиваю, поднимают). Как много вы знаете. Значит эта тема не новая для Вас? Да. Какую цель мы ставим:  (формируют, помогаю: определить роль существительного в словосочетании и предложении).

3. Словарная работа (Найди лишнего)

Обратите внимание на экран. Из каждой строчки выпишите слово, которое является лишним. Подумайте, по какому признаку мы можем определить лишнее слово. Выпишите его.

Удивление, очарование, наслаждение, прикосновение

Беспорядок, пригород, добродушный, недруг

Думает, пишет, смотрит, читает

Смелость, доброта, храбрость, бесстрашие

(выписали, спросила почему)

Итак. Составьте словосочетания с данными словами. Опираясь на схемы, которые вы видите на доске. Давайте запишем. К какой схеме относятся эти словосочетания?

Итак. Какую роль в словосочетании играет существительное? (может быть главным или зависимым) С какими частями речи можно составить словосочетания?

(на доске висят схемы словосочетаний сущ+сущ, сущ+мест, сущ+прил, сущ+глагол).

4. Работа с упражнением в учебнике

А сейчас открывайте, пожалуйста, учебник. Упражнение 248.

Выпишите из данного упражнения словосочетания, которые соответствуют схеме сущ+сущ. Укажите главное/ зависимое слово + вопрос + части речи. Время выполнения - 1,5 минуты.

Словосочетания: вершина горы капля дождя, сервиз из фарфора, упражнение по орфографии. (кто первый напишет – к доске). Обратите внимание на разбор словосочетания. Все пункты должны быть соблюдены.

А сможем ли мы заменить эти словосочетания на синонимичные, которые будут соответствовать схеме прил+сущ. Да, можем. Давайте обсудим:

  • вершина горы – горная вершина, 
  • капля дождя – дождевая капля,
  • сервиз из фарфора – фарфоровый сервиз,
  • упражнение по орфографии – орфографическое упражнение.

Итак. Мы с вами сейчас увидели, что явление синонимия может быть не только среди слов.

5. Работа с текстом

Пожалуйста, прочитайте выразительно. Что это? (текст). Почему текст? Какие признаки текса?

Книги — вместилища знаний в мире людей. Место, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое.

В каком предложении заключена главная мысль?Выпишите его. (одного к доске)

(выписывают предложение Книгивместилищазнанийв мирелюдей)

А кто-нибудь обратил внимание на это предложение? Что в нём особенного? (в нём одни существительные)

И нам с вами осталось ответить на последний вопрос нашего урока, какими же членами предложения могут выступать имя существительное.

Для этого нам нужно выполнить синтаксический разбор. (вызываю особо активного к доске) Что мы выделяем в первую очередь (грамматическую основу). Что далее? (обратить внимание, что при разборе этого предложения выделять смысловые связи и писать вопросы).

Скажите, пожалуйста, какими же членами предложения являются наши существительные? (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение?)

6. Итоги

Настало время подводить итоги нашего урока. Какую цель мы ставили сегодня на урок? А проверить это нам поможет небольшая тестовая работа. Для этого прошу вас перевернуть ваш лист самооценки. Там представлен небольшой тест, состоящий из 4 вопросов. Внимательно читайте задания. Время выполнения – 2 минуты.

Тест

1. Выберите словосочетания.

1) дети и взрослые
2) кричать громко
3) звездная ночь
4) береза наклонилась

2. Выберите словосочетание, в котором главное слово - существительное.

1) играть на трубе
2) слон и моська
3) теплая весна
4) увидеть мать

3. Укажите словосочетания, которые можно выделить в данном предложении.

Скоро гроза отступила к западу.

1) гроза отступила
2) гроза скоро
3) отступила к западу
4) отступила скоро
5) гроза к западу

4. Выпишите существительные из предложения Скоро гроза отступила к западу. Укажите их синтаксическую роль в предложении. ______________________

Ответы:

1. 2,3 (2 балла)

2. 3 (1 балл) 

3. 3,4 (2 балла) 

4. подлежащее, дополнение, обстоятельство

Критерии:

  • 8 – 5
  • 7 – 4
  • 6 – 4
  • 5 – 3
  • 4 - 3

Итак, время вышло. А сейчас, пожалуйста, я прошу вас обменяться листочками для взаимопроверки. На экране представлены ответы и критерии оценивания. Проверьте, пожалуйста, работу вашего соседа и поставьте оценки за работу.

Теперь я попрошу вас передать работы  мне. Оценки за работу будут выставлены вам.

7. Итог + домашнее задание

В заключение урока хочу еще раз обратить ваше внимание на стихотворение, которое было в начале урока. (слайд со стихом)

Можем мы представить картину на основе этого стихотворения? Какие впечатления вызывают у вас строки этого стихотворения? (радость, счастье, умиротворение, воспоминание, блаженство)

Солнце. Небо. Облака.
Берег. Дерево. Река.
Волны. Лучики. Леса.
Отражение. Небеса.

Что вы испытывали на уроке? (сл. Слайд). Запишите эти слова на листочке. (записали)