Программа мероприятия о профилактике наркозависимости с учащимися начальных классов

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: профилактика наркозависимости


Актуальность выбранной темы

Актуальность проблемы профилактики наркомании среди молодежи определяется изменением наркоситуации для российского общества, основной тенденцией которой является сегодня катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего среди детей и подростков. Важным следствием роста наркозависимости стали увеличение уровней безнадзорности, социального сиротства и подростковой преступности. Статистические данные подтверждают, что масштабы и темпы распространения наркомании в стране ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи, будущее значительной ее части и в конечном итоге влияют на уровень социальной стабильности российского общества в ближайшей перспективе. Главным направлением борьбы с этим социальным злом должно стать не только лечение тех, кто успел приобщиться к наркомании, но и профилактика этого заболевания. И чем раньше начнется процесс профилактических мероприятий, тем эффективнее будет результат усилий, направленных на предупреждение наркомании. В настоящее время тревогу вызывает как медицинское, так и немедицинское использование психотропных веществ в разных социально-экономических группах, а также появление некоторых наркотических веществ там, где их раньше не знали.

В России проблема наркомании долгое время трактовалась как «единичные» случаи экспериментирования с наркотиками, не носящие характера социального явления.

Жизнь показала, что зачастую желаемое выдавалось за действительное, и когда проблема наркомании стала острой, квалифицированных специалистов для диагностики и лечения больных с наркотической зависимостью почти не оказалось.

Очевидно также и то, что знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решения актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков.
Приоритетное направление профилактической работы – преодоление факторов риска, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося. В решении комплексной задачи профилактики наркомании среди подростков значительную роль играют социально-психологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций здорового образа жизни, психотехнологий воспитательных воздействий, формирование личностной устойчивости и саморегуляции детей и подростков.

В связи с этим актуализируется проблема научной разработки системы мер по предупреждению детской и подростковой наркомании, а именно первичной социально-психологической профилактики наркомании среди молодежи.

Цели мероприятия:

  • Формирование у детей приоритетов здорового образа жизни и негативного отношения к наркотикам и другим психотропным веществам.
  • Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, повышение уровня информации детей о проблемах, связанных с наркотиками, информирование их о последствиях потребления наркотиков и формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению.
    Научить отказываться в опасных ситуациях.

Задачи мероприятия:

  • повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
  • познакомить учащихся с опасностью, которую таят наркотики;
  • выработать у детей стратегию безопасного поведения;
  • попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к наркотикам;
  • формирование мотивации к сохранению здоровья;
  • познакомить с формами отказа от наркотиков;
  • формировать устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам;
  • изменение отношения детей к наркомании.

Контингент участников: 9-10 лет.

Предполагаемые результаты:

  • общая осведомленность детей об опасности употребления наркотиков и других ПАВ;
  • осознание, что нет ничего более ценного, чем человеческое здоровье;
  • умение принимать самостоятельные решения, независимо от мнения других людей;
  • формирование у детей нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
  • обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с другими детьми.

Воспитательное мероприятие на тему «Умей говорить: «Нет!» вредным привычкам!»

Курс «Эффективные технологии обнаружения и профилактики зависимых состояний»

Цели:

  • Воспитывать активную социальную невосприимчивость к вредным привычкам, умение сказать «нет» вредным привычкам.
  • Создать условий для развития навыков общения в группах, парах, классом;
  • Создать условия для воспитания творчески грамотного человека, учить формулировать свой ответ, анализировать свои поступки.

Задачи: учиться сопротивляться давлению и принимать на себя ответственность за собственные решения.

Оборудование: таблички с надписями, картинки с изображением зайца и волка из «Ну погоди», листы, карандаши, девять заповедей здоровья, памятки.

Ход занятия

П: Ребята, сегодня мы поговорим о вредных привычках и научимся говорить вредным привычкам: «Нет».

Какие вы знаете вредные привычки?

Дети отвечают.

Игра «Полезные и вредные привычки»

Дети берут по одному жетону, на котором размещены полезные и вредные привычки и размещают их под картинками волка и зайца из «Ну, погоди!». (Приложение 1)

Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме, гулять на свежем воздухе, пить чистую воду, пить газировку, ложиться спать в 12 часов ночи.

(Приложение 2)

П: Вредные привычки – это те привычки, которые ухудшают наше здоровье и характер. Рассмотрим те привычки, которые расположены под волком. Как они ухудшают наше здоровье?

Дети отвечают, педагог дополняет: Длительный просмотр телевизора ухудшает зрение, наступает общая утомляемость организма, дети становятся капризными, плаксивыми. А так же от телевизора исходит излучение, что ухудшает работу всего организма в целом.

Курение ухудшает работу легких. В сигарете находится измельченная трава – табак. В табаке находится яд, и название ему – никотин, а так же при выкуривании 1 пачки в день в организм поступает до 1 литра смолы. К тому же курильщики начинают курить по 2-3 сигареты в день, но постепенно тяга усиливается и вот уже начинающий курильщик выкуривает в день пачку, а то и две сигарет.

Употребление спиртных напитков ухудшает работу мозга. Алкоголь является ядом для всех органов нашего организма. Наибольший вред алкоголь оказывает на центральную нервную систему, угнетая деятельность головного мозга. Человек может быть хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым, а в состоянии опьянения он совершает «дикие» поступки, говорит непристойные вещи. Существует даже такая пословица: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

П: Действительно, все вредные привычки накладывают отпечаток на наше здоровье. Это происходит медленно и в начале кажется незаметно. Рассмотрим с вами один орган - зрение. Мы так привыкли пользоваться своим глазами, что уже и нее представляем жизни без них. А часто ли мы заботимся о своих глазах, есть ли у нас полезные привычку для того. Что бы сохранить здоровье глаз? делаем ли специальную гимнастику?, употребляем ли витамин А? Представим на минутку жизнь без зрения.

Игра «Нарисуй картинку с закрытыми глазами»

Ребята, закроем глаза и нарисуем дом и рядом дерево. Можете открыть глаза. ВЫ увидели то, что ожидали? ваши рисунки получились такие же или хуже тех, что вы рисуете с открытыми глазами. Да, хорошее зрение – это хорошее здоровье, без которого мы не можем обойтись. Следовательно, надо заботиться о своих глазах и о здоровье в целом.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

— Всю неделю по-порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза.

Наше государство ведет постоянную политику по борьбе с вредными привычками и пропаганде здорового образа жизни. Но все зависит от человека и от его выбора.

Игра «Сумей отказаться»

- Мы выяснили, что вредные привычки вредят здоровью человека. И все же очень многие наши знакомые, родственники курят и употребляют спиртные напитки. Почему же они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить, а за первым – второй, третий и так у них сформировалась привычка. Отсюда следует, если в первый раз не откажешься, потом это сделать труднее, почти не возможно. Если вам предлагают спиртное или сигарету, то ваш ответ должен быть «Нет!». Сейчас мы потренируемся, как нужно правильно отказываться от таких предложений.

- Сейчас я предлагаю вам игру, которая научит вас правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников. Часто бывает такое: человек сам боится попробовать закурить, но подбивает на это другого человека.

Дети по очереди, с интонацией произносят слова отказа.

«9 способов сказать: «Нет»:

  1. Я  в этом не нуждаюсь.
  2. Я не в настроении, поэтому не хочу это сегодня пробовать.
  3. Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
  4. Нет, не хочу неприятностей.
  5. Когда мне понадобиться это, я дам тебе знать.
  6. Я таких вещей боюсь.
  7. Эта дрянь не для меня.
  8. Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
  9. Я хочу быть здоровым.

Зачитаем Девять заповедей здоровья

  • четкий режим дня;
  • свежий воздух;
  • больше смеха;
  • физическая активность;
  • правильное питание;
  • не пить, не курить;
  • личная гигиена;
  • любовь  и уважение к себе и другим;
  • занятия по душе.

Задание в парах. Составь режим дня здорового человека, используя девять заповедей. (Приложение 3)

Рефлексия

- Наш разговор на серьёзную тему подходит к концу. Дополните фразы.

  • Я понял…
  • Я узнал…
  • Мне хотелось бы…
  • Я желаю ребятам…
  • Я желаю себе…

В память о нашем занятии я дарю вам памятки, которые  помогут вам заботиться о зрении. (Приложение 4)

Используемая литература

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Декларация прав учащихся.
  3. Конституция РФ.
  4. «Концепция профилактики злоупотребления психическими веществами в образовательной среде».
  5. Федеральный закон « О наркотических средствах и психотропных веществах».
  6. Федеральная целевая программа « Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту.
  7. Закон Астраханской области от 25.11.2010 N 71/2010-ОЗ “О профилактике наркомании и токсикомании в Астраханской области”.
  8. Районная целевая программа «Комплексные меры противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств».
  9. Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек».
  10. Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».