Способы коррекции акцентологических нарушений младших школьников при формировании предметных (орфоэпических) результатов

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Классы: 1, 2


Совершенствование речи учащихся, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Овладение языком: запасом слов,  грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. «Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» [3, с.203].

Существует ряд аспектов овладения речью. Это усвоение литературной, языковой нормы, усвоение навыков чтения и письма. Именно в начальной школе учитель должен помочь детям обнаружить и исправить недостатки своих устных  и письменных высказываний, следить за точностью и правильностью речи.

Развитие речи учащихся – проблема, которая была и будет актуальной всегда, и развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет важным моментом для младших школьников овладение представлениями о нормах русского литературного языка, в том числе и орфоэпическими; рассматривает для выпускника начальной школы возможность овладения такими предметными умениями, как соблюдение нормы русского литературного языка в собственной речи [1, с.39].

Программа по русскому языку «Начальная школа 21 века» определяет важным моментом для младших школьников овладение предметными результатами, такими как:

- соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения;

- соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Исходя из этого, можно сказать, что мы часто сталкиваемся с проблемой произносительных нарушений младших школьников, особенно актуальной проблемой является неправильная постановка ударения в речи младших школьников.

Рассмотрим основные понятия статьи.

Орфоэпия – совокупность правил литературного произношения, в состав которых входят собственно правила произношения (отдельных звуков, звукосочетаний и слов), а также правила ударения. При этом под правильным произношением подразумевается соблюдение орфоэпических (произносительных) и акцентологических (связанных с постановкой ударения) норм языка. [4, с.89]

Речевые ошибки – нарушение норм языка в устных и письменных сообщениях. [2, с.137]

Раздел языкознания, который занимается изучением постановки правильного  ударения в словах, называется акцентология. А.Г.Петрякова определяет понятие «акцентология» следующим образом.

Акцентология – учение об акцентных средствах языка, раздел языкознания, изучающий вопросы ударения. [5, с.117]

Ударение – один из важнейших элементов устной речи. В русском языке его значение особенно велико, так как оно служит средством различения слов (рефлекторный - рефлекторный, лекарство - лекарство, метчик - метчик) и грамматических форм (воды - воды, струны - струны, стекла - стёкла).
Область ударения, пожалуй, в большей степени, чем другие области устной речи, привлекает к себе внимание слушателей. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого человека, овладевающего культурой речи.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что для коррекции произносительных нарушений младших школьников на уроках нужно использовать упражнения, задания, игры, а также другие способы коррекции, например: минутки-запоминалки, загадки, рифмовки.

При использовании подобных упражнений, заданий, рифмовок запоминание правильного произношения происходит незатруднительно и естественно, а также рифма помогает определить верные акценты в слове.

Приведем примеры способов коррекции произносительных нарушений младших школьников.

«Минутки-запоминалки»

Раз лохматая горилла крокодилу позвонила.
Он с гориллой не дружил, сразу трубку положил.
Ему лучше не звонить, кто звонит, тому водить.

 Кукла Барби в воскресенье отмечает день рожденья.
Ночью Барби не спала, торты сладкие пекла.
Медвежонку было видно, и обидно, и завидно.
Барби это поняла торт, медовый отдала.

Банты, франты, бьют куранты, все откупорить спешат
Для детей бутыль с шампанским, а для взрослых лимонад.
Кто сумел всё переврать, тот и будет нас искать.

Аты-баты, мост горбатый, под мостом поет цыган,
А танцовщицы сбежали, напугал их таракан.
Я искал, найти не смог слишком толстый каталог.

Алфави́т

Заучив весь алфавит,
Он имел усталый в
ид.

Гербы́

1. Щедрою волей моей судьбы
Достались мне фамильные гербы.

2. Есть у каждой страны
Символические гербы.

Кварта́л

1. Мы прошли немало —
Целых два кварт
ала.

2. В бухгалтерии аврал —
Завершается кварт
ал.

3. День отчётности настал,
Время закрывать кварт
ал.

Мозаи́чный

Подарок мозаичный,
Вполне себе прил
ичный.

Плодоноси́ть

1. Хочу я у тебя спросить:
Будет ли яблоня плодонос
ить?

2. Дерево можно исцелить,
Будет оно плодонос
ить.

Позвони́шь

Ну почему же ты молчишь,
Ведь я спросила: позвонишь?

Тво́ро́г

Бабка испекла пирог
Да забыла про твор
ог.

То́рты

1. В музее — натюрморты:
На них — цветы и т
орты.

2. Не налезли шорты —
Часто ели т
орты.

Рифмовки

Склеит кирпичи в момент
Друг строителя – цемент.

Тысяча, ребята, метров,
Знайте, это километр.

Ты уж словарю поверь:
Нужно говорить щавель.

Материал для ортологических пятиминуток

Мнемонические упражнения:

- Сэр пошёл в диспансе    р.

- Лишь когда ты свет включи    шь,
все предметы разглядишь.

- Мышка к мышке в гости кра    лась,
Мышка мышке улыбалась.

- Маша ключ в карман не кла    ла,
Маша ключик потеряла.

- Начинается апрель, скоро прорастёт щаве    ль.

Учебники Т.А. Ладыженской и др. «Детская риторика» содержат материал для проведения ортологических пятиминуток. В упражнениях слова объединены в легко запоминающиеся группы, например слова с ударением на ент (документ, абонемент, и т.д.); на лог (каталог, диалог, монолог и пр.)

Отгадай загадки

Запоминать слова с правильно поставленным ударением помогают загадки. Например, такие:

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный ... .

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все ... .

Догадайся по рифме

Правильно поставить ударение в слове помогают поэтические тексты, где нужное ударение подсказывает рифма. Прочитайте отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала...
(А.Пушкин)

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
(А.Барто)

Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.
(А.Барто)

И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался
красивей.
(М.Исаковский)

Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.
(А.Пушкин)

Погиб! К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
(М.Лермонтов)

Данные способы коррекции можно использовать при формировании предметных (орфоэпических) результатов.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. – 41 с.

2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / - Азимов Э.Г., Щукин А.Н. – М.: Икар, 2009. – 448 с.

3. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник для вузов. / Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина – М.: Логос, 2009. – 215 с.

4. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. / А.Г.Петрякова – М.: Флинта, 2013, - 256 с.

5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. / В.В.Соколова. – М., Просвещение, 2010, - 192 с.