Урок литературного чтения по теме "В.И.Даль "Девочка Снегурочка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, В.И.Даль «Девочка Снегурочка»


Цель: Создать условия для получения знаний об авторской сказке, овладения умением давать характеристику сказке и вести исследовательскую работу.

Задачи:

  • Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.
  • Развивать целостное восприятие художественных образов.
  • Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.
  • Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.
  • Воспитывать внимательное отношения друг к другу, чувство сопереживания.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
  • Предметные:
    • формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному, умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
    • Знание видов сказки.
    • Умение определять тематику сказки.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД – расширение и обогащение словаря читателя;
  • Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
  • РегулятивныеУУД - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Ход урока

1. Оргмомент

- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок
Вы сейчас тихонько сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись раз и два-
Начинаем мы, друзья.

- Надеюсь мы сегодня отлично поработаем на уроке, а начнем с проверки дом. Задания.

- Что было задано на дом? (рассказ наизусть стихотворения «Детство» Суриков)

2. Проверка дом. задания. Наизусть

3 ученика.

- Молодцы, остальных спрошу на след уроке.

3. Новая тема

- Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рождения любят дети
Волшебство и без прикрас.

- Как думаете о чем идет речь? (сказки)

- Сегодня мы побываем в гостях у зимней сказки.

- Вспомните на какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)

- Из каких частей состоят сказки?

1. Зачин

2. Основная часть

3. Концовка

- Молодцы! Как звучит в сказках зачин? (жили- были)

А концовка какая бывает? (стали жить поживать…)

- А теперь отгадайте загадку:

- Как вы думаете о ком будет сказка? (О Снегурочке)

- Да, сегодня мы познакомимся с новой сказкой.

- Прочитайте название сказки. Какая это сказка авторская или народная? Почему? (есть автор Даль)

- Молодцы!

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801года. Со дня его рождения прошло 215лет. Даль был военным хирургом, мореплавателем, знал 6 языков и много путешествовал. Прославился как автор Толкового словаря великого русского языка.

Написал много сказок, одна из которых « Девочка Снегурочка», с которую мы будем читать.

- В этой сказке вам встретятся старорусские слова, прочитайте их, а теперь послушайте, какие объяснения дает толковый словарь.

- А сейчас будьте внимательны, следите я начинаю а кто-то продолжит,

1. Учитель + 8учеников.

- Понравилась вам сказка?

- Докажите, что это сказка.

- Молодцы!

4. Физминутка

5. Работа над восприятием текста

- Назовите героев сказки?

- Какое горе было у стариков?

- Кто предложил взять комочек снега в дом?.

- Как появилась снегурочка? Найди и прочитай с.144

- Были ли рады появлению девочки дед и баба? Прочитать с.145

- А как получилось, что Жучка оказалась в лесу?

- Пришло лето. Кто позвал Снегурочку В лес за ягодами?

- Что произошло в лесу?

- Что сделала Снегурочка? (влезла на дерево)

- Кого встретила Снегурочка в лесу? (медведь. Волк. Лиса)

- Как вы думаете почему Снегурочка не пошла домой с медведем, волком, лисой?

- И в нашей жизни случается так. Когда дети поддаются на уговоры незнакомых людей. Уходят с ними и может случится беда. Ни в коем случае этого нельзя делать, всегда надо думать. Прежде чем что-то делать.

- Кто пришел на помощь Снегурочке?

- Что сделали дед и баба когда Снегурочка с Жучкой пришли домой?

- Как закончилась сказка? (Счастливо)

6. Чтение по ролям

- А что значит выразительное чтение?

- Напомните героев сказки.(8 учеников.)

Итог урока. Вывод по сказке.

- Многие сказки заканчиваются словами:

Сказка ложь, да в ней намек-

Добрым молодцам урок

- Какой урок получили сегодня Вы? Чему учит сказка?

(Надо помогать тем, кто оказался в беде, не доверять чужим незнакомым людям, не выгонять из дома животных. Прежде, чем что-то сделать надо подумать. Стараться быть добрыми и разумными. Вот как вы у меня.)

- Много интересных и поучительных сказок написал В.И.Даль, я советую почитать их взяв в библиотеке.

- Молодцы, ребята. Хорошо работали, я довольна вами. А вам понравился урок?

7. Домашнее задание

С.144-151, прочитать, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.