Развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: коучинг-технологии


В современном образовании всё более отчётливо ощущается потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Концепция модернизации российского образования предполагает придать обучению индивидуально-творческий характер.

Среди подходов отечественных психологов к формированию творческих способностей детей можно выделить следующие [2, C. 50]:

  • личностно-ориентированная позиция педагога (Вишнякова Н.Б., Исаев Е.И., Митина Л.М., Чудновский В.Э., Яковлева Е.Л.);
  • развитие мыслительных процессов (Артемьева В.А., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков Н.Н., Смолярчук И.В., Чурбанова С.М);
  • погружение в культуру художественной деятельности (Мелик-Пашаев А.А. и Новлянская З.Н., Полуянов Ю.А., Сметанина Н.В.);
  • создание предметно-игровой среды (Новоселова С.Л., Петровский В.А., Ходырева Е.А., Шумунова Т.В.).

В современной психологии и педагогике существуют различные методы активизации творческого мышления: система Э. де Боно, приемы Дж. Родари, метод каталога (Кунце Э.), метод фокальных объектов (Вайтинг Ч.), метод гирлянд ассоциаций (Буш Г.), мозговой штурм (Осборн А.), морфологический анализ (Цвикки Ф.), теория решения изобретательских задач (Альтшуллер Г.С.), эмпатия (Гордон У.) и др.

Как известно, научить творчеству нельзя. Можно научить творчески учиться. Для решения данной проблемы можно обратиться к достаточно новому методу в образовании, который называется педагогический коучинг.

Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Это процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап её развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи. Это процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приёмов добиться самых высоких результатов [4, C. 70].

Коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал детей, поддерживая и способствуя достижению положительных результатов.

Философскими и психологическими основами коучинга являются методы диалога, гуманистическая концепция эмоционального интеллекта и др.

Педагогический коучинг — неформальная технология и искусство задавания вопросов, искусство мотивирования.

Создание адекватных организационно-педагогических условий, разработки технологии педагогического сопровождения, диагностики и мониторинга.

Цель педагога — помочь ученику учиться, меняться и достигать целей; цель ученика — решение конкретных задач и достижение прогнозируемого результата.

Педагог не приказывает, не руководит, не инструктирует, не даёт советы, одним словом, не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять; обдумывает, перефразирует, суммирует, задаёт вопросы, пробуждающие осознанность; вносит предложения, осуществляет обратную связь. Главное — забота о том, чтобы учащийся (группа, объединение) решил проблему сам.

Пошаговое описание технологии коучинга выглядит следующим образом [3, C. 47]:

  • выбор темы;
  • определение цели (что ученики должны вынести из встречи?);
  • открытие реальности (что в действительности происходит, кто занимался рассмотрением проблемы, что накоплено в литературе…);
  • рассмотрение вариантов выбора (возможностей и ресурсов);
  • подведение итогов (ясность и осознанность со стороны ученика (группы, класса), взятие им на себя обязательств, осознание, есть ли у него план действий, нужна ли ему поддержка, по-мощь, будет ли он действовать с решимостью).

Технологию можно представить ещё проще:

  • шаг 1: понимание ситуации;
  • шаг 2: понимание, что могло быть лучше;
  • шаг 3: понимание, как сделать лучше.

При решении проблемы у каждого из коучинг-партнёров есть свои обязанности. Во многом решение проблемы зависит от соблюдения педагогом-коучем определённых принципов.

Педагог-коуч обязан быть [6, C. 93]:

  • нейтральным, нелинейным, всегда в контакте, добиваться ясности в мышлении и поведении ученика (группы, класса), суметь его замотивировать на изменения себя;
  • учитывать, что люди по способам обучения, усвоения и переработки информации сенсорными каналами делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Чтобы понимание сделать лучше, некоторым ученикам нужно услышать произносимые ими слова, другим нужно увидеть, что они написали. Третьим достаточно произнести это про себя;
  • определить, что для ученика важно, что является значимым, чтобы впоследствии говорить с ним на одном языке;
  • давать советы только в форме предложений, спросив разрешения и только в исключительных случаях; следует убрать страхи, сомнения, тревожность и прочее из своего арсенала средств у своих подопечных.

Ученик (группа, команда) в момент понимания всё осознает сам, сам принимает более правильные решения и делает лучший выбор, чем сделал бы до беседы, начинает более чётко понимать тему, продуктивней осуществлять процесс развития.

Если всё будет понятно и ничто не будет вызывать вопросов, тогда ученик или группа сами смогут взять на себя определённые обязательства без всякого давления и настроятся на достижение ими же поставленной цели — результата.

Коучи берут на себя ответственность:

  • обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь ребенок;
  • стимулировать самостоятельные открытия детей;
  • выявлять разработанные детьми решения и стратегии;
  • считать детей ответственными и надежными.

Результаты применения технологии коучинга:

  • развитие коммуникативных и организаторских умений, способности прогнозировать и проектировать свою учебную деятельность и деятельность других.
  • получение навыков ставить цели и достигать успеха (результата), эффективно управлять временем; анализировать и структурировать информацию, работать в команде, быстро принимать решения в проблемной ситуации, преодолевать конфликты, ориентироваться на собственные успехи и сильные стороны других [4, C. 99].

На уроках математики коуч может не только дополнительно объяснить непонятый материал, но и совместно со слабоуспевающим учащимся отработать его. Например, при изучении задач на движение успешный ученик вместе с другом могут смоделировать жизненную ситуацию и вместе разобраться в ее решении.  

На уроках русского языка коуч, в основном, отрабатывает правописание и развивает его навыки устной и письменной речи. Можно выполнить работу «Исправь ошибки» на отработанную орфограмму.

В курсе «Окружающий мир» данный метод может использоваться при изучении экологической линии в предмете или при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий, или при работе со справочными материалами. Результат может быть представлен в совместных творческих работах или в проблемно-ценностном общении.

Представим в таблице описание внеурочных занятий для развития творческих способностей детей.

Таблица 1 - Описание внеурочных занятий для развития творческих способностей детей

Занятия

Цель занятий

1

Развитие оптимизма

2-6

Развитие коммуникативности

7-8

Развитие общих творческих способностей

Цель коучинга на уроках и во внеурочной деятельности – помогать детям реализовываться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, эффективнее усваивать навыки и умения, выполнять задания для совершенствования умений.

Коуч-занятия построены следующим образом. В первую очередь детям необходимо показать возможности позитивного мышления, продемонстрировать выигрышность оптимистичного настроя, что важно, так как современная действительность и, особенно, интернет, не способствуют позитивному мышлению.

Далее, занятия направлены на развитие коммуникативности. Последующие занятия направлены на развитие общих творческих способностей, нестандартного мышления, реализации нестандартных подходов.

Заключительные занятия призваны раскрыть потенциал детей для эффективного формирования актерских навыков.

Можно сформулировать условия использования коучинг-технологий в условиях начальной школы для развития творческих способностей детей:

  • выстроенные позитивные отношения в группе;
  • желание группы развиваться;
  • высокий уровень вовлеченности группы в процесс развития.

В обучении младших школьников метод коучинга имеет эффективен потому, что:

1. Общение для ребенка 8-10 лет имеет первостепенное значение.

2. Над учащимся не довлеет авторитет учителя.

3. Нет боязни получить неудовлетворительную отметку или неодобрение учителя.

4. Нет страха перед насмешками сверстников о его неудачах в учебной деятельности.

5. Есть возможность общения, избегая субординации и учебно-делового стиля.

6. Нет стеснения признаться другу в непонимании или незнании определенного материала.

Литература

  1. 30 уроков развития творческих способностей и воображения. - М.: Кузьма, Букмастер, 2015. - 322 c.
  2. Воловик А.Ф. Педагогика досуга : учебник / А.Ф.Воловик. - М.: МПСИ; Флинта, 1998. - 235 с.
  3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б.Ермолаева-Томина. - М.: Академический проект, 2015. - 304 c.
  4. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студентов вузов / И.Н.Ерошенков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 221 с.
  5. Орлова М.А. Игры для развития творческих способностей / М.А.Орлова. - М.: Лада, 2011. - 160 c.
  6. Преображенская Н. Ваши творческие способности / Н.Преображенская. - М.: У-Фактория, 2014. - 288 c.