Разделы науки о языке. Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: повторить изученное по теме фонетика, орфография, фонетический разбор слова.

Задачи:

  • Образовательные - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика», закрепить умения и навыки соотнесения звукового и буквенного состава слова, закрепить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах фонетики;
  • Развивающие - развивать речевой слух, умение слышать и анализировать звучащую речь, развивать орфографическую зоркость и слух, развивать воссоздающее воображение;
  • Воспитательные - воспитывать бережное отношение к слову, воспитывать художественный вкус учащихся, пробуждать к восприятию жизни в художественных образах.

УУД:

  • Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, овладение различными видами речевой деятельности, формирование умения выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • Регулятивные – целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция, поиск путей решения проблемы;
  • Познавательные – формирование устойчивой учебно–познавательной мотивации к предмету; формирование умения составлять алгоритм действий и работать по нему; выработка умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи.

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности. 1-2 минуты)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 4-5 минут
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности. 4-5 минут
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания. 7-8 минут)
5. Реализация построенного проекта. 4-5 минут
6. Первичное закреплени.е 4-5 минут
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 минут
8. Включение в систему знаний и повторение. 7-8 минут
9. Рефлексия учебной деятельности. 2-3 минуты

Раздаточный материал

Презентация

Этапы

Деятельность учителя/ученика

УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности 1 минута) психологический настрой

- Добрый день, ребята! Садитесь.

Презентация. слайд 1

- Урок хотелось бы начать с пословицы «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут

- Закройте, пожалуйста, глаза, представьте, что вы находитесь где-то на лугу, на небольшой поляне.

- слайд 2

- Прослушайте композицию. (звуки природы) 2 минуты

 - Какие звуки вы сейчас услышали? (звуки природы)
- Скажите, а люди могут общаться при помощи звуков природы? (нет)
- А какие звуки нам помогают в общении? (звуки речи)
- Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, как называется раздел науки о языке, о котором мы с вами поговорим.
Слайд 3.
Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд
А изучает их, заметь-ка
Раздел грамматики – ……
Слайд 4.
(дети определяют тему урока - «Фонетика»)
- Какие разделы науки о языке вы знаете? (фонетика, орфография, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация.)
- А что изучает графика? Графика изучает начертание букв и их виды.
- Сколько букв в алфавите? (33 буквы)
- Сколько звуков? (42 звука)
- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)
- На какие 2 группы делятся звуки? (на гласные и согласные)
- Какие звуки всегда звонкие? (й, л, м, н, р)
-Какие звуки всегда глухие? (х, ц, ч, щ)
- Какие звуки всегда мягкие? (ч, щ, й)
- Какие всегда твердые? (ж, ш, ц)
– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков? (когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь ) яблоко, красивая, съехал

Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут

- Хорошо, решим небольшие «Фонетические головоломки».
СЛАЙД 5
1. Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного. В этом слове слышится звук [Ы], а пишется буква «И». Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. ЦЫРК
СЛАЙД 6
2. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфетку. Ирис - цветок, ирИс - конфета
СЛАЙД 7
3. Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.

Атлас – сборник карт, таблиц, диаграмм и т.п. Атлас - ткань.
Такие слова мы называем омографами. Слово омограф (homos - одинаковый, grapho — пишу) в переводе с греческого языка значит «одинаковое написание». Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному и имеют различное значение.
- Скажите, а с чем связано не совпадение написания и произношения?
(в русском языке законы фонетики не подчиняются законам орфографии).
- Какой раздел грамматики нам помогает правильно писать слова? Помогает орфография.
А орфография, что изучает? (Орфография – изучает правила написания слов)
СЛАЙД 8
- Прочитайте транскрипцию и запишите предложение
[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у то св’этлуй’у то груснуй’у] Александр Прокофьев
СЛАЙД 9

Проверка:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
(А.Прокофьев)

С какими фонетическими законами вы столкнулись в данном предложении?
Люблю – буква ю отдала в качестве мягкой й свою мягкость букве л, поэтому вместо ю слышим букву у.
Березку – буква ё слшится как о, сочетание зк слышится как с.
Русскую – буква ю на конце слова даёт два звука – й и у.
Грустную – буква т не произносится, происходит пропуск буквы.
- Скажите, для чего нужна транскрипция? Именно в транскрипции мы указываем звуки, которые слышим и произносим.
В транскрипции мы указываем ударение в слове, указываем мягкость при помощи апострОфа, показываем принципы оглушения, озвончение тех или иных согласных.
- Какой разбор нам помогает в этом? Фонетический.
- Какова тема нашего урока?
СЛАЙД 11
Разделы науки о языке. Фонетика, Орфография Фонетический разбор слова.
- Какова цель урока? – повторить всё, что касается темы фонетика, орфографии, повторить фонетический разбор слова.
-Задачи?– закрепить знания о фонетике, орфографии, развивать грамотную устную и письменную речь.

Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания 7-8 минут)

 

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут

Молодцы! Возьмите, пожалуйста, карточки. Заполните поля, где нужно указать транскрипцию слов.

Земля

лев

цветок

открыть

мороз

очки

[з,и м л,а]

[л,э ф]

[ц в,и т о к]

[а т к р ы т,]

[м а р о с,]

[а ч,к,и]

Физкультминутка: СЛАЙД 13.

Раз -  подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть и семь – с улыбкой встать и сесть.

Познавательные:
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
Коммуникативные:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

6. Первичное закрепление 4-5 минут

Слайд 13
Лингвистическая задача.
слайд 14. Взаимопроверка.
1 группа. Разделите слова на слоги
Ки-ло-метр, ма-га-зин, пред-мет, муз-ей, при-слу-ши-вать-ся
2 группа. Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно:
[баица] [ваз'м'ом] [л'охк'ий'] [сй'эст] [сонцэ] [вышыфка] [скаска]
Боится, возьмем, легкий, съесть, солнце, вышивка, сказка.
3 группа. Запишите в три колонки слова, распределив их по принципу:
1) звуков больше букв;
2) звуков меньше букв;
3) звуков = букв.
Пьеса, звёздный, объём, льдины, ёжик, каюта.

Звуков больше

Звуков меньше

Звуков= букв

Ежик
Каюта

Звездный
Льдины

Пьеса
Объем

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4-5 минут

Чтобы подвести итоги, выполните тест.

Тест по теме "Фонетика"

1. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.

торты; досуг; магазин; километр.

2. В каком слове ударение падает на первый слог?

свёкла; квартал; начать; столяр.

3. Отметьте слово, в котором выделен согласный мягкий звук:

кашНе; парТер; библиоТека; каФе.

4. В каком слове произносится звук [д]?

деталь; модель; падеж; академия.

5. Укажите слово, в котором нет мягких согласных звуков.

свитер; яма; антенна; плащ.

Проверка. Слайд 15.
1. Досуг 
2. Свёкла
3. Библиотека 
4. Модель 
5. Антенна

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут

Слайд 16. Поэты используют средства выразительности. Запишите в тетрадь.

В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит.
Шёпот к шороху спешит,
Шорох всё шуршит, шуршит.
Тихо, шорох, не шурши,
Тихо, шорох, не дыши!
Навостри-ка уши,
Тишину послушай.
(Владимир Суслов)

- Запишите это стихотворение.
- Какими звуками передаёт поэт состояние тишины? (шы -ш)
- Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки.
- Как называется такой приём, когда при помощи звуков человеческой речи передаются звуки природы? Звукопись. Аллитерация - повтор согласных, создающий образ.
Вернёмся к строчкам из стихотворения Александра Прокофьева.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
(А.Прокофьев)

- Какой приём звукописи наблюдается здесь? Наблюдается ассонанс – повтор гласных ую.
- Для чего писатели и поэты прибегают к данному приему звукопись? Данный приём позволяет создать дополнительный образ, который при помощи обилия того или иного согласного или гласного звука погружает читателя в атмосферу происходящего в тексте.

Познавательные – формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету; формирование умения составлять алгоритм действий и работать по нему; выработка умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи.

9. Рефлексия учебной деятельности 2-3 минуты

Фразеологизмы для рефлексии учебной деятельности
Засучив рукава – стараться изо всех сил.
Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным.
Бить баклуши – бездельничать – ничего не делать.
Палец о палец не ударил – ничего не сделал.
Работать, не разгибая спины – стараться изо всех сил
Сидеть сложа руки – бездельничать – ничего не делать.
Наломать дров – всё испортить.
Лезть из кожи вон – стараться.
Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно.
Всё валится из рук – ничего не получается.
Работать не покладая рук – стараться.
Дело не по зубам – трудно, ничего не получается

Регулятивные
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Коммуникативные
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Домашнее задание

Домашнее задание. Запишите текст.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(С.Есенин)

1. Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков.
2. Выполните фонетический разбор выделенных слов.

Объяснение домашнего задания.