Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе

Разделы: Литература

Класс: 5


«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение.

Задачи:

  • познакомить с биографией А.П.Чехова, введение понятий «юмор» и «сатира», развитие культуры речи, читательских умений;
  • обучение отбирать материал текста для работы над темой;
  • развитие навыков сравнительного анализа;
  • развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи, воспитание интереса к предмету, пробуждать стремление к вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.

Ход урока

1. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений -
И вместе сочиним урок!

Итак: жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет тому назад. Он много работал, помогал людям, не только микстурами, пилюлями и мазями, но самое главное - словами. Помогал больным и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.

2. Биография Чехова

(двое учеников рассказывают интересные факты из жизни писателя).

На экране и на партах перед учащимися словарики со словами:

Юмор – ( Humour-нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

Сатира – ( satira – «смех, всякая всячина») – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Земская больница – больница, организованная земством.

Земство - органы самоуправления, организованные в губерниях и уездах в 1864 году. Кроме прочего, земства строили и содержали школы и больницы для простого народа. В подобных больницах чаще всего работал один врач, ему помогал фельдшер.

Фельдшер – человек со средним медицинским образованием.

Дьячок – низший церковный служитель.

Консилиум – совещание врачей.

- В чем отличие юмора от сатиры? (юмор – добрый смех, сатира - жгучий).

Но, и то и другое – СМЕХ.

О, смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила. Н.В.Гоголь.

Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.

Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докапаться,
Почему нам так смешно.

3. Работа с текстом

Эпиграфом к уроку являются слова А.П.Чехова «Они смешные - невеселые».

1. Работая над текстом, учитель ставит перед классом задачу, определить, почему А.П.Чехов называет свои рассказы (и в частности «Хирургию») «смешными, но невеселыми».

2. В одной земской больнице (обратиться к словарю) служил фельдшер (словарь).

- Почему больные попадают на прием к фельдшеру?

Одним из таких пациентов является дьячок (словарь).

- Что произошло с дьячком? (разболелся зуб).

Сценка из рассказа «Хирургия», сыгранная учащимися 5 «А» класса.

- Есть ли в тексте подробное описание наших героев? Почему?

- Чем заменено подробное описание Курятина и Вонмигласов (говорящими фамилиями).

- Вонмем: - внимание, внимайте – какие это слова? (однокоренные).

- О каком человеке они нам говорят? (о человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны. Фамилия говорит и о том, что его владелец имеет отношение к церкви).

- А фамилия Курятин? Вспомните, с чего начинается рассказ? Что делает главный герой (курит зловонную сигару).

- О чем говорит фамилия? (герой много курит).

- А может быть фамилия связана со словом курятина? Есть такое выражение «курицын сын» т.е. глупый и трусливый человек.

Или выражение «мокрая курица», о каком человеке так говорят? (о жалком).

- При изучении какого произведения мы уже встречались с говорящими фамилиями? (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Жилин, Костылин).

- Какими предстают перед нами фельдшер и больной?  Как они ведут себя в начале и в конце произведения? (Сначала обращаются друг к другу на Вы и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают»).

- О чем говорит такое поведение? (невоспитанность).

- Найдите и прочитайте в тексте реплики фельдшера. Как он говорит о своей профессии? О чем хочет сказать герой? А о чем хочет сказать автор?  (Автор дает нам понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, плохо знает свое дело и храбрится перед операцией).

- Вспомните, как он подбирает инструменты? (по тексту - стр. 283).

- О чем говорят эти действия? (у фельдшера не хватает знаний, чтобы выбрать инструмент, и он выбирает наугад).

- На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского.

- Почему для него важно рассказать об общении с помещиком, чем сосредоточиться на зубе дьячка?

- Обратите внимание на речь Курятина. Какие предложения он строит, высказывает ли свою мысль до конца? Приведите примеры из текста (стр. 283). (Речь его бессвязная, отрывистая, словарный запас ограничен. Он ругается и спорит с пациентом).

- Человек какого культурного уровня перед нами? (с низким уровнем культуры).

- Замените фразу «А-а-а… мое вам» на более удачную. (Заходите, пожалуйста, на что жалуетесь?)

-Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную. (Его нужно удалить).

-Т.к. тема нашего урока связана с медициной, организуем консилиум (словарь) – совещание врачей для установления диагноза нашего фельдшера. Но прежде скажите, что такое нравственность?

- Какой диагноз мы с вами поставим, прочитав рассказ? (Безнравственность).

- Какие симптомы свидетельствуют этому? (Грубость, невежество, хвастовство).

- Можем ли мы назвать причину заболевания? (Низкий уровень воспитания, образования, культуры).

- Подумайте о лекарстве против болезни, о её профилактике (учеба, культура, знание своего дела).

Итог: Можно ли назвать рассказ юмористическим? (Юмор в рассказе основан на изображении смешной ситуации).

- В начале урока вам был задан вопрос: «Почему А.П.Чехов называет свой рассказ «смешным, но невеселым»? (Потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдания другим людям. Неумение Курятина причиняет страдания дьячку Вонмегласову).

- Жалко ли вам дьячка?

- Изменилось ли отношение к фельдшеру?

- Почему рассказ назван «Хирургия»? Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов? (О такой, которой на самом деле быть не должно. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за неопытного врача).

Значит в рассказе присутствует и сатира.

- Что же высмеивает Чехов? (Глупость и невежество людей).

4. Заключение

А.П.Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия, Чехов и сегодня один из любимейших писателей, Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А.П.Чехову».

И напоследок еще раз получим величайшее удовольствие от А.П.Чехова его «Хирургии» (отрывок из кинофильма).