Урок-мастерская по внеклассному чтению "Чудеса Весны"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с творчеством А.Майкова и его стихотворением «Христос воскрес».

Развивающие:

  • продолжить обогащение словарного запаса учеников;
  • способствовать развитию речи детей, воображения, внимания, мышления;
  • совершенствование умения работать над выразительным чтением стихотворения;
  • совершенствование навыка правильного, сознательного, беглого чтения;
  • совершенствование умения работать в группе, навыки самоконтроля.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес и любовь к поэзии, музыке;
  • воспитывать внимание, любовь и бережное отношение к природе.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из текста;
  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формируем умение ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формируем умение работать коллективно.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • формируем умение выказывать своё отношение к произведению, выражать свои эмоции;
  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формируем умение оценивать работу других.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя

Звенит звонок, зовет звонок -
Пора нам начинать урок.
Все ли готовы к уроку?
Все ли правильно сидят?
Все ли весело глядят?
Слушайте внимательно,
Работайте старательно!

Начинаем урок.

- Сегодня такой прекрасный день, все пришли в школу с хорошим настроением, давайте улыбнемся друг другу и подарим тепло своих рук соседу, а для этого соприкоснемся ладошками. (на доске появляется солнышко).

Посмотрите, ребята, от вашего тепла и доброты солнышко появилось не только на доске и у вас на листочках.

2. Актуализация знаний и определение темы урока

Отгадайте загадку.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет -
В лесу подснежник расцветет.

- Правильно весна.

- Какие приметы весны вы знаете?

Вокруг очень красиво. Распускаются листочки на деревьях. Расцветают цветы. Птицы поют веселые песни…

Найдите у себя на столе картинки с этими весенними приметами и наклейте на ваши листочки, как вам нравится.

- А поможет вам в выполнении этого задания наше солнышко. Оно покажет вам красоту весны.

(пока дети наклеивают картинки на экране клип «звуки весны»)

- Сегодня мы будем говорить о замечательном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Почему люди любят весну?

Весна – это радостное время пробуждения жизни, тепла и света, …

- А для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник. Давайте послушаем с вами муз. произведение.

(звучит колокольный звон «Пасхальный благовест»)

- Кто знает, что мы с вами прослушали?

Праздничный звон колоколов

- А когда он звучит?

Когда церковь и православный народ празднует какой-либо праздник.

Этот звон колоколов называется «Пасхальный благовест».

- Что обозначает слово благовест (появляется карточка со словом на доске)

благая (добрая) весть (новость)

- Кто знает какая добрая весть?

- Христово Воскресение.

- Как еще называется этот праздник?

- Пасха (карточка со словом появляется на доске) – обозначает праздник праздников – торжество из торжеств.

Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!

- О чем мы будем разговаривать на уроке?

- Весна – это чудо пробуждения природы. Весна – это чудо Воскресения Христа. Как можно объединить эти две мысли в одну тему. Сформулируйте тему урока.

 3. Постановка цели урока

— Что бы вам хотелось узнать об этом чудесном празднике Пасха на уроке?

Мы узнаем.

- Что такое Пасха.

- Как празднуют Пасху.

- Традиции праздника.

- Что воскресенье не только день недели.

- Какие мы поставим перед собой задачи?

 4. Открытие нового знания

- Как вы думаете, почему Пасху отмечают именно весной?

Природа пробуждается ото сна, все возобновляется, как бы начинается новая жизнь.

Слайд 1

- Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права.

- Только успеет выглянуть весеннее солнышко, на деревьях появляются листочки, начинают распускаться цветы, природа заново воскресает - оживает.

Воскресение (карточка со словом появляется на доске) - значит внутреннее возрождение, обновление, возвращение мертвых к жизни.

Таким образом, праздник Воскресения Христа – это воскресение природы.

Слайд 2

В этот весенний день произошло чудо, Сын Божий Христос После распятия на кресте, (слово появляется на доске) - означает казнь на кресте, вернулся к жизни – воскрес из мертвых.

Слайд 3

Через Воскресение Христа, совершилась победа над смертью - в этот пасхальный день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим. Это праздник любви, мира и светлой жизни.

Главная радость у православных христиан – Воскресение Христово – это самый главный православный праздник.

Слайд 4 — Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

- Что является главным символом праздника? Слайд 5

(Крашеное яйцо - символ праздника, из мертвого неподвижного яйца, рождается новая жизнь, символ новой светлой жизни, символ надежды).

- А кто знает, что еще готовят на этот праздник? (куличи, пасху)

- Раскройте вашу открытку и раскрасьте ее с левой стороны.

Дети раскрашивают внутреннюю сторону открытки – звучит песня «Пасхальная».

Русские поэты очень любили Пасху Христову и посвятили этому празднику много великолепных произведений.

5. Работа над стихотворением

Слайд 6

- Одним из таких поэтов был Аполлон Николаевич Майков. Судьба поэта сделала жизненный путь ровным и светлым. Путешествия, стихи, мирные семейные радости и над всей этой жизнью - долговечная слава. Его замечательный сборник «Поэзия небес» известен многим.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое называется «Христос воскрес». Поэт упорно работал над этим стихотворением, тщательно подбирал каждое слово. Нам важно понять внутреннее состояние поэта, его чувства, его мысли, его мир.

Знакомство со стихотворением А.Н.Майкова "«Христос воскрес ".

- Послушайте и подумайте, что описывает поэт.

1) Первичное восприятие - аудиозапись.

2) Вопросы по первичному восприятию.

- Какой православный праздник побудил поэта написать это стихотворение?

- Какие чувства возникли в вашем сердце? Обоснуйте свой выбор.

– Объясните значение некоторых слов и выражений:

  • благовест – благая (добрая) весть (новость)
  • народ валит– очень много людей идет
  • снят покров снегов – снег растаял
  • реки рвутся из оков – начало ледохода на реке
  • просыпается земля – пробуждаются растения и животные
  • одеваются поля – растут цветы и травы

3) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися (жужжащее чтение)

Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения.

- Какое настроение передает стихотворение «Христос Воскрес!»?

- Какими словами приветствуют люди друг друга в этот праздник?

- Какие слова произведения передают радость и веселье?

- Карандашами какого цвета мы можем изобразить радостное настроение?

- Раскрасьте слова приветствия «Христос Воскресе!» и слова ответа «Воистину Воскресе!».

- Мы убедились, что поэзия проникает в самые тайные уголки души человека.

4) Работа в парах.

- Возьмите листочки с текстом стихотворения и карандаши. Прочитайте это стихотворение самостоятельно и выполните задания:

Задание 1.

Что такое рифма? (Рифма – звуковые повторы окончаний стихотворных строк).

  • 1 ряд найдет и подчеркнет рифмы в первой строфе,
  • 2 ряд во второй строфе,
  • 3 ряд в третьей строфе.

- Проверим.

Задание 2.

- Вспомните, какими бывают паузы? Расставьте паузы.

  • 1 ряд расставит паузы в первой строфе,
  • 2 ряд во второй строфе,
  • 3 ряд в третьей строфе.

Задание 3.

- Чтобы стихотворение звучало выразительно, что нужно найти в каждой строчке? (Логическое ударение)

- Что это такое логическое ударение? (Когда голосом выделяем самое главное слово в строке)

  • 1 ряд найдет и выделит голосом главное слово в первой строфе,
  • 2 ряд во второй строфе,
  • 3 рят в третьей строфе.

Задание 4.

Что такое олицетворение?

(Приём в котором неживые предметы наделяют качествами человека, называется олицетворением).

- Найдите в тексте олицетворение. Прочитайте.

  • 1 ряд найдет в первой строфе,
  • 2 ряд во второй строфе,
  • 3 ряд в третьей строфе.

- попробуйте прочитать свой отрывок, соблюдая все правила.

(чтение детей по желанию по одному с каждого ряда)

- Оцените выразительность чтения стихотворения.

- Удалось ли чтением показать радость наступления весны, торжество Праздника Пасхи?

- Как вы думаете, с какой целью автор написал это произведение?

Чтобы мы видели красоту природы, берегли ее. Чтобы все радовались празднику Пасхи.

- Что хотел сказать автор словами «Весна идет, полна чудес!»?

 У Весны для людей много сюрпризов

- Что хотел автор донести до читателей этим стихотворением?

Весной произошло чудо – Христос воскрес. Вся природа радуется, что Христос воскрес. Восторг и ликование людей великому празднику.

6. Итог урока

Что было для вас новым на уроке?

- О чем вы расскажете дома родителям?

- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?

 Воскресение Христово значит для нас начало новой святой жизни. Празднуя Пасху, мы должны любить друг друга и делать только добро.

- Какими словами мы приветствуем друг друга в этот праздник?

«Христос воскрес!» - поют колокола.
И весть та радостна, светла.
Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.
«Христос воскрес!»- поёт земля,
Моря и горы, и поля…
И им в ответ звучит с небес:
«Воистину воскрес».

7. Рефлексия

 - Перед вами на парте лежат листочки со стихами других поэтов о Пасхе. Прочитайте, выберите любое понравившееся и вклейте его в вашу открытку на свободное место.

- Понравился вам сегодняшний урок?

- Посмотрите на открытку, что на ней не хватает?

На нашей открытке все рады весне, кроме солнышка.

- Перед вами лежат два смайлика, выберите тот который отражает ваше настроение после урока. Наклейте его на солнышко.

- Кому вы ее подарите?

- Ребята, я желаю вам весело, с любовью и добром провести Пасхальную неделю. Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

Спасибо. Урок окончен.