Повышение познавательной активности младших школьников на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: английский язык


Младший школьный возраст – особый возраст в жизни наших детей. В этом возрасте происходят очень большие изменения в познавательной сфере (память, восприятие, внимание, мышление, речь, воля). Дети приходят в школу, и вся деятельность в школе характеризуется произвольностью. Дети сосредотачивают свое внимание и выполняют действия, чтобы достичь определенной цели. Они преодолевают учебные трудности, чтобы понять и запомнить материал.

Для одного ученика процесс изучения английского языка является важным, он мотивирован к изучению языка. Мотивы могут быть разными: внешними и внутренними. Внешними мотивами являются награда, угроза, требование, давление группы. Внутренние мотивы – это интерес к своим знаниям, любознательность, познавательный интерес (хочу все знать, мне интересно учиться). Для другого учащегося, язык – это тяжелая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку и просто ждет конца урока.

Важная задача учителя мотивировать учащихся, повысить их внутреннюю мотивацию. Истинная мотивация будет иметь место тогда, когда дети с удовольствием приходят на урок, где им хорошо, приятно, интересно, содержательно.

На примерах из УМК «Английский в фокусе», по которому работаю уже пятый год, хочу показать, какие существуют виды заданий и, какие использую приемы стимулирования учащихся к изучению английского языка на уроках.

Каждый модуль учебников начинается с краткого описания, чтобы заинтересовать детей к изучению темы. Тема начинается с того, что вводятся слова (с помощью картинок). Потом эти слова отрабатываются в мини-диалоге. После этого предлагается сюжетный диалог. Дети понимают, что слова уже отработаны, они их могут прочитать, у них создается чувство успешности и, следовательно, интерес. После сюжетного диалога идут задания на закрепление лексики.

В каждом модуле есть песня, в которой присутствует изучаемый лексический или грамматический материал. Исполняя песни, дети выполняю движения. Так у них задействуются все каналы восприятия, они лучше запоминают. Песни способствуют развитию навыков произношения, помогают сплотить коллектив, дают возможность расслабиться, снять напряжение и восстанавливают работоспособность.

Когда учащиеся выучили слова, могут читать их в тексте, им предлагается написать предложение с опорой на образец. К предложению дети рисуют мини-проекты для зрительного запоминания. В учебниках много упражнений, предлагающих нарисовать, раскрасить, сделать проект. В рабочих тетрадях есть приложение, в котором содержится наглядный материал, который можно вырезать, сделать поделку или аппликацию и использовать на уроке для устного сообщения или диалога.

На каждом уроке стараюсь использовать аудио и видео приложения к учебнику. Учащиеся очень любят смотреть мультфильмы, с их помощью они прочнее запоминают учебный материал, повышается мотивация к изучению английского языка.

И, конечно, самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений является игра. В УМК «Английский в фокусе» для начальной школы есть карточки с картинками и карточки слов, с помощью которых можно добиться многократности повторений, используя их в играх. Можно предложить встать с карточками в ряд, произнести по порядку. Я называю слово, ребенок, чье слово назвала, делает шаг вперед. Поможет учителю использование memory games на развитие памяти, когда можно убрать карточку, а дети должны догадаться какую. Загадать слово, а учащиеся должны его отгадать. Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности.

Важная роль в повышении познавательной активности учащихся зависит от самого учителя, его личности. Учитель, своим доброжелательным отношением к учащимся, своей заинтересованностью в их успехе, стимулирует их активность. Позиция учителя в учебном коллективе – это позиция помощника, консультанта и друга.

Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам иностранного языка, их познавательную активность.

Учитель в своей работе может и должен использовать все положительное, что есть в практике учителей, работающих с целью формирования мотивации учащихся. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения – сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу – желанной, доставляющей радость.