Методики по использованию фолдскопов в исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Тема урока: "Изучение строения плесневых грибов"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с особенностями строения плесневых грибов мукора и пеницилла.

Оборудование:

  • слайды держатели с окнами и перфорацией,
  • микропрепараты,
  • фолдскоп,
  • телефон.

Ход работы

  1. Приготовьте препараты плесневых грибов.
  2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» с помощью фолдскопа. Что представляет собой мицелий плесневого гриба? Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры. Сделайте фото.
  3. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора? Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
  4. Рассмотрите микропрепарат «Пеницилл» с помощью фолдскопа. Что представляет собой мицелий плесневого гриба?
  5. Найдите на концах гиф плесени кисточки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
  6. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий пеницилла? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение пеницилла?
  7. Зарисуйте строение гриба пеницилла и подпишите названия его основных частей.

Сделайте вывод.

Наблюдение роста кристаллов с помощью фолдскопа

Цель работы: пронаблюдать рост кристаллов с помощью фолдскопа.

Оборудование:

  • фолдскоп;
  • два предметных и два покровных стеклышка;
  • держатели для проб и наклейки;
  • растворы медного купороса, гипосульфита, поливиниловый спирт, карбамид;
  • кисточка;
  • пипетка.

Ход работы

Проведите наблюдение за процессом роста кристаллов в пересыщенных растворах.

Порядок выполнения работы

  1. Подготовьте слайды или предметные стекла для работы.
  2. Капните пипеткой на стекло 1-2 капли насыщенного раствора и поместите их для просмотра в фолдскоп.
  3. Для просмотра поднесите объектив к глазу и удерживайте фолдскоп напротив источника света, чтобы в поле зрения попал край капли, там обычно начинается образование первых кристаллов. Испарение воды делает раствор пересыщенным, и из него растут кристаллы.
  4. Выполните проецирование с помощью телефона, сделайте фото результата эксперимента.
  5. Добейтесь получения чёткого изображения края капли. Пронаблюдайте процесс роста кристаллов с разными растворами. Зарисуйте и сфотографируйте наблюдаемые кристаллы. Попробуйте снять процесс роста кристаллов на видео.

Результаты работы

Опишите результаты работы, сделайте вывод.

Сделайте вывод:_____________________________________

Определение увеличения фолдскопа с помощью дифракционной решетки

Цель: определить увеличение фолдскопа с помощью дифракционной решетки.

Оборудование:

  • фолдскоп,
  • дифракционные решетки,
  • телефон.

Ход работы

1. Вставьте дифракционную решетку в фолдскоп и сфотографируйте полученное изображение. Проделайте опыт с дифракционными решетками на 1 мм - 50 штрихов, на 1 мм - 75 штрихов, на 1 мм – 100 штрихов.

2. Для определения увеличения фолдскопа используйте пропорцию:

Например, на 1 мм дифракционной решетки приходится 50 просветов.

Дифракционная решетка 1:50.

На увеличенном изображении на 135 мм приходится 43 просвета. Составим пропорцию.

N * 1 мм/50 =135мм/43, где N – это увеличение фолдскопа;

N = 50*135/43≈157, т.е. т.е. увеличение изображения в 157 раз.

3. Выполните опыт для двух других дифракционных решеток.

Дифракционная решетка 1:75.

Дифракционная решетка 1:100.

4. Повторите опыт несколько раз. Определите среднюю величину увеличения фолдскопа и посчитайте погрешность измерений. Сделайте вывод.

Вопросы

1. Что такое фолдскоп?

2. Как располагается предмет при рассматривании его через фолдскоп?

3. Какая линза взята в фолдскопе в качестве объектива?

4. По какой формуле подсчитывается увеличение фолдскопа?

12.07.2019