Внеклассное занятие по русскому языку "В Стране слов и словарей"

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

  1. Познакомить с различными видами словарей.
  2. Расширять активный словарный запас учеников, способствовать исследованию лексического значения, происхождения слов.
  3. Воспитывать чувство уважения к русскому языку.

Оборудование: В.И. Даль “Толковый словарь”, З.Е. Александрова «Словарь синонимов», М.Р. Львов «Словарь антонимов», С.И. Ожегов «Толковый словарь» и другие, наборы букв и карточек для команд по заданиям.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада видеть всех участников нашего занятия! Сегодня оно будет не совсем обычным. Это будет соревнование команд, знатоков русского языка. Выдающиеся русские писатели говорили о русском языке замечательные слова.

1 ученик. По мнению А.С. Пушкина «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам».

2 ученик. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно бойкий и живой». Так считал Л.Н. Толстой.

Учитель: А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? Учёные предполагают, что более 500 тысяч. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Поэтому слова «хранятся» в словарях, которых существует множество. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Именно поэтому наша игра называется «В Стране слов и словарей».

Напоминаю правила игры.

  1. Играют 2 команды.
  2. На выполнение заданий отводится несколько минут.
  3. Команда, первой выполнившая задание подаёт сигнал и получает дополнительное очко в случае верного ответа.
  4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть шанс заработать очко.
  5. Кроме того, у каждой команды есть специальное задание.
  6. Помогать в проведении игры нам будут эксперты и наша выставка словарей.

Итак, мы начинаем.

Представляем наши команды:

  • «Знатоки» и
  • «Грамотеи».

Конкурс 1.

На доске слово: ЯЗЫКОЗНАНИЕ.

Каждая команда составляет из букв данного слова другие слова (существительные в именительном падеже).

Конкурс 2. «Толкование слов».

Начать этот конкурс нам помогут ребята из команды «Грамотеи» со своим специальным заданием.

Дети показывают сценку.

(Двое ребят готовят домашнее задание).

1-й ученик. - Нам сегодня рассказывали в школе, что каждое слово имеет своё значение.

2-й ученик. Ерунда какая-то! Зачем думать, узнавать значение слов. Вот я когда беру слово, оно означает то, что мне хочется.

1-й ученик. Что ты, так нельзя. Вот давай разберём домашнее задание. Прочитаем отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

Видишь, как много трудных слов!

2-й ученик. И ничего здесь трудного. «Лафет» - от слова «лафа». Очень приятная, понимаешь ли вещь. Мягкая, уютная.

1-й ученик. Ты уверен?

2-й ученик. Но ты же сам слышал: «Прилёг вздремнуть я у лафета…», значит, там тепло и мягко.

1-й ученик. А что такое по-твоему «бивак»?

2-й ученик. Очень просто. «Бивак» - от слова «бить». Это место, где все дерутся.

1-й ученик. Так ли?

2-й ученик. Но там же ясно сказано: «весь избитый». Как раз на биваке!

1-й ученик. Ну а что же такое называется словом «кивер».

2-й ученик. Не «кивер», а «киви»! Это птица такая, или фрукт.

1-й ученик. Сам ты фрукт или птица!

Учитель: Постойте, ребята, давайте разберёмся в вашем споре. (к командам)
- Ребята, к какому словарю нужно обратиться? (к толковому)

Игроки с помощью «Толкового словаря» Ожегова объясняют значения слов:

  • 1 команда - лафет, бивак;
  • 2 команда – кивер, ликовать.

Подводятся итоги конкурса.

Учитель. А теперь наши эксперты подробнее расскажут нам о толковых словарях.

  1. Назначение «Толкового словаря» - толковать, то есть объяснять значение слов. Он указывает, к какой части речи принадлежит слово, приводит примеры употребления слова в речи.
  2. Самые известные толковые словари – «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова (около 80000 слов) и «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.  Он был создан в середине позапрошлого века. Словарь включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.

Конкурс 3.

Следующий конкурс мы попросим объявить команду «Знатоки». Слушаем их специальное задание.

Чтение стихотворения учащимися.

Как работает слово

Бывает частенько, что слово - одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет —
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».

- Теперь вы, конечно, поняли, о чем наш третий конкурс?

(об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)

Эксперты.

  1. Фразеологические словари помогают узнать  толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение.
  2. Фразеологизмы отличаются замечательными достоинствами: они придают нашей речи образность, эмоциональность, лаконичность, ярко выражает национальное своеобразие языка.

Задания командам.

Объяснить фразеологизмы.

1 команда.

  • считать ворон
  • точить лясы
  • лодыря гонять
  • морочить голову
  • зарубить на носу
  • бить баклуши
  • как курица лапой
  • в час по чайной ложке
  • вставлять палки в колеса

2 команда.

  • повесить голову 
  • рукой подать
  • витать в облаках
  • водить за нос
  • делать из мухи слона
  • спустя рукава
  • сломя голову 
  • во весь дух
  • как снег на голову

Конкурс 4.

Учитель: - Мы слышим фразеологизмы повсюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках...Встречаемся с ними и читая наши любимые книжки. Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши...

А теперь постарайтесь представить себе хотя бы кое-что из написанного здесь в буквальном смысле.

Что же получится? Мы сейчас посмотрим.

(дети отгадывают, какой фразеологизм изобразил художник)

- Что же произошло с привычными и понятными до сих пор для нас словами? Как вы думаете? (Ответы детей.)

- Правильно, каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, потеряло свое первоначальное значение. И два или несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем иной, общий для них всех смысл. Мы получили неделимое сочетание слов, которое часто называют еще устойчивым сочетанием.

Русский язык очень богат фразеологизмами.  Например, с одним только словом рука есть более 50 фразеологических оборотов.

 Сейчас вам предстоит отгадать, о чём идёт речь.

Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая разговаривать; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими. (вода)

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (уши)

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь  бесследно  исчезает;  на  него  бросают  слова  и  деньги  те, кто  их  не  ценит.
(ветер)

Конкурс 5.

- А теперь – задание командам.

Наши игроки должны подобрать по 5 фразеологизмов с общим для них словом (существительным):

1 команда – слово «глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу)

2 команда – слово «язык» (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами).

Учитель. - В русском языке есть ещё «слова-друзья» и «слова-спорщики». Как вы думаете, о чём идёт речь? (синонимы и антонимы)

- Для них тоже есть специальные словари.

Эксперты.

  1. Антонимы – слова, противоположные по значению. Словари антонимов фиксируют и объясняют слова с противоположными лексическими значениями.
  2. Автор одного из словарей – М.Р.Львов. Слова в словаре расположены парами. Значение каждого из противоположных слов толкуется с помощью краткого определения, приводятся примеры из художественной и научно-популярной литературы.

Конкурс 6. Вставьте антонимы в пословицы

 Будет день – будет и …                                 

   Мир строит, а …. разрушает.

 Помни добро, а зло …                                        

   Смелый побеждает. а трус …

 Новых друзей наживай, а  … не теряй.          

   Труд кормит, а лень…

 В кривом глазу и  …   криво                           

   Ласточка день начинает, а соловей…

 Больше думай,  … говори.                              

   Человек от лени болеет, а от труда …

 Век долог, да час …                                         

   Лето собирает, а зима …

  За добрым находишься,   …   само найдёт  

   У короткого ума … язык.

Эксперты.

  1. Синонимы – слова, близкие по значению. Они обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова.
  2. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Для этого существует словарь синонимов. В нём около 90 тысяч синонимических рядов. Автор – З.Е. Александрова.

Конкурс 7.

Каждая команда получает текст.

- Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша.

- В кино, - сказал Вася.

- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.

- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.

- Ура! – сказал Саша.

- Ура! – сказали оба.

Учитель: Какой речевой недочёт вы заметили?

- Замените слово «сказал» словами – синонимами.

Учитель: Существует ещё очень много различных словарей (рассмотреть выставку).  В них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь ими пользоваться.

- И в заключение нашей игры – страничка «Это интересно».

В русском языке есть слова – омофоны. Давайте узнаем в толковом словаре, сто это? (омофоны – это такие различные по смыслу слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Само слово омофон составлено из двух греческих слов: омос – одинаковый и фоне – звук.)

Например,

МАК – МАГ

ЧАСТОТА – ЧИСТОТА

РОГ – РОК

БАЧОК – БОЧОК

ГЛАЗ – ГЛАС

МАХОВИК – МОХОВИК

БАЛЛ – БАЛ

ПЛОД – ПЛОТ

ЛУК - ЛУГ

ПРУД – ПРУТ

Омофонами могут быть и целые предложения.

Слушай, мы были там.
С Лушей мы были там.

Она нас ищет.
Ананас ищет.

Там арка упала.
Тамарка упала.

Вот какая история может случиться.

А.Шибаев «Несуразные вещи»

– Здравствуй!

– Привет!

– Что это ты несешь?

– Несу разные вещи.

– Несуразные? Почему они несуразные-то?

– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел.

– Что не сумел?

– Отстань!

– Да ты говоришь не сумел. Что не сумел-то?

– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

– Ну если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

– Какая жена? Это у Мишки-то жена ?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

– Вот оно что.

– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

– Тамарка?

– Ага.

– И ничего, симпатичная?

– Красивая! Зеленая такая…

– То есть как?

– Зеленого цвета.

– Постой, постой … Это что же: у нее волосы, что ли зеленые?

– У кого волосы?

– Да у Тамарки-то.

– Что-о?

– Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».

– Та    марка! Марка, понимаешь? Та самая марка, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.

– Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

– А ну тебя …

– Да стой, стой!

– Ну что еще?! – Привет передавай.

– Кому?

– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Подведение итогов игры.

Спасибо большое за активную работу!

Учите русский -  годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.

Список использованной литературы.

  1. Вартаньян Э. Эти мудрые слова. М., 1989 г.
  2. Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1992 г.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990 г.
  4. Фразеологический словарь русского языка. – Любое издание.
  5. Шибаев А. Стихи. М.. 2002 г.