Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в Египет»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

  • Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, развивать навыки проведения опытов. Развивать познавательный интерес, воображение.
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Методы и приемы:

  • практические: эксперимент, опыт.
  • наглядные: показ опытов.
  • словесные: объяснение.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный материал: видеоролик «Самолеты. Анималики», аудиозапись «Часики», «Дождь», билет на самолет, подборка картинок по теме «Египет», мел, уксус, пластмассовый стакан, бутылка с водой, ткань, картон, тетрадь, бумажная салфетка, целлофан, палочки (шпажки), карандаш, ложка, пипетка, монеты, кубик, книга на леске, перышко.
  • Раздаточный материал: трубочки для соков (по количеству детей), пластиковые стаканы, подносы, салфетки,

Ход занятия

Организационный момент.

(Дети встают в круг, здороваются с гостями)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.

Давайте поприветствуем их.

Ведущий:

- Ребята, вы хотели бы со мной пойти в лабораторию к профессору Почемушкину?

- Вы знаете, что такое лаборатория? (лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).

- А как вы думаете, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (они хотят разгадать загадки природы).

- Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории. (В лаборатории нужно вести себя тихо, не мешая никому, трогать без разрешения ничего нельзя, быть аккуратным, внимательным и осторожным.)

Ведущий:

Кто шагает дружно в ряд?
Это «ЛУЧИКОВ» отряд!
Почему шагаем дружно?
Потому что в лабораторию нам нужно….

Ведущий: Вот мы, и на месте….

- Здравствуйте, профессор! (Никто не отвечает)

- Почему его нет. Вот его халат, странно…

(шум за дверью…) Входит Профессор, с чемоданом…

Ведущий: Здравствуйте, Профессор! А мы к вам в гости… А почему, вы с чемоданом?

Профессор: Здравствуйте, ребята! Рад вас видеть…но от этой холодной и пасмурной погоды, я себя плохо чувствую… Вот купил билетик… Лечу в теплые края - в Египет, погреться, здоровье поправить…

Ведущий: Ой, а как же мы, что же нам делать?

Профессор: Я, придумал! Давайте вместе отправимся в путешествие! Мы много нового и интересного увидим в этой стране!

Ведущий: Это хорошая идея! А как мы туда доберемся? Путь-то не близкий!

Профессор: Конечно, на самолете…Приготовились…!

(ПЕСНЯ «САМОЛЕТЫ-АНИМАЛИКИ», ВИДЕОРОЛИК)

НА СЛАЙДЕ – ЕГИПЕТ

Ведущий: Ребята, посмотрите, как красиво! Пески, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…

Уважаемый, Профессор, а что это такое?

СЛАЙД - БОЛЬШОЙ СФИНКС

Профессор: Это известная скульптура «Большой Сфинкс». Она располагается на западном берегу реки Нил. Это древняя скульптура, высеченная из известковой скалы в форме Сфинкса- лежачего на песке льва. А лицо сфинкса очень похоже на лицо древнего фараона Хефрена.

СЛАЙД - ФАРАОН  ХЕФРЕН

Ведущий: Ой, а что это с лицом сфинкса, он без носа?!

СЛАЙД - СФИНКС БЕЗ НОСА

Профессор: Это можно объяснить естественным разрушением камня – многовековое действие ветра и влаги…

Ведущий: Уточните, пожалуйста, как это? Разве вода может разрушить такой большой камень?

Профессор: Как я говорил, статуя сделана из известковой скалы, а известь-тот же мел…которым вы пишите на доске… С ним и проведем первый опыт…

1 ОПЫТ «ПОЖИРАТЕЛЬ МЕЛА»

Ведущий: Спасибо, теперь понятно…

СЛАЙД - АРАВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ

Профессор: Уважаемые ребята, а вы знаете, что такое ПУСТЫНЯ?

Ведущий: Аравийская пустыня- самое суровое место в Египте. Хотя, как такое может быть?! Днем- очень жарко, ночью- очень холодно, так там еще и сильные ветры и песчаные бури и очень редко бывают дожди…

Профессор: Да, все верно…А, я предлагаю проверить на опыте, можно ли с помощью воздуха передвинуть предмет? Устроим с вами ветродуй!?

2 ОПЫТ «ДВИГАЕМ ПРЕДМЕТЫ»

ЦЕЛЬ: убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.

(К книге привязать леску - дуть всем вместе…)

Приложение 1

Ведущий: Ребята, посмотрите на часы… Не пора ли нам отдохнуть?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЧАСИКИ»

СЛАЙД - ПАЛЬМА СРЕДИ ПЕСКОВ

Ведущий: Ребята, посмотрите на это диво? Среди песков растет зеленое растение! Кто знает, как оно называется? (ПАЛЬМА). Что-то оно маленькое, засохшее какое-то! Как же ему помочь? (НАДО ПОЛИТЬ). А где ж взять воду? Тут же один песок!

Профессор: В Египте есть большая река Нил. Давайте наберем воды из нее…

СЛАЙД - РЕКА НИЛ

Ведущий: А как же нам набрать воды? Ведь ведер у нас нет?

Профессор: Но у нас есть трубочки…И сейчас мы узнаем, как с помощью трубочек можно перенести воду…

3 ОПЫТ «КАК С ПОМОЩЬЮ ВОЗДУХА УДЕРЖАТЬ ВОДУ В ТРУБОЧКЕ»

ЦЕЛЬ: узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.

Результаты отметить в листе.

СЛАЙД - БОЛЬШАЯ ПАЛЬМА

Ведущий: Какие вы, молодцы!!! Помогли деревцу!

ЗВУК и СЛАЙД «ДОЖДЬ»

Ведущий: Ой, что это? Дождь? Редкое явление для пустыни!

Профессор: Да, дождь в пустыне большая редкость. Бывает один раз в 5, 10 или 15 лет… Потоки воды, буквально обрушиваются с неба на землю, и такое явление длится всего 5 минут. Дождь в Египте явление не только редкое, но очень знаменательное, в такие дни в стране объявляется выходные…

Ведущий: А, как же нам укрыться от такого дождя, мы не взяли с собой зонты?!

Профессор: Не переживайте! Посмотрите сколько у нас тут разных вещей: ткань, картон, тетрадный лист, бумажная салфетка, целлофан…

Ведущий: А, все ли может нас укрыть от дождя?

Профессор: Это мы сейчас и проверим…

4 ОПЫТ «КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НЕ ПРОПУСКАЮТ ВОДУ?»

ЦЕЛЬ: узнать, какие материалы как пропускают воду.

Результаты отметить в листе.

Ведущий: Профессор, мне кажется, чтонам пора с ребятами уже возвращаться в детский сад…

Профессор: Вы, правы…И мне пора, у меня в лаборатории еще столько дел…Давайте возвращаться… Хотя так не хочется!

(ПЕСНЯ «САМОЛЕТЫ-АНИМАЛИКИ», ВИДЕОРОЛИК)

Приложение 2

Ведущий: Спасибо уважаемый профессор, за интересное путешествие!

Профессор: Мне тоже было с вами очень интересно! До новых встреч, дорогие мои друзья!

(уходит)

Ведущий и дети: До новых встреч, уважаемый профессор Почемушкин…

Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

Подводится итог занятия.

- Где мы сегодня с вами побывали?

- Что нового вы узнали от профессора Почемушкина?

- Я думаю, что профессор Почемушкин обязательно пригласит нас еще раз в свою лабораторию или увлекательное путешествие.

- Давайте попрощаемся с нашими гостями!