Конспект ООД "В лесу родилась ёлочка" для детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Интеграция образовательных областей развития: речевое, социально-коммуникативное, познавательное.

Возрастная группа: старшая группа, возраст 5-6 лет.

Форма организации: подгрупповая.

Цель: Обратить внимание детей на проблему взаимодействия человека и природы, в частности, на сохранение елей.

 Программное содержание:

1. Образовательные задачи:
- Формировать грамматические средства языка и навыки словообразования.
- Закреплять согласование числительного с  существительным.
- Расширять умение подбирать прилагательные и глаголы к существительным.
- Продолжать упражнять в составлении предложений, связного рассказа с помощью приемов мнемотехники.

2. Развивающие задачи:
- Развивать умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
- Формировать желание познавать окружающий мир.
- Расширять кругозор детей.
- Развивать стремления выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
- Воспитывать умение слушать педагога.
- Формировать привычку слушать собеседника и не перебивать его.
- Воспитание экологического образования в ДОУ.

Словарная работа:

  • искусственная (ель), натуральная;
  • материал;
  • деревянные (игрушки), стеклянные, пластмассовые;
  • предлоги НА, ПОД, В, ВОКРУГ;
  • еловые семена, пенек.

Материал:

  • ёлка, наряженная елочными игрушками;
  • магнитная доска;
  • магнитофон, диск с записью мелодии «В лесу родилась ёлочка» Л.К.Бекмана;
  • плоскостные изображения высокой елки, елки пониже, пенька, шишки, птицы, зайца, белки, вьюги;
  • мешочек с елочными игрушками;
  • елочные шары со схемами предлогов НА,В, ПОД, ВОКРУГ;
  • мешочек;
  • печатные схемы предлогов, стрелочки  - 4 шт.;
  • шишки;
  • листы голубого картона;
  • желтые, синие, зеленые треугольники, коричневые квадраты, вырезанные из цветной бумаги по количеству детей;
  • маленькие изображения зайцев и белок по количеству детей;
  • белые шерстяные нитки.

Предварительная работа:
- знакомство с предлогами НА, ПОД, В.
- тренировка в построении предложений по схемам с использованием предлогов.
- выполнение различных упражнений на формирование ориентации в пространстве.
- заучивание слов к физкультминутке.
- заучивание с ребенком стихотворения «Мне ёлку купили».

Методы и приёмы с детьми:
- наглядный метод: наглядные картинки, схемы.
- словесные методы: диалог, беседа, рассказ, чтение стихотворений.
- практические методы: угадывание на ощупь, составление картинки из геометрических фигур.
- игровой метод: самомассаж рук с помощью шишки, обыгрывание слов действиями.

 1. Организационный этап.

В центре группы стоит наряженная искусственная ель. Под мелодию песни «В лесу родилась елочка» Л.К.Бекмана дети с педагогом входят в группу и водят хоровод вокруг елки, осматривая ее.

Логопед: ребята, недавно мы отпраздновали самый любимый всеми праздник – Новый год. Скажите, а вы узнали мелодию под которую мы зашли в группу? (Ответы детей)

Давайте мы вспомним слова к этой мелодии, а я вам помогу (припоминают).

Ребята, скажите как вы относитесь к тому, что к Новому году срубают елки? (Ответы детей) Да, очень жаль елочку, которая росла зимой и летом, а человек в один момент оборвал ее жизнь, оставив на ее месте пенек (логопед на магнитную доску прикрепляет фотографию натуральной большой ели и пенек рядом с ней. Пенек с правой стороны доски, елка – чуть левее). Присаживайтесь на стулья.

2. Основной этап.

Логопед: Скажите, всегда ли люди дома украшают настоящую ёлку? (Ответы детей)

Перед вами какая елка? (Ответы детей)

Чем отличается искусственная елка от натуральной? (Ответы детей)

Согласование числительных с существительными.

Логопед: Ребята, полюбуйтесь на нашу елочку, какими игрушками она украшена? (Ответы детей)
Сейчас каждый из вас будет считать игрушки на елке, а какие именно, каждый определит на ощупь. В моем волшебном мешочке тоже лежат такие игрушки, и вам надо угадать, что именно вам нужно считать (количество игрушек совпадает с количеством детей: шар, звезда, колокольчик, бантик, снежинка, рыбка).

Скажите, чем вы дома украшали новогоднюю елку? (Ответы детей)

Почему нельзя украшать елку горящими свечами? (Ответы детей)

Из какого материала могут быть елочные игрушки? (Ответы детей)

Образование качественных прилагательных.

Логопед: Посмотрите на свою игрушку в руках и скажите, из какого материала она сделана?  Значит она какая? (Ответы детей: стеклянная, деревянная, пластмассовая, бумажная)

Как вы думаете, елочные игрушки были всегда? (Ответы детей)

Ёлку в давние времена украшали не только игрушками, на нее вешали конфеты, баранки, яблоки, орехи.

Посмотрите, какие необычные шары есть еще на нашей елке (шары с изображением схем предлогов НА, В, ПОД, ВОКРУГ).

Ребята, давайте посмотрим на шары с рисунками и вспомним маленькие слова, которые  нам помогают друг друга понимать.  (Дети называют предлоги-схемы)

Скажите, ребята, когда мы зашли в группу, что мы делали? (Ответы детей)

Правильно, мы водили хоровод вокруг ёлки, и я хочу познакомить вас с новым маленьким словом ВОКРУГ, его говорят, когда кто-то или что-то двигается по кругу.

Давайте, на магнитную доску прикрепим елочку поменьше и узнаем, как же ей жилось в лесу (слева от большой). Только будем говорить об этом в прошедшем времени. В этом вам помогут схемы-помощники.

Составление предложений с опорой на схемы:

Логопед:  Как вы думаете, где ёлка нужнее, у нас дома или в лесу? (Ответы детей)

Скажите, а вы знаете, где созревают еловые семена? (Ответы детей)

Правильно, в еловой шишке.

Прикрепляем на доску плоскостную шишку и плоскостные еловые семена (шишка - с левой стороны доски, семена – правее).

Самомассаж рук еловыми шишками.

Я на елочке сижу,
С высоты на всех гляжу (перекладывать шишку из руки в руку).
Ну а если упаду, (присесть и катать шишку между ладоней)
Снова елку посажу (медленно вставать и перекладывать шишку из руки в руку).
Вырастет она большая
И красивая такая (вытянуться на носочках, катать шишку между ладоней).
Птицы, звери, приходите,
Все на ёлку поглядите (подкидывать слегка шишку, ловить).

Развитие пространственного восприятия.

Логопед: Я предлагаю вам посадить свою елочку на листе бумаги. У вас на столах лежат разноцветные геометрические фигуры. Слушайте внимательно задание и сажайте свои ёлки.

Задание:
- положите желтый треугольник ПОД синим;
- положите зеленый треугольник НАД синим;
- положите коричневый квадрат ПОД желтым треугольником;
- ВОКРУГ елки из ниток сделайте вьюгу;
- СПРАВА от елки посадите зайца;
- СЛЕВА от елки посадите белку.

Посмотрите, какие замечательные лесные елки у вас получились.

Составление рассказа с опорой на картинки.

Логопед: Теперь обратите внимание на доску. Это – жизнь новогодней ёлки. Кто попробует рассказать о ней?
(Шишка растет на елке, из нее выпадает семя, оно прорастает и  начинает расти елочка, вырастает высокая, красивая, потом приходит человек и срубает елку, оставляет пенек).

3. Итог.

Логопед: Молодцы, ребята.

  • Скажите, какие выводы вы сделали для себя?
  • Какую ёлку вы хотели бы нарядить у себя дома на следующий год?
  • Что нового вы для себя узнали?

А теперь в заключение послушайте стихотворение Ирины Токмаковой под названием «Живи ёлочка!» (читает ребенок):

Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто — ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели!