Проект "Учимся общаться в игре"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта

Человек социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Жизнь каждого нормального человека постоянно связана контактами с другими людьми. Общение – одна из самых важных человеческих потребностей.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослым. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающее способность к самосознанию и самоориентированию. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

Именно осознанием данной проблемы и объясняется выбор проекта, его актуальность и практическая значимость.

Цель проекта – развитие у старших дошкольников общения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре.

Задачи проекта:

  • Научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов.
  • Проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником.
  • Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

Ресурсное обеспечение проекта: яркий детский коврик; нарядные куклы; фотоальбомы с фотографиями детей  (фотографии, как домашние, так и из жизни группы); атрибуты к игре «Путешествие на корабле»: костюм капитана (фуражка), штурвал,  матроски,  шапочка для повара (кока), шапочка врача; белые листы бумаги; краски гуашь; куклы би-ба-бо; мяч.

Основа проекта:

  • Специально подобранные игровые упражнения и игровые ситуации, а также реальные ситуации, имевшие место в группе и специально сконструированные конфликты, в которых сталкиваются различные позиции.
  • За основу мы взяли разработки методик Клюевой Н.В. и Касаткиной Ю.В., Кряжевой Н.Л., Смирновой Е.О., Овчаровой Р.В.

Этапы реализации проекта

Проект «Учимся общаться в игре» состоит из 4-х этапов:

I. Развитие основных умений общаться.

II. Формирование сплоченности и сотрудничества в группе.

III. Обучение эффективным способам общения.

IV. Формирование умений, направленных на снятие конфликтности.

Каждый этап развития имеет свои направления и задачи. Специально подобранные игровые упражнения и сюжетно-ролевые игры, способствуют решению задач каждого направления этапа. (См. таблицу ниже)

Ожидаемые результаты

Общеизвестно, что в игре дети моделируют то, что видят вокруг себя. Богатство игрового содержания зависит от представлений детей об окружающем. В контексте нашего проекта: чем разнообразнее представления детей о возможных способах общения между людьми, эмоционального взаимодействия между ними, тем богаче будет содержание сюжетно-ролевых игр, моделирующих социальные отношения между людьми, и, следовательно, тем эффективнее будет развитие у дошкольников общение со сверстниками.

Поэтому основной замысел проекта «Учимся общению в игре» состоит в том чтобы, с одной стороны, сформировать у детей представления о способах общения (выражения эмоций и чувств, понимания переживаний окружающих, взаимодействия в сотрудничестве друг с другом), а с другой – создать условия для развития и действенного освоения этих способов в сюжетно-ролевой игре.

Список используемой литературы

1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 2002.
2. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Издательство МГУ, 1994.
3. Запорожец А.В. Общение как проблема общей психологии. М., 1987.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. М., 2000.
6. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1989. № 4.
7. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации. М., 1997.

Игровой проект «Учимся общаться в игре»
Этапы развития

Авторы методик

Направления

Задачи

Игры и игровые упражнения

I. Развитие основных умений общаться

За основу взяты игры Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В.

«Моя семья»

Осознание отношений внутри семьи.
Формирование теплого отношения к ее членам.
Осознание себя как полноправного, понимаемого и любимого другими членами семьи.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Домашний фотоальбом».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «День рождения».

«Мои чувства»

Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Кто я?», «Слушаем себя», «Страна клякс»
Сюжетно-ролевая игра: «На отдыхе».

«Мои эмоции»

Знакомство с эмоциями человека.
Осознание своих эмоций.
Распознание эмоциональных реакций других людей.
Развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Мимическая гимнастика», «Угадай-ка», «Рисуем эмоции пальцами», «Музыка эмоций».
Сюжетно-ролевая игра: «В театре кукол».
(Дети с помощью кукол показывают свои эмоции: плачут, смеются и т.д.)

«Мы такие разные»

Развитие удетей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей.
Формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Прорви круг», «Биография по фото».
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на корабле».

«Общаемся без слов»

Развитие языка жестов, мимики, пантомимики.
Развитие понимания того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Иностранец», «Изобрази сказку», «Через стекло», «Расскажи стихи без слов».
Сюжетно-ролевая игра: «Космос».
(В космосе встречаются другие живые существа, которые не умеют разговаривать). С помощью мимики и жестов дети общаются между собой.

«Учимся двигаться телом»

Преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, двигательной раскрепощенности.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Путаница», «Медвежата», «Походки».
Сюжетно-ролевая игра: «Веселый концерт».
(Дети поют любимые свои песни и танцуют).

За основу взяты игры Смирновой Е.О., Холмогоровой В.
Игры, направленные на воспитание гуманного отношения к сверстникам.

Развитие внимания к сверстнику; способность видеть сверстника, обращать на него внимание.
Учить детей использовать в речи вежливые слова при обращении к сверстникам.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты».
Сюжетно-ролевые игры: «В театре», «Кафе».

II. Формирование сплоченности и сотрудничества

«Учимся дружить»

Развивать открытость, умение выражать свое отношение к другим.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Угощу конфетой только своего друга»,
«Буду играть только со своим приятелем».

Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

Чтение и драматизация рассказов В. Осеевой: «Три желания», «Синие листья», «Волшебное слово».

Развивать готовность идти друг другу навстречу.
Учить умению считаться с интересами других.
Учить проявлять терпение к недостаткам других.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Мне нравится играть с друзьями», «Я не люблю делиться с игрушками», «Попроси игрушку», «Хороший друг», «Ты мне нравишься».

III. Обучение эффективным способам общения

За основу взяты игры и игровые упражнения Овчаровой Р.В.

Развитие навыка налаживания дружеских взаимоотношений.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Пригласи друга на танец», «Что подарить другу на День рождение?», «Что делать, если я сломал другу игрушку?», «Комплименты».
Сюжетно-ролевые игра: «В магазине игрушек».

Привить ребенку новые формы поведения.
Учить детей заботиться о больном друге, оказывать ему помощь.

Игровые упражнения (подготовка к сюжетно-ролевым играм): «Король», «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемый остров».
Разыгрывание этюдов: «Тень», «Робкий ребенок».
Сюжетно-ролевые игра: «Капитан корабля».
(Капитан – это человек, который руководит командой  на корабле. Он много всего знает, его команды, и просьбы все выполняют). В роли капитана корабля должны побывать все дети группы.

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у больного друга», «В транспорте.

IV. Формирование умений, направленных на снятие конфликтности

«Не будем ссориться».

С помощью сюжетно-ролевых игр формировать нормы поведения.
Регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка.
Обучение приемам релаксации.

Игровые упражнения: «Разъяренная обезьяна», «Ссора», «Примирение», «Коврик мира», «Хитрец».
Инсценировка конфликтных ситуаций из жизни детей группы.