Методическая разработка "Мир матери и ребенка"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


“Каждый ребенок имеет право, чтобы уже до рождения его ценили и уважали как отдельного человека.

Каждый ребенок имеет право на ответственных, чутких и участливых родителей или замещающих их лиц, стремящихся к повышению уровня родительской компетенции.

Именно в период от 1 до трех лет разные процессы развития и обучения тесно связаны друг с другом, зависят друг от друга и протекают относительно друг друга. В это время закладывается фундамент нашего основополагающего чувства уверенности и доверия. Базовой предпосылкой успешного развития является взаимная соотнесенность”.

Хартии “О правах ребенка до, вовремя и после рождения”

Актуальность:

Ранний возраст - это время начала формирования будущей личности, когда раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. В этот период закладываются основы таких качеств как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество), и т.д.

Ребенок приобретает первый опыт взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми. Появляется потребность в независимости, автономии, осознании своего “Я сам”. Но главное, все сферы деятельности базируются на эмоциональном принятии малыша близкими людьми; для ребенка и его развития очень важно эмоциональное благополучие, комфортные доверительные отношения, положительная оценка своих и совместных действий.

Развитие малыша невозможно рассматривать в стороне от родителей, которые являются центральными и определяющими фигурами в воспитании и развитии малыша. Эмоциональные отношения с матерью являются необходимым условием душевного здоровья и правильного развития в первые три года жизни (Дж. Боулби, Уайт Б., Гоулман Д. и др.). Только в сотрудничестве с взрослым ребенок способен двигаться по пути развития.

Наиболее важными из всех чувств, которые формируются у малыша, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам и явлениям. От того, в каких условиях происходит этот процесс, успешен он или неудачен, зависит дальнейшее становление личности ребенка, ибо указанные чувства составляют основу детского самоощущения и самочувствия.

Задача повышения психологической и педагогической информированности родителей тесно связана с формированием адекватной родительской позиции. Именно характер общения матери (отца) с ребенком, адекватность воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям малыша определяют, как эмоциональное самочувствие ребенка, так и его психическое развитие. Поэтому развивающая работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включенности родителей.

Проблема: Между тем практика показывает, что далеко не все матери умеют и считают нужным играть с ребенком, большинство из них не знают, какие игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям ребенка, не учитывают индивидуальные потребности и способности своего ребенка.

Ранний возраст - это в буквальном смысле – НАЧАЛО. Ребенок только входит в мир отношений, он неопытен и очень доверчив. Наша задача – помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботиться о нем. Создать бодрое, жизнерадостное настроение – все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы. Малыш не становиться умным и хорошим по мановению волшебной палочки. Его развитие – совместный труд родителей и педагогов. Задача взрослых в этот период, создание развивающей среды, в которой ребенок сможет реализовать главный мотив его деятельности – я хочу – чтобы ребенок сам захотел играть, заниматься, выполнять просьбы взрослых. (Г.Б. Монина)

Своеобразное просвещение и обучение родителей, их консультирование по поводу развивающих игрушек, игр и занятий, включение родителей в совместную игру с малышом, раскрытие особенностей психологии маленького ребенка и возрастных закономерностей его развития – важная и необходимая задача педагогов и психолога.

Эффективность психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста определяется тем, насколько семья принимает, откликается на воспитательные воздействия педагогов.

Тесное сотрудничество педагога с родителями ребенка заключается не только в предоставлении разнообразной информации о детстве, раннем детском развитии, его характерных особенностях, но и в обучении родителей навыкам само регуляции и эффективного общения с ребенком. Сотрудничая с нами родители смогут развивать своего ребенка посредством самых современных методик, а также установить с ним теплые, дружеские и доверительные отношения.

Цель:

  • развитие позитивных эмоциональных взаимоотношений между родителями и детьми раннего возраста, в системе детско-родительских отношений.
  • апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.

Задачи:

  • психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросу воспитания и развития детей раннего возраста
  • налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и ребёнком раннего возраста в процессе совместной познавательно-игровой деятельности, содействие процессу адаптации ребёнка в детском саду
  • профилактика отклонений и коррекция детско-родительских отношений в раннем возраста в процессе игрового взаимодействия родителей с детьми.

Адресат: Реализация методической разработки проходила на базе ГБОУ прогимназии №677 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, в группах раннего возраста для детей от 1,5 до 3 лет.

При разработке и определения форм работы с детьми и родителями мы ориентировались на возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста, ведущий вид деятельности и потребностей детей.

В основе методического обеспечения примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе практического опыта, предполагающая реализацию ФГОС; одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15); психолого-педагогическая программа “Дитятко” (для детей 1-2 лет) Е. Ларечина. – СПб: Речь; М.: Сфера,2011; психолого-педагогическая программа “Счастливый малыш” (для детей 2-3 лет) Е. Ларечина. – СПб: Речь; М.: Сфера,2011; Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2001; Программа “Первые шаги” адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).

Выделены основные принципы взаимодействия с родителями детей раннего возраста:

  • Принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям
  • Принцип логичности
  • Принципы доступности конфиденциальности
  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка
  • Принцип сотрудничества с семьей ребенка
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип последовательности и поэтапности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип ориентации на индивидуальные особенности
  • Принцип этнопедагогического подхода

Содержание

Разработано тематическое планирование совместной работы с детьми и родителями детей раннего возраста, которая составлена по кварталам, и состоит из трех блоков:

  • Осень (сентябрь-ноябрь);
  • Зима (декабрь-февраль);
  • Весна (март-май). (см. Приложение 1)

Совместные занятия с родителями проводятся на протяжении 7 месяцев с октября по апрель месяц, один раз в неделю, продолжительностью 30-40 минут, во второй половине дня.

image003.jpg (168409 bytes)

image007.jpg (134574 bytes)

Общая структура:

Совместные занятия с родителями строятся по принципу индукции (от простого к сложному). Носят коммуникативный характер: общение родителей и детей, детей между собой, раскрепощение детей на основе общения и предложенных видов деятельности, индивидуальный подход и групповое взаимодействие. Обязательно в работу включена система ритуалов и повторов в структуре каждого занятия (приветствие и прощание, пальчиковая и подвижная игра), что способствует созданию благоприятного эмоционального фона для ребенка, чувство постоянности и удовлетворенности образовательным процессом.

Вводная часть:

  • ритуал приветствия; организация детей и родителей к занятию.
  • двигательная гимнастика; направлена на развитие общей моторики и координации движения.
  • эмоциональная разминка; групповое взаимодействие и привитие навыков поведения; развитие рефлексии, наблюдательности.

Основная часть:

  • игры на развитие познавательных процессов; памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук
  • свободная игра; приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру, учит общаться со сверстниками

Заключительная часть:

  • ритуал прощания;
  • диалоговые вопросы в кругу: “Что больше понравилось? Запомнилось? О чём расскажите дома? Кому захотите рассказать? Во что будете играть?

Формы, методы работы, педагогические технологии

В процессе работы с родителями используются методы активного социально-психологического обучения. Особо важное место занимает такая форма работы, как консультирование. Работа психолога в этом направлении заключается не только в том, чтобы своевременно ответить на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе “специалист-ребенок-родитель”, сформировать новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.

Формы работы:

  • Игры родителей с детьми (коммуникативные игры, игровые массажи, песни-игры), овладение практическими видами совместной деятельности с ребенком
  • Организация семинаров-практикумов, тренингов, посвященных различным актуальным для семейного воспитания темам; рассматривание проблемных ситуаций
  • Проведение совместных праздников и организации досуга.
  • Тематические выставки совместного творчества детей и родителей 
  • Оформление генеалогического древа семьи (см. Приложение 2)
  • Индивидуальное и групповое консультирование родителей
  • Беседы с родителями (информационного характера или как часть диагностики и коррекции проблем, возникающей у ребенка)
  • Информация для родителей на стендах, папках-передвижках, информационных листах специалистов
  • Подборка литературы по воспитанию и развитию детей для обсуждения, домашнего чтения
  • Дни открытых дверей для родителей, просмотр разнообразных занятий

Организационно-педагогические условия

  1. Создание благоприятного психологического климата в группе.
  2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
  3. Позиция сотрудничества педагога с ребенком, как равным партнером

Диагностика и параметры эффективности

  1. Анкетирование родителей в начале года “Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической помощи”. Особенности эмоциональных отношений матери к ребенку (Е. Ларечина)
  2. Анкетирование родителей по степени осведомленности об особенностях адаптационного периода в начале года. Диагностика уровня адаптированности раннего возраста к дошкольному учреждению (“Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение” (Печора К.Л.)) в начале и в конце года
  3. Анкетирование в конце года о результативности проведенной работы, отзывы родителей по организации группы

Критерием к анализу результатов наблюдения в соответствии с представленными показателями, является:

  • стабильность проявления
  • положительная динамика
  • наращивание показателей

Ожидаемые результаты для детей

  • Удовольствие от совместной деятельность со взрослыми
  • Положительные эмоции от праздников и развлечений, совместных занятий
  • Максимальная реализация личностного потенциала развития ребенка раннего возраста

Ожидаемые результаты для родителей

  • Овладение приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста; приобретение знаний об особенностях и факторов риска развития ребенка
  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления развития своего ребенка, потребности, желания в процессе общения и игрового взаимодействия
  • Расширение знаний, касающихся игр, упражнений, и других эффективных способов и форм игрового взаимодействия с детьми раннего возраста
  • Умение быть активным участником ребенка в его деятельности, в его развитии
  • Формирование позитивных эмоциональных отношений в системе родитель-ребенок
  • Возможность контроля родителями процесса развития своего ребёнка, приобретение необходимых знаний, методов и способов занятий с малышом в домашних условиях.

Досуг “Вместе с мамой” (семейная встреча для родителей ясельной группы)

Количество участников: 6-7 семей, педагог-психолог, воспитатель ясельной группы

Задачи:

  • Создание доброжелательной атмосферы;
  • Знакомство друг с другом; сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве;
  • Обучение родителей новому взаимодействию, общению с детьми; развитие навыков сотрудничества в разных видах детской деятельности;
  • Развитие мелкой моторики, памяти и речи детей, координации движений;

Материалы: игрушка на руку солнышко

Содержание

Родители с детьми рассаживаются по кругу, детки на коленки.

Будем солнышко поднимать, в игру приглашать.

Ритуал приветствия. Зазывалка солнышку

Солнышко, солнышко, Руки поднимаем наверх и скрещиваем над головой
Выгляни в окошко. Делаем окошки из пальчиков
Солнышко посвети,
Деток повесели. Руки поднимаем наверх и скрещиваем над головой
Выходи поскорей
И согрей потеплей. Обнимаем себя за ручки
Тебя детки ждут,
Тебе песенку поют. Хлопаем в ладоши
Смотрит солнышко в окошко, детки поднимают скрещенные руки наверх, мамы помогают
Смотрит в нашу комнатку, ручки перед собой
Мы похлопаем в ладоши, хлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.

Песня игра “Вот как солнышко встает” (диск А.Бурениной)

Хватит солнышко спать, пора с детками поиграть.

Педагог: Когда солнышко светит, на земле всё растёт: деревья, цветы, трава и, вы, ребята тоже растёте. Покажите солнышку, какими вы стали.

А сейчас покажем и расскажем Солнышку, как мы живём.

Упражнение “Что умеют ваши ручки?”

Педагог: А где же ваши ручки?

Дети: Вот наши ручки!

Протягивают вперёд и крутят ладошки.

Педагог: А хлопать в ладоши ваши ручки умеют!

Дети: Да!

Педагог: Покажите солнышку, как умеют ваши ручки, хлопать в ладоши, умываться.

Педагог: А играть ваши ручки умеют?

Дети: Да!

Педагог: Давайте, покажем солнышку, как они играют.

Педагог произносит потешку, показывает движения. Дети повторяют за ним.

Пальчиковая гимнастика “Пальчик, где твой домик, как тебя зовут” (Е. Железнова)

Ладошки ставят друг напротив друга
Пальчик, где твой домик, как тебя зовут, Показываем большой пальчик, “киваем”
Я большой пальчик, а дом мой тут. Загибаем пальчик к ладошке
Пальчик, где твой домик, как тебя зовут, Показываем указательный пальчик, “киваем”
Я указательный, а дом мой тут.
Пальчик, где твой домик, как тебя зовут, Показываем средний пальчик, “киваем”
Я средний пальчик, а дом мой тут. Загибаем пальчик к ладошке
Пальчик, где твой домик, как тебя зовут, Показываем безымянный пальчик, “киваем”
Я безымянный, а дом мой тут. Загибаем пальчик к ладошке
Пальчик, где твой домик, как тебя зовут, Показываем мизинчик, “киваем”
Я мизинчик, а дом мой тут. Загибаем пальчик к ладошке

Педагог: Молодцы, ребята! Солнышку очень понравилось, как вы играете пальчиками.

Упражнение “Что умеют ваши ножки?”

Педагог: А где же ваши ножки?

Дети показывают ноги.

Педагог: А что умеют делать ваши ножки?

Дети. Ходить, прыгать, бегать, топать....

Педагог: Давайте покажем солнышку.

Песня игра “Наши ножки” (Е. Железнова)

Ножки, ножки, вы куда бежите
Ножки, ножки, вы куда спешите.
Бежим по кругу
Мы по кочкам, по кочкам,
Прыгаем на месте
По маленьким пенечкам, да в ямку бух.
Подпрыгиваем и падаем в ямку

Педагог: Продолжается веселье, все бегом на карусели.

Дети вместе с родителями встают в круг.

Игра “Карусели”.

Дети держатся одной рукой за ленточки, и двигаются по кругу в такт стихотворения.

Еле, еле, еле, ели, закружили карусели
Быстро, быстро побежали,
Карусель мы не догнали.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.

Игра “Прятки”

Педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет солнышко в группе, спрятав, звенит в колокольчик. Дети открывают глаза, ищут солнышко. Нашедшему ребёнку, все дети аплодируют. Игра повторяется 2-3 раза.

Показ сказки “Как однажды солнышко пропало”

Воспитатель: Солнышку, ребята, было с вами интересно, весело и на прощанье оно хочет вам подарить свою любовь и тепло.

Ритуал прощания: До свидания, дружок, приходи в другой разок.

Список литературы

  1. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
  2. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.
  3. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. - М.: Просвещение, 2003. - 80.
  4. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2006. - 214 с.
  5. Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: книголюб, 2003. - 72 с.
  6. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: Сфера, 2006.

Литература для родителей:

  1. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок... Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008.
  2. Иванова Л. Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 1,5–3 лет. – СПб.: Речь, 2011.
  3. Ларечина Е. Развивающие игры с предметами для малышей 1–3 лет. – СПб.: Речь, 2011.
  4. Ларечина Е. Игры на коленях и игровые массажи для малышей 1–3 лет. – СПб.: Речь, 2011.