Внеклассное мероприятие на тему «Избирательное право и избирательный процесс». 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели  проведения мероприятия:

Образовательные:

  • формировать у учащихся представления об основах избирательного законодательства Российской Федерации, о процессе проведения выборов
  • формировать гражданское  самосознание и понимание роли избирателя в демократическом обществе,
    показать смысл и значение выборов, важность участия каждого  гражданина в судьбе государства.

Развивающие:

  • совершенствовать умение самостоятельно извлекать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
  • формировать навыки анализа и систематизации информации, творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, кроссворда, анализ и обобщение данных);
  • отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано излагать свою позицию (беседа, диспут);
  • формировать культуру общения, правовую и  политическую культуру.

Воспитательные:

  • продолжить выработку активной гражданской позиции;
  • формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
  • воспитывать юных граждан демократического, правового государства, осознающих  собственную роль и ответственность за будущее своего народа,
  • продолжить работу по воспитанию патриотизма учащихся и их стремления к активной политической жизни.

Предполагаемые результаты

В результате проведения мероприятия участники смогут:

  • познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;
  • получить опыт работы, участия в избирательной компании (деловая игра);
  • понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
  • расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная компания;
  • проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс в РФ»;
  • определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины Избирательного права;

Ход мероприятия

Звучат песни «Гимн тюменской молодежи», «Единая команда». Учащиеся рассаживаются по группам (в зависимости от количества участников – 4-5 команды).

Вступление:

- Добрый день, уважаемые старшеклассники! Мы поговорим о политике, её роли в жизни человека, а главное необходимости участия в политической жизни общества.

Конечно же, внимание к политике у всех людей разное, как и степень, формы участия в ней.

Однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается не часто, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества а, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

Каждый из нас должен стараться учиться ориентироваться в реальной политической обстановке, анализировать события и явления политической жизни, уметь видеть результаты участия и неучастия в политике граждан. Мы должны найти ответ на вопрос: Какое влияние оказывает участие отдельного гражданина в выборах на формирование государственной политики?

Стихотворение – (читает ученица)

Мой выбор

Я выбираю тихие дожди,
Меня они печально манят.
Я выбираю сотни тысяч слов,
Которые других не ранят.
Я выбираю ветер в парусах,
Я выбираю миллион терзаний,
Я выбираю жизнь души,
Я выбираю пылкие признанья…
Я выбираю нежный вкус любви
И поцелуи, робкие свиданья.
Я выбираю музыку весны
И сердца моего страданья.
Я выбираю глубину небес,
Улыбку глаз твоих любимых.
И в унисон биение сердец,
И свет луны, перо в чернилах…

1 часть. «За круглым столом»: «Поговорим о выборах».

Участники: политолог, эксперт- политконсультант, юрист, историк, политические   лидеры,   выдвигаемые   кандидаты   на выборы.

Вступительное слово учителя.

- Мы поговорим о политике, её роли в жизни человека, а главное необходимости участия в политической жизни общества.
Конечно же, внимание к политике у всех людей разное, как и степень, формы участия в ней.

Однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается не часто, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества а, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

Ведущий: Политика и мораль находятся в очень трудной и запутанной связи. Существует расхожее мнение, что политика - дело грязное. Поговорим об этических проблемах в ходе избирательной компании.

Политолог: Нередко к политической деятельности рвется человек в погоне за карьерой, личным успехом и для реализации этой цели и прибегает к различным методам. Негативное высказывание о политических противниках, их дискредитация в глазах избирателей, появление компроматов в прессе. К сожалению, отмечается тенденция, используя средства массовой информации для ведения негативной компании против оппонентов. Предвзятая подача видеоматериала. Распространение недостоверной информации о кандидате - сопернике так называемой «черный пиар» и «грязная технология» все чаще можно наблюдать. Возможно, следует подумать об изменениях в системе выборов.

Историк: В Великом Новгороде использовалась вся палитра «средств агитации». На примерах из истории - подкуп участников вече, обвинение политических противников в измене или обычной уголовщине, избиение их слугами или наемными бандитами, тайное вооружение своих сторонников, и наконец, убийства и разграбления - все это не случайные эксцессы, а нормальная практика политической жизни средневековой республики (не только Новгородской, но и любой другой).

Во времена существования соборов «черный пиар» и «грязные технологии» стали весьма изобретательными, особенно это проявилось при избрании Земским собором в 1598 году на царствование Бориса Годунова, который к тому времени уже давно являлся правителем России. Годунов использовал весь имевшийся у него «административный ресурс» для того, чтобы добиться избрания: по всей столице и другим крупным городам были заблаговременно разосланы царские агенты и монахи, агитировавшие народ просить на царство именно Бориса. Родная сестра Бориса Ирина энергично занималась подкупом стрелецких командиров, т.е. обеспечивала на всякий случай силовую поддержку. Тем временем под угрозой штрафа московские власти сгоняли горожан на манифестации в поддержку Годунова, а царская гвардия наблюдала за тем, чтобы народные чувства выражались громко и слезно.

Эксперт-консультант: Очевидно то, что широкому кругу людей с недостаточно высокой политической культурой более понятны упрощенные варианты политических решений, простые объяснения сложных проблем.

Для грамотного, эффективного участия в политике от гражданина требуются,

  • во-первых, разносторонние политические знания, во-вторых, проанализировать и оценить предвыборную программу кандидата;
  • в-третьих, ориентация на ценности и правила жизни «демократического общества». Названные условия в совокупности характеризуют политическую культуру личности, которую необходимо развивать через систему образования, средства массовой информации.

Политолог. Возможно, следует подумать о изменениях в системе выборов, исключение попадания во власть нечестных людей, подкупа  избирателей, фальсификации результатов голосования,    манипулирования электоратом при помощи СМИ, обеспечение контроля и отзыва депутатов и тп.

ЭКСПЕРТ-ПОЛИТКОНСУЛЬТАНТ

Очень важно, чтобы человек, претендующий на роль кандидата на выборах имел не только политические, но и нравственные принципы: уважение каждой личности, человечность и терпимость в отношении к людям, способность к компромиссам, честная конкурентная борьба в процессе избирательной кампании, умение мирно разрешать конфликты и многое другое. Главное нести личную ответственность за результаты своей деятельности.

ИСТОРИК

Кстати уже в первобытном обществе существовали элементы первичного родового народовластия. Предводители родов выбирали на совете взрослых сородичей. Это сходка взрослых сородичей и является 1-ым органом «властвования». В античные времена и средние века только некоторые слои общества пользовались отдельными правами . Люди не были равны по сословным, имущественным, религиозным, национальным и другим признакам. Правление варяжского князя Рюрика - предстает перед нами в летописи как результат не завоевания, а осознанного политического решения (т.е. выбора) славянских и финских племен. В знаменитой Новгородской республике государственное управление осуществлялось через систему вечевых органов. В столице собиралось общегородское вече, отдельные части города, пригородов и соседних поселений созывали свои собственные вечевые собрания. На этих собраниях решались экономические споры, принимались законы, избирались высшие должностные лица, приглашались князья. Во времена существования Московского государства, когда Новгородская республика была уничтожена, верховная власть не раз, заведя страну в тупик, вынуждена была вспоминать о народном представительстве. В результате на авансцену российской истории вышли Земские соборы - представительские учреждения, в состав которых входили члены Боярской думы, крупнейшие церковные иерархии, верхушка посада. В состав собора вели 3 пути - по общественно-политическому пожеланию, по назначению, по-выбору.

Ведущий: Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе. Какими знаниями должны обладать избиратели? Как определяет избирательные права граждан Конституция РФ? Обратимся за комментариями к юристу.

ЮРИСТ: Согласно Конституции РФ ст. 17

1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Из Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» ст.65 указывает на ответственность за нарушения избирательных прав граждан и раскрывает права граждан на участие в референдуме. Согласно данной статье, лица препятствующие путем насилия, обмана угроз или иным способом свободному осуществлению гражданином РФ право избирать или быть избранным, либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, а также участвующие в подделке данных подписей, препятствующие голосованию на избирательных участках несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

ВЕДУЩИЙ: Следующие вопросы нашим кандидатам на выборы, политическим лидерам:

- Вас выбрали депутатом парламента. Какими мотивами и ценностями Вы будите руководствоваться при принятии политического решения? Что будет определять Ваш выбор?

- Как Вы думаете, почему падает активность избирателей на  выборах? Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества и государства?

- Знаменитый итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли утверждал, что для достижения политических целей хороши все средства: ложь, предательство, подлость, коварство, пытки, убийство, иначе в политике ничего не добьёшься. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Почему? Выскажите своё мнение по поводу следующих высказываний

 «Мудрый законодатель  начинает не с издания законов,  а с изучения его пригодности для данного общества». (Ж.Ж. Руссо)

 «Справедливость или несправедливость закона измеряется большими или меньшими благополучиями народа». (А. Ривароль)

- Всегда ли выборы являются демократичными? Достаточно ли свободных выборов для осуществления демократии?

ВЕДУЩИЙ: Наша встреча за круглым столом подошла к концу. Я благодарю вас всех за участие. Благодаря вашим выступлениям мы получили полную информацию о грамотном участии в выборах. Вы помогли нам лучше ориентироваться в реальной политической обстановке.

Учитель: Смысл современной избирательной системы  в  том,  что  граждане  РФ  имеют  право  избирать  и  быть  избранным  в  органы  государственной  власти.  Избирательное  право  относится  к  группе  политических  прав  человека.  Только  в  условиях  демократии  избирательное  право  реально  и  действительно (слайд №1-№3). Презентация

ИЗБИРАТЕЛЛЬНОЕ   ПРАВО

АКТИВНОЕ

ПАССИВНОЕ

(право  избирать  в  органы  власти)      

(право  быть  избранным  в органы  государственной  власти)

Имеют  право  граждане, достигшие  18 лет, независимо от  пола,  национальности, места жительств.

Лишены  этого  права:

а) лица,  не  достигшие  18 лет

б)  находящиеся  в  местах лишения  свободы по  приговору  суда.

в)  признанные  недееспособными.

Дееспособность - способность  лица нести  ответственность  за  свои  поступки.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ВЫБОРЫ – ЭТО

  • Конкурентные  выборы, т. е. все  политические  силы  и  кандидаты  имеют  возможность  вести  предвыборную  агитацию,  выступать  по  ТВ,  радио,  в  печати.
  • Периодические,  что  избавляет  общество  от  злоупотребления  властью  одной  политической  силой.
  • Представительные, т. е.  в  выборах  должно  участвовать  большое  количество  граждан.  Иначе  установится  власть  не  получившая  всеобщего  одобрения. 

ПРИНЦИПЫ  УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН  В  ВЫБОРАХ (слайд №4)

  • Всеобщее  избирательное  право - избирать  могут  все,  кроме  категорий  граждан,  оговоренных  в  законе.
  • Равное  избирательное  право, т. е. один  человек - один  голос.
  • Прямое  избирательное  право, т. е. избиратель  голосует  «за»  или  «против»  кандидатов  непосредственно.
  • Тайное голосование, т. е.  исключается  контроль за  волеизъявлениями  избирателей.

- Сейчас вашему вниманию предлагается кроссворд.

(на каждой парте лежат бланки кроссворда и вопросы к нему приложение №3); после выполнения - проверка, пояснения, комментарии;за правильный ответ – 1 балл)

2 часть:  Диспут - «Ваш выбор - Ваше будущее».

Обсуждаемые вопросы:

1. Можно ли, находясь у  власти сохранить  высокую нравственность?                                                                                               

2.  В наше время  люди всё меньше и меньше интересуются политикой. Почему падает интерес к политике?

3. Не всегда политики, избираемые в органы власти, принимают правильные решения, справедливые законы. Вспомним известный афоризм: «Самое серьёзное испытание - испытание властью». Люди с задатками тирана не должны допускаться к власти. Что с Вашей точки зрения необходимо предпринять чтобы ситуация изменилась?

4. Какому политику вы отдадите предпочтение на выборах? Политику, о котором Вы ничего не знаете, но тезисы его программ Вас полностью устраивают. Политику, которого Вы хорошо знаете,   но с программой,   которого  Вы  не знакомы.  Объясните свой выбор.

5 .Какое  влияние  оказывает участие  отдельного  гражданина  в   выборах на формирование государственной политики?

6. Каким должен быть на Ваш взгляд представитель народа в законодательном  органе  власти,   который   принимает законы,  влияющие на жизнь многих людей?   

7. Какую роль играет СМИ в избирательной компании?   

8. Какую роль играет и как создаётся имидж кандидатов в депутаты?

9. В некоторых странах, в Италии, избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности. Справедливо ли это

3 часть:  Блиц-опрос (за правильный ответ – 1 балл):

1. Когда состоялись последние выборы в РФ? (4 декабря 2011г.)

2. В какие органы власти избирались депутаты? (Государственная дума, Дума Тюменской области)

3. Какими полномочиями наделены Государственная дума и Дума Тюменской области? (законодательными)

4. Какие партии  участвовали в выборах? (Справедливая Россия, ЛДПР, Патриоты России, КПРФ, Яблоко, Единая Россия, Правое дело) – 7 партий.

5. Какие партии одержали победу? (ЕР, ЛДПР, КПРФ, СР)

6. По какому принципу распределяются места в Государственной Думе? (пропорциональному)

7. Каким принципам должны отвечать демократические выборы? (прямые, равные, тайные, всеобщие).

По ходу ответов ведущий дополняет их, демонстрируя (слайд №5-7)

Ведущий:  Выборы состоялись, но остался вопрос – сколько граждан России воспользовалось своим правом выбора. Познакомьтесь с результатами выборов, представленными Центризбиркома (слайд №8)и результатами социологических опросов Левада - Центра (слайд №9). Почему избирательная активность наших граждан остается низкой? Одно из мнений – мнение Бориса Грызлова – председателя Государственной Думы пятого созыва: «За последние два года был принят ряд законов, которые беспрецедентно расширили возможности нашей оппозиции в пропаганде своих программ, в пропаганде своих кадров. Их присутствие в СМИ было таким обширным, и они так угрожали нашим избирателям в этих показах, что в результате явка была несколько ниже, чем на выборах 2007 года…
Я объясняю это именно этим – настойчивым продавливанием идеологии, что у нас все плохо. Поэтому люди не ходили на выборы и явка явно ниже».

4 часть:  Докажи!!! (за правильный ответ – до 5 баллов):

- Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие причины пассивности избирателей вы можете назвать дополнительно.
Идет обсуждение в группах и дальнейшее высказывание своей точки зрения. За аргументированные ответы ставится до 5 баллов.

 Уважаемые старшеклассники. Мы услышали ваше мнение о причинах пассивности части российских граждан. Каково же мнение тех, кто приходит на избирательные участки? Среди вас присутствующих есть, которые в этом 2011 году впервые приняли участи в выборах. Что побудило вас к этому? Почему вы не остались дома в этот воскресный день?

Спасибо. В дополнение ко всему вышесказанному хочу показать вам интересную информацию о финансовой стороне выборов (слайд №10)

5 часть:  Составить обращение  (результаты работы оцениваются до 3 баллов):

 Уважаемые старшеклассники! Мы достаточно много поговорили о необходимости участия в процедуре демократических выборов. Предлагаю вам составить обращение к гражданину, не желающему участвовать в выборах (приложение №2).

Подсчёт баллов.

Учитель:

Наше познавательное мероприятие  хочу закончить небольшой притчей:

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

 И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

 Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.
Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.
Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

Приложение 1

Приложение 2