Патриотическое воспитание в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание хорошо сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта:

  • речевое развитие (беседы, поговорки, пословицы, загадки, составление рассказов, пополнение словарного запаса);
  • развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры, праздники, танцы народов нашего края);
  • трудовое обучение (знакомство с трудом людей нашего края, экскурсии в школьный краеведческий музей, занятия в экологическом кабинете);
  • развитие конструктивной деятельности (знакомство со знаками Солнца, Земли, Воды, постройка из строительного материала села нынешнего и будущего времени);
  • развитие изо-деятельности (знакомство с народно-прикладным творчеством своего края – рисуют, лепят, создают аппликации);
  • развитие элементарных естественно-научных представлений (наш край: пески, раскаты, озера, бугры, животный и растительный мир);
  • развитие экологической культуры (бережно относиться к флоре и фауне, не губить, а приумножать природные богатства);
  • развитие представлений о человеке в истории и культуре (развитие социального и правового сознания у детей, развитие представлений об истории нашего народа);
  • физическое развитие и здоровье (на прогулках, экскурсиях, проведение спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр);
  • художественное развитие (знакомство картинами художников нашего края, стихами и песнями).

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая “духовную оседлость”; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения

Конспект занятия по патриотическому воспитанию “Моя семья”

Цель:

  • Закреплять знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят и заботятся и помогают друг другу.
  • Воспитывать любовь и уважение к своим родным, чувство привязанности к членам своей семьи.

Оборудование: силуэт ладошки из плотного картона, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; гуашь, силуэты перчаток на каждого ребенка.

Ход занятия

После приветствия воспитатель читает детям стихотворение.

“Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и роднятся,
Если вскапываешь грядку –
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою все гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие “пять да пять”,
Угадайте, как их звать”.

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики? (Ответы детей). Что же это за теплушки, в которые они прячутся? (Ответы детей).Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре?

Воспитатель:

(разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).

“Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья”.

Дети подражают воспитателю.

Воспитатель: О чем же эта игра?

У меня есть вот такая ладошка (Демонстрирует силуэт). Давайте найдем на ней самый маленький пальчик – мизинец. (Дети показывают).

Воспитатель: А вашей семье, кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье? (Дети высказываются).

Воспитатель предлагает детям отыскать на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и надеть ее на мизинец ладошки – силуэта.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

“Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел,
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!”

- О ком я вам прочитала? Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?

Дети высказываются.

Воспитатель: А как вы помогаете маме? (Ответы детей).

- Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем ее на следующий – безымянный пальчик.

Дети надувают шапочку.

Воспитатель: Хотите узнать, о ком следующее стихотворение? (Читает стихи Е.Серовой).

“Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь”.

- Что можно сказать протакого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?

Дети произносят ласковые слова, находят шапочку, обозначающую папу, надевают ее на средний пальчик.

Воспитатель: Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы будете повторять за мной.

(Читает стихотворение Н.Голля и Г.Григорьева и сопровождает его жестами и движениями.Дети подражают).

“Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладошки).
А у бабушки ладони
Все в морщины собраны. (Показывают руки ладонями вверх).
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга).
Все работали ладони
Долгими годами. (Постукивают кулачком о ладони).
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони. (Имитируют поглаживание).
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них).
“Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладошки).

Воспитатель: Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой? (Ответы детей). Давайте похвалим свою бабушку: “Моя бабушка самая!..”

Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку, на указательный палец ладошки - силуэта.

Воспитатель: Ребята, у нас остался один пальчик – большой. Кто же это? Правильно, дедушка. (Читает стихотворение Р.Гамзатова).

“У меня есть дедушка,
Как зима седой..
У меня есть дедушка,
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет!”

- Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас? (Дети рассказывают, надевают последнюю шапочку).

Воспитатель: Ребята! У нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно, А как вы думаете, какой же домик у нашей семьи на ладошке? (Ответы детей). Да, правильно, пальчики живут в перчатке. У меня есть перчатки для “семейки” на вашей ладошке. Хотите украсить их, чтобы “домик” был красивым, нарядным, уютным? Давайте постараемся, чтобы “домик” украшали все “члены семьи”, пусть каждый пальчик выберет свою краску и оставит след на перчатке.

Дети выполняют работу.

Воспитатель предлагает детям подойти и рассмотреть домики – перчатки других детей, интересуется, какие пальчики принимали участие в составлении узора.

- Ребята! Я очень рада, что ваши “ семейки” дружно трудились, пальчики помогали друг другу и “домики” получились нарядные!

Литература

1. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”, Москва 2013 г.

2. ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

3. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В.П., - Волгоград, 2008.

4. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г.В., - М., 2005.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А.М., - М., 1980.

6. Детям о Великой Победе / Казаков А.П., Шорыгина Т.А., - М., 2007.