Нравственные аспекты преподавания математики

Разделы: Математика


Любой учитель, какой бы предмет он не преподавал, всегда ставит перед собой главную задачу – научить. Научить читать, писать, считать, решать задачи, пользоваться картой, рассчитывать массу и силу, определять размер стиха и тип произведения и т. д. Каждый учитель может научить многому, ведя за собой учеников в мир своей науки. Но все учителя имеют одинаково равную возможность воспитывать своих учеников. Не после уроков на классном часе или внеклассном мероприятии, не на перемене, на ходу остановив нарушителя дисциплины и внушая ему нормы морали, а ежедневно, на каждом своем уроке обращая детей к культурным ценностям и традициям русского народа. У каждого учителя в руках ежедневно находится волшебная палочка – урок, та форма взаимодействии “учитель- ученик”, которая при мудром использовании может стать не только формой обучения учащихся, но систематической линией воспитания в детях основ нравственности и человечности. Сколько бы умным и знающим ни был человек, если он черств, бездушен и безнравственен, не принесут его знания пользы ни окружающим, ни потомкам. Все великие ученые были людьми верующими и глубоко нравственными. И сколько долго ни скрывали это от нас, сегодня достоверно известно, что все великие открытия ученых были совершены по воле Божией.

“Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога”, - говорил Макс Планк (1858-1947) немецкий физик, теоретик, основатель квантовой механики [1].

Различные учебные дисциплины имеют разный духовно-нравственный потенциал для решения воспитательных задач. На уроках литературы – это богатейший материал литературных произведений, на уроках биологии - нерукотворность самой природы, на уроках истории, МХК, географии – богатейший запас культурного наследия: грандиозные исторические события, культурные ценности и памятники России, великие люди - полководцы, первооткрыватели, правители.

Я хочу предложить вашему вниманию свой небольшой опыт использования духовно-нравственного потенциала предметов естественно - математического цикла. На уроках математики и физики, кроме основных воспитательных задач, формирующих математическую грамотность, я ставлю задачи нравственного характера:

- приобщение учащихся к духовно – нравственному наследию, знакомство с культурными ценностями малой и большой Родины,

- воспитание нравственных качеств личности школьников на примере подвигов ученых, деятелей науки, простых людей, живших и живущих в православной вере, в любви, благочестии и смирении;

- воспитание в детях христианских добродетелей на основе многовековых традиций русской православной церкви, укрепление веры через осознание чуда.

Духовно-нравственную основу православный педагог может придать любому уроку, главное, чтобы материал урока логически целостно переплетался с воспитательным материалом. Так, к примеру, при изучении темы “Натуральные числа” учащиеся 5 класса знакомятся с различными видами нумерации и параллельно с историческим памятником духовной культуры своего родного края.

Фрагмент интегрированного урока в 5 классе по математике “Виды нумерации” и ОПК “Монастырь”

Учитель: Немало различных способов записи чисел было создано людьми.

Далее учитель рассказывает детям историю появления числа, о видах древней нумерации и показывает слайды №1-4 презентации к уроку. Приложение №1

Отдельно учитель останавливается на древне русской нумерации.

В древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком “титло”, который писали над буквой. Первые девять букв обозначали единицы, следующие девять - десятки, а последние девять букв- сотни.

На столы ученикам учитель раздает начертание церковнославянских цифр (Приложение №2) Идет показ презентации. Слайды №5-7 (Приложение №1)

Давайте рассмотрим одну из настольных книг любого православного человека. Это обычный молитвослов, только написан он на церковнославянском языке. Для обозначения молитв и песнопений здесь употребляется древнеславянская нумерация. Наша задача - научиться узнавать и читать старославянские цифры и числа. Откроем любую страницу молитвослова и постараемся найти порядковый номер псалма или молитвы. (Приложение №1) Демонстрация слайдов №8-13 (Приложение 1) Совместная работа: чтение древнерусской нумерации

В хозяйственной жизни довольствовались сравнительно небольшими числами, так называемым малым счетом, который доходил до 10000. В самых старых памятниках оно называлось “тьма”,т.е. темное число, которое нельзя ясно представить. В дальнейшем граница малого счета была отодвинута до 10 в 8 степени (100 миллионов), которое называли “тьма тем”. Старинная рукопись по этому случаю заявляет, что “более сего числа несть человеческому уму разумети”. Но наряду с этим “малым счетом” употреблялась вторая система, называвшаяся “великим счетом” или “числом великим словенским”. В нем употреблялись более высокие разряды:

Тьма-10 в 6 степени, легион-10в 12 степени, леодр – 10 в 24 степени, ворон - 10 в 48 степени, иногда еще колода – десять воронов или 10 в 96 степени. Автор рукописи вновь заявляет, что “того числа несть больше”. Для обозначения этих больших чисел наши предки использовали оригинальный способ, не встречающийся ни у одного из известных народов: число единиц любого из перечисленных высших разрядов обозначалось той же буквой, что и простые единицы, но окруженной для каждого числа соответственным бордюром. Демонстрация слайда №14-15 (Приложение 1)

Характерным “числолюбцем” Древней Руси”, человеком интересовавшимся математикой, был монах Кирик. Он написал в 1134 году книгу “Кирика - диакона Новгородского Антониева монастыря учение, им же ведати человеку числа всех лет”. В этой книге Кирик подсчитывает, сколько месяцев, дней и даже часов он прожил, вычисляет в месяцах, неделях и днях время, прошедшее до 1134 года от “сотворения мира”, выполняет разные вычисления дней церковных праздников на будущее время.

Кроме арабских цифр, старославянской нумерации до сих пор мы пользуемся еще римскими цифрами, которые употреблялись в Древнем Риме около 2500 лет назад.

Римская нумерация

Применяется до наших дней для написания столетий, глав в книгах, месяцев года, годовщин, дат значительных событий. Демонстрация слайдов №16-17 (Приложение №1)

Далее детям на столы раздается распечатка фрагмента из книги “Летопись Белогорского Воскресенского монастыря”., составитель О.В. Шамаев, изд. Воронеж,- 1996 г. (Приложение №3)

Учитель: Перед вами отрывок из уникального издания нашего родного Подгоренского края - книги, которая носит название “Летопись Белогорского Воскресенского монастыря”. (Учитель демонстрирует книгу). Задание детям:

- Найдите в тексте числа, записанные в римской нумерации, и прочитайте в привычном для нас арабском варианте.

Учитель: Основными источниками для составления летописи Белогорского Воскресенского монастыря служили

- статья П.В. Никольского “Монашество на Дону в XIX- XX в.в.”, напечатанная в “Воронежской старине”,

- статья о безмолвнике Иакове, заимствованная из “Воронежских губернских ведомостей” за 1869год, а также устные рассказы и предания местных жителей.

Есть места на земле, которые незримо притягивают к себе, манят и влекут какой-то тайной. Даже оскверненные, стоя в развалинах, святые места обладают и по сей день той таинственной притягательной силой, которая собирает вокруг них людей. Одним из таких мест всегда были и остаются Белогорские пещеры, что в 32 км от нашего поселка Подгоренский.

На экране появляются слайды Белогорского монастыря. Учитель рассказывает краткую справку о возникновении пещерного храма (Приложение №4), сопровождая рассказ демонстрацией слайдов №19-25. (Приложение №1)

- Давайте, ребята вспомним, что такое сажень и постараемся представить, какой длины была эта пещера по прямой линии к западу.

Дети решают задачу, переводя сажени в метры, учитывая, что 1 сажень равна 2,13 м. Следует напомнить детям, что первое упоминание сажени встречается в летописи XI века, составленной киевским монахом Нестором. Решение проверяется учителем (17метров). Проводится короткая беседа о труде пещерокопательницы.

- Посмотрите на фотографии и скажите, легко ли с помощью кирки и лотка для вынесения мела проделать такую работу? (Слайды №26-31)

Удивительна история образования Белогорского монастыря. Многие люди в тайне от властей по ночам пытались помогать Марии, но многие были против, считая ее колдуньей. Несколько раз ей запрещали копать и вход закрывали, но работы продолжались. Волей Божией на том месте построен был пещерный храм в честь святого Александра Невского. 5августа 1819 г. был сооружен престол весом в 5 пудов 37 фунтов чистой меди, и ковчежец в 7 золотников серебра.

Самостоятельная работа учащихся

Переведите старинные меры веса и определите настоящий вес престола в первом пещерном храме белогорских пещер и серебряного ковчежца для хранения святых мощей. (Слайд№32)

30 августа этого же года церковь была освящена. Работы по расширению пещер продолжались и после смерти Марии пещерокопательницы безмолвным блаженным Иаковом, благочестивым старцем Иоанном Тищенко и Андреем Николаевичем Васильченковым, известным под именем монаха Антония. (Слайд №33)

К моменту официального открытия монастыря (1882г.) длина пещер составляла 2 версты и 31 сажень. (Слайды №34-36)

Самостоятельная работа. Давайте переведем эту величину в метры, помня, что

1 верста=1,07 км, 1сажень - 2,13м (Длина пещер 2км 200м) (Слайд №36)

- Глядя на рукотворное сооружение этих пещер, мы сделали вывод, что был приложен немалый, точнее сказать немыслимый, невыносимый труд.

- Скажите, а большого ли труда стоит взорвать такую пещеру? Последнее сооружение- собор было взорвано в 1931году по распоряжению Павловского райисполкома. Разрушился пещерный храм и сами пещеры. Во время ВОВ пещеры тоже подрывались, так как предполагалось, что в них скрывались партизаны. Но даже эти взрывы не смогли уничтожить Белогорские пещеры. Они стояли и будут стоять, поражая своей таинственной историей и величием человеческого подвига.

Рассказ о современном состоянии Белогорских пещер (Приложение №4). (Показ слайдов №39-47 приложения №1).

Воспитание посредством смыслового содержания задач.

Духовно-нравственному просвещению учащихся во время образовательного процесса могут послужить на уроках математики задачи и сказки воспитательного содержания. Приведу лишь некоторые из них. Так, при изучении темы “Решение задач с помощью уравнений”, можно предложить детям решить задачу, способствующую формированию у детей христианских добродетелей.

Из четырех посетителей храма второй пожертвовал в 2 раза больше монет, чем первый, а третий в три раза больше монет, чем второй, а четвертый в 4 раза больше монет, чем третий. Всего было пожертвовано 132 монеты. Сколько монет дал первый?

Минутка нравственности. Учитель проводит краткую беседу с детьми.

- А вам, ребята приходилось бывать в храме Покупали вы в храме свечи, иконы, книги...?

- Как вы думаете, зачем мы, приходя в храм, ставим свечи, подаем монетки на строительство или другие нужды?

(Это наша малая жертва Богу за Его любовь к нам).

- Скажите, кто из мальчиков в нашей задаче, по-вашему, пожертвовал больше других?

- А кто из вас знает, что такое “лепта”?

(Мелкая старинная монета).

- Приходилось ли вам когда-нибудь слышать о лепте?

(Когда человек постарался в общем деле, говорят, что он внес свою лепту - маленький вклад в большое дело)

- Пожертвования в храме, милостыня - это христианские добродетели.

Подробнее о них вы можете узнать на занятиях факультатива “Основы православной культуры”, а сегодня я хотела бы порекомендовать для домашнего чтения фрагменты очень поучительных историй. (Учитель раздает детям распечатки) (Приложение №5)

Много задач воспитательного содержания составляют ребята на уроках сами, соблюдая при этом главное правило - задача должна приносить нравственную пользу и учить добру.

3. Воспитание посредством математической сказки

Создание атмосферы, которая бы обеспечивала ребенку успех в школе, ощущение радости от учебного труда - одно из главных условий становления личности ребенка. Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления, умения выражать свои мысли логично и последовательно можно предложить ребятам самим сочинять математические сказки. Работа по созданию сказки увлекательна, она требует “включения” не только головы, но и души, так как в сказках числа и фигуры “оживотворяются”, а это значит, что им присущи и законы человеческой жизни.

Фрагменты уроков математики

При изучении свойств натуральных чисел можно зачитать детям сказку, придуманную ученицей 6 класс (МОУ СОШ №45 г. Волгоград) Анастасией Шингирий [2] Приложение №6

После знакомства со сказкой уместно провести аналогию сказочной жизни Нуля с человеческой жизнью.

- Как часто в жизни мы гордимся, превозносим себя над другими людьми, завидуем. Это человеческие пороки, которые еще называются грехами.

- Как вы считаете, за что вообще стоит ценить и уважать человека? (за добрые дела, за высокие нравственные ценности)

- Важно ли, как выглядит человек, в костюм какой фирмы он одет? Какого цвета у него глаза, какой формы нос?

- Какой христианской болезнью заболел Нуль в сказке? (Гордостью, зазнайством, спесью)

- Как ему удалось выздороветь? (Он стал скромным, подошел незаметно, не гордясь, не хвалясь...)

- Скромность - тоже одна из христианских добродетелей. Вспомните русские народные сказки, какими качествами непременно обладала деревенская, русская девушка?(Скромностью, трудолюбием, кротостью, учтивостью, вежливостью).

Предлагаю вам дома прочитать притчу “Ожерелье Марии” и подумать о скрытом смысле этой притчи-легенды. Что это за ожерелье такое, что за бусинки в этом ожерелье, и что за пятна на них? (Учитель раздает детям тексты для домашнего чтения)

Нравственную тему порочности человеческого себялюбия, хвастовства, недоброжелательности можно реализовать и на уроках в старших классах. Например, после прочтения сказки “Функции” (алгебра, 9 класс, тема урока: “Решение систем уравнений графическим способом”).

После того как ребята решили систему и нашли точку пересечения графиков учитель предложить детям немного отдохнуть и послушать поучительную сказку [2]. (Приложение №7). После прочтения учитель проводит короткую беседу по содержанию сказки.

- Кого напоминают герои этой математической сказки? (Ссорящихся людей)

- Как вы понимаете слова “Никто из них и не заметил, как теплый день превратился в прохладный вечер”? (Когда люди сорятся, то не замечают ничего и никого вокруг от своей злости)

- О каком человеческом пороке говорится в сказке? (Об осуждении других и неумении видеть свои недостатки)

Далее учитель может раздать и предложить учащимся прочитать текст “Чудесные очки” (Сборник “Зернышки”, добрые истории для малых детей) (Приложение №8)

Желательно так распределять этапы урока, чтобы нравственные минутки приходились на конец урока (перед подведением итогов урока) и оставляли детей в состоянии размышления над услышанным. К минутам нравственности можно отнести и размышления над высказываниями и цитатами известных людей: ученых, философов, писателей, святых отцов. Так, к примеру, знакомя детей с понятием обыкновенной дроби можно зачитать им высказывание Л.Н. Толстого о том, что “Человек – есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими - достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства- не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя и этим уменьшением приблизиться к совершенству”, а затем спросить, как они его поняли.

Детям очень нравятся минутки нравственности и, что бы ни говорили о современной молодежи, душа любого человека от рождения христианка и ей сладостно слышать Слово Божие.

Большим духовно-нравственным потенциалом обладают уроки физики, биологии, химии, так как они непосредственно изучают природу - творение Божие. Так на уроке химии объектом исследования можно сделать Туринскую Плащаницу. На уроках физики и географии поведать детям об исцеляющей силе колокольного звона, рассказать о чудесном сооружении Ноя – ковчеге, о чуде ежегодного схождения Благодатного Огня.

Есть масса примеров, масса удивительных рассказов, которые можно использовать на уроках, реализуя задачу духовно-нравственного просвещения учащихся в процессе образования. Главное, делать это с любовью к детям и не переусердствовать с нравоучениями, что может дать отрицательный результат. Главной целью педагога является заинтересовать, дать направление для ума и сердца ребенка. И если это делать осторожно, но систематически, то зернышко по зернышку такая работа, думаю, принесет большой урожай.

Литература:

1. Непознанный мир веры. - Сретенский монастырь, 2010.

2. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1988.-128 с.

3. Зернышки. Добрые для малых ребят. Вып.4- Рязань: Зерна-Слово, 2012.-32 с.

4. Учебники математики (5-6 класс) и алгебры (7-9 класс) общеобразовательной школы любых авторов.