Использование компьютерных технологий при коррекции дисграфии у младших школьников

Разделы: Логопедия


Распространенность дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы, а также длительность и недостаточная эффективность коррекционной работы свидетельствуют о необходимости особого подхода к этим учащимся.

Для младших школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Поэтому в современных условиях на логопедических занятиях все шире применяются новые компьютерные технологии.

Поскольку у детей-дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, использование компьютерных технологий (компьютерные развивающие игры, демонстрация мультимедийных презентаций, интерактивная техника, коррекция дисграфических ошибок с помощью текстового редактора «Word» и т.п.) частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере (интерактивной доске) разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.

Выполнение детьми заданий на компьютере (интерактивной доске) создает условия для решения следующих специальных задач.

  1. Обогащение зрительных представлений.
  2. Развитие зрительно-двигательной координации.
  3. Стимуляция познавательной активности.
  4. Включение мыслительных операций.
  5. Развитие неречевых процессов.
  6. Развитие мелкой моторики (работа с мышью, клавиатурой, доской).

Мы разработали и апробировали комплекс мультимедийных (интерактивных) уроков, выполненных в приложениях Microsoft PowerPoint и ActivInspire. В предложенном нами комплексе дается материал, направленный на развитие фонематического восприятия, дифференциацию звуков на уровне слога, слова, словосочетания и предложения, а также на развитие внимания, памяти.

Данный комплекс имеет несколько вариантов упражнений, переходящих от простых к сложным, что позволяет использовать его не на одном уроке. Занятия с использованием компьютерных технологий проводятся индивидуально и фронтально.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Демонстрационные презентации являются основой каждого урока. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами. Анимация в презентации настроена. Содержание занятия основывается на дидактических принципах, принятых в современной педагогике: наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода и др.

В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления), содержание которых связано с темой занятия.

Основные цели занятий:

  • развитие фонематического слуха;
  • закрепление умения дифференцировать парные согласные и парные гласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие памяти, внимания, логического мышления;
  • воспитание навыков самоконтроля.

Учащиеся долгое время удерживают в памяти содержание занятий, проведенных в программах PowerPoint и ActivInspire, поскольку они наиболее удобные для восприятия детей, допускающих ошибки при чтении и письме.

Примерная структура мультимедийного (интерактивного) урока

1. Тема.

2. Цель занятия.

Каждый урок разделен на три части: вступительная, основная и заключительная часть. Каждой части соответствуют определенные виды упражнений, в зависимости от того над каким уровнем проводится работа.

3. Работа на уровне звука и буквы.

Виды упражнений:

  • найди заданные буквы на картинках;
  • сравни артикуляцию и характеристику заданных звуков;
  • сложи палочки в виде заданных букв;
  • скажи, на что похожи эти буквы;
  • запиши под диктовку заданные буквы (логопед диктует с экрана монитора чередующиеся буквы);
  • из данных слогов запиши графически только заданные буквы;
  • придумай слова, которые начинаются на заданный звук, запиши (напечатай) их в два столбика;
  • по первым буквам названий картинок, скажи, какие слова заколдованы;
  • чем отличается написание заданных букв;
  • подчеркни заданные буквы определенным цветом;
  • разложи картинки в две стопки в соответствии с заданными звуками;
  • нарисуй заданные буквы в виде того, на что они похожи и т.п.

4. Работа на уровне слога.

Виды упражнений:

  • вставь слог (закончи слово);
  • запиши слоги с заданными звуками под диктовку;
  • прочитай слоги на экране и т.п.

5. Работа на уровне слова.

Виды упражнений:

  • вставь в слова заданные буквы, придумай с этими словами словосочетания;
  • обозначь слово схемой и запиши заданную букву, которая встречается в этом слове;
  • подпиши (напечатай) картинки;
  • исправь в словах ошибки, запиши получившиеся слова;
  • прочитай и запиши слова по памяти (зрительный диктант) и т.п.

6. Работа на уровне словосочетания и предложения.

Виды упражнений:

  • вставь заданные буквы в слова, прочитай, что получилось, выучи скороговорки (стишки);
  • исправь в словах ошибки, составь словосочетания;
  • перепиши предложения, вставляя пропущенные буквы (слоги с заданными буквами) и т.п.

7. Работа на уровне предложения и текста.

Виды упражнений:

  • Вставь в текст пропущенные буквы, прочитай, что получилось;
  • запиши предложения, исправив ошибки;
  • слуховой диктант;
  • составь рассказ, используя слова для справок и вопросы и т.п.

Каждое занятие заканчивается предъявлением домашнего задания.

В конце каждого урока подводится итог, необходимо узнать у учащихся, что им понравилось и не понравилось, какая была тема занятия, почему согласные и гласные называют парными, что у них общего и чем они отличаются.

Чередование различных видов работы на уроке (печать на клавиатуре, письменная работа в тетрадях, игровые упражнения, чтение с экрана монитора, работа на интерактивной доске) поддерживает высокую концентрацию внимания, работоспособность учащихся, и способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

Использование компьютера дает возможность ученику в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе (интерактивной доске) он видит результат своих действий.

Применение компьютерных технологий в логопедической работе повышает учебную мотивацию школьников, их интерес к занятиям, и сами занятия делаются более интересными, современными и эмоциональными. Возможность позаниматься на компьютере служит для учащегося дополнительным стимулом к выполнению заданий, которые в других случаях могли бы вызвать негативизм.

Приведем примерный план мультимедийного (интерактивного) урока, включающего 3 занятия по работе на уровне буквы.

Слайд №1. Тема: Дифференциация «Ш» - «Щ»

Слайд №2. Занятие №1.

Цели:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие мелкой моторики.

Слайд №3. Вступительная часть. Работа на уровне буквы.

Слайд №4. Найди буквы на картинках «Ш» и «Щ».

Слайд №5. Сложи палочки в виде букв «Ш» и «Щ» (работа на интерактивной доске).

Слайд №6. Скажи, на что похожи буквы «Ш» и Щ» (ребенок думает, называет, затем щелкает мышкой (прикасается к доске) на букву «Ш» - появляется картинка со шнурком; на букву «Щ» - картинка с изображением щуки).                    

Слайд №7. Основная часть.

Слайд №8. Запиши под диктовку (записывает в тетрадь).

Ш, Ш, Щ, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ, Ш, Щ
Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ

Слайд №9. Из данных слогов запиши графически только буквы «Ш» или «Щ» (записывает в тетрадь).

Например: ш-, -щ.

ШУ, ШИ, ЩИ, ЩЕ, ОШ, ЩО, ША,
АШ, ЩА, ЩИ, ЕЩ, УШ, ЮЩ, ШЕ

Слайд №10. Придумай слова, которые начинаются на звук «Ш» и «Щ». Запиши их в два столбика (можно записать слова в тетрадь, а можно напечатать).

Слайд №11. Какие слова заколдовала Баба-Яга (по первым буквам названий картинок, отгадай какое слово заколдовано)?

Слайд №12. Какие слова заколдовала Баба-Яга?

Слайд №13. Какие слова заколдовала Баба-Яга?

Слайд №14. Какие слова заколдовала Баба-Яга?

Слайд №15. Заключительная часть.

Слайд №16. Скажи, на что похожи буквы «Ш» и Щ» (ребенок вспоминает на что похожи буквы, щелкает мышкой (прикасается к доске) на букву «Ш» - появляется картинка со шнурком; на букву «Щ» - картинка с щукой). Чем отличается написание этих букв?

Слайд №17. Домашнее задание: нарисуй буквы «Ш» и «Щ» в виде шнурка и щуки.

Слайд №18. Занятие №2.

Цели:

  • развитие фонематического слуха;
  • дифференциация согласных «Ш» и «Щ» в слогах;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие мелкой моторики.

Слайд №19. Вступительная часть (повторение).

Слайд №20. Вспомни, какие буквы сравнивали на прошлом занятии.

На что похожи эти буквы?

Слайд №21. Основная часть.

Слайд №22. Подчеркни букву «Ш» синим карандашом, а букву «Щ» красным карандашом (можно данный вид работы выполнить в тетради, а можно расставить цветные черточки на экране монитора или интерактивной доске).

Слайд №23. Пропиши две строки букв, не меняя последовательности, проговаривая: «Ш» - шнурок, «Щ» - щука.

Слайд №24. Вставь слог «Ша» или «Ща» (можно записать в тетради, а можно напечатать):

Да…, пи…, ка…, ча…, ро…, на…, гу…

Проверь: Даша, пища, каша, чаша, роща, наша, гуща.

Вставь слог «Ши» или «Щи»:

Пи…, та…, ма…, ве…, кле…, малы…, камы…

Проверь: пиши, тащи, маши, вещи, клещи, малыши, камыши.

Слайд №25. 1. Разложи картинки на две стопки: в одну – слова, в которых встречается звук «Ш», в другую – слова, в которых встречается звук «Щ».

2. Запиши в первый столбик слова со звуком «Ш», во второй – со звуком «Щ» (можно записать в тетрадь, а можно напечатать).

Слайд №26. Занятие №3.

Цели:

  • дифференциация букв «Ш» и «Щ» в словах;
  • развитие фонематического слуха;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие мелкой моторики.

Слайд №27. Вставь в слова буквы «Ш» или «Щ» (можно письменно выполнить, а можно напечатать):

…умят, ве…и, но…а, капю…он, …еколда, пе…ера.

Придумай с этими словами словосочетания и запиши их.

Слайд №28. Домашнее задание: Вставь в слова буквы «Ш» или «Щ»:

Пи…ат, ка…тан, при…епка, кра…еный, …екотать.

Придумай с этими словами словосочетания и запиши их.

Слайд №29. Вступительная часть (повторение).

Слайд №30. На что похожи буквы «Ш» и Щ» (аналогичные действия в слайде №6 и №16).

Как нужно проговаривать, если в слове встречаются эти звуки?

Запиши под диктовку слоги (работа в тетради): ащ, щу, шу, еш, иш, ещ, що, аш, ща, ще.

Слайд №31. Творческое задание: вылепи букву «Щ» из пластилина.

Слайд №32. Основная часть.

Слайд №33. Вставь в слова буквы «Ш» или «Щ». Покажи, из какой трубы вылетел дым.

Слайд №34. Графический диктант. Обозначь слово схемой и запиши букву «Ш» или «Щ», которая встречается в этом слове.

Например: щ

Щётка, кукушка, вешалка, прощай, трещит, шнурок, хвостище.

Слайд №34. Вставь букву «Ш» или «Щ» и запиши слова в два столбика (чередование видов работы: печать букв и запись слов в тетрадь).

Про…ение, кры…а, …кольный, е…ё, мы…ка, и…у за…ито, …екотно, …ит.

Слайд №35. Подпиши картинки (напечатай названия картинок).

Слайд №36. Домашнее задание: Вставь букву «Ш» или «Щ» и запиши слова в два столбика:

…авель, коре…ок, …ека, шала…, …устрый, пи…ит.