Реализация технологий здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с умственной отсталостью

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель:

  • Обеспечение ребенку, на всех этапах его обучения и развития, возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
  • Содействие и просвещение родителей  в становление культуры здоровья  и ознакомление с технологиями обучения здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Сформировать у детей элементарные представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
  • Научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
  • Создавать условия для формирования у  ребенка с умственной отсталостью   правильного отношения к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Основные приемы здоровьесбережения:

  • Создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.
  • Внимание: на что направлено Ваше внимание, то Вы и создаете. И Вы создаете то, на что направили внимание кого-либо другого.
  • Удачно прожитый день, проведенное мероприятие с точки зрения здоровьесбережения: отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни детей с умственной отсталостью:

– формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо, а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья;
– воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
– помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
– развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
– вырабатывать навыки правильной осанки;
– обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
– развивать художественный интере

Используемые технологии:

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственный исполнитель: все педагоги

Проблемно-игровые игротренинги в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 15 мин. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Работа со сказкой – 4 занятия в месяц по 15 мин. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Данная технология широко используется нами и раскрывается посредством театрализованной деятельности.

Методы обучения умственно отсталых детей навыкам ЗОЖ.

У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Мы предлагаем следующую последовательность методов по формированию навыков здорового образа жизни,  самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

  • создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
  • игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыков с персонажем);
  • демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментировании каждого действия);
  • совместные действия педагога с ребенком;
  • действия ребенка по подражанию действиям взрослого;
  • самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности, комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).

Приемы  проведения театрализованной деятельности

Методика нашей работы с умственно-отсталыми детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком. Мы учитываем индивидуальные особенности развития  каждого ребенка.

Для решения поставленных задач, занятие построено с учетом следующих принципов: соблюдение определенной последовательности, предусматривающей постепенное усложнение приемов обучения. Эффективной по нашему мнению является следующая последовательность в применении приемов обучения при организации игр :

  • Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
  • Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
  • Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
  • Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции
  • Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
  • Сопровождение ребенком речью выполняемых действий игровая форма.

Особо привлекательны для детей приемы драматизации ситуации, ее импровизации и театрализации. Использование этих приемов вызывает у детей эмоциональный подъем и стремление выполнить действия. Чаще нами используется  театрализация какого-то литературного произведения. Например «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и т.д. Участие взрослого в игре обязательно. Он должен быть организатором и ведущим этой театрализации. По просьбе педагога, дети выполняют те или иные действия, с помощью взрослого дети объясняют свои действия. Во всех случаях действия детей или персонажей по возможности должны сопровождаться речью, мимикой, жестами, которые придают им выразительный характер. Это процесс длительный, и не всегда можно достичь желаемого результата, так как он зависит от интеллектуального и речевого развития детей. При проведении подобных игр-театрализаций,  нами используется музыкальное сопровождение, что настраивает ребенка на выполнение эмоционально насыщенных игровых действий. Также важным моментом в организации игр является использование игровой атрибутики – деталей костюмов, элементов декораций, фрагментов наглядных изображений. При проведении театрализованных игр мы решаем следующие коррекционные задачи.

Коррекционные задачи:

  • Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание.
  • Создать условия для  формирования предпосылок развития речи; развивать регулирующую, коммуникативную, познавательную функции речи.
  • Продолжать формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений.

Движения и физические нагрузки необходимы для роста и развития детей, овладения знаниями навыками гигиенической культуры и правил  поведения. Бытовые процессы должны нести детям знания о здоровом образе жизни: зачем умываться, чистить зубы, мыть руки, пользоваться носовым платком,   бывать на воздухе и т.д.

Таким образом, театрализованная деятельность, включающая двигательную активность,  питание, прогулки,  соблюдение режима дня позволяет укрепить здоровье ребенка.

Общий анализ работы позволяет сделать вывод, что театрализованная деятельность  позволяет повысить уровень знаний, умений и практических навыков, которые эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического здоровья, эмоциональное состояние.

Этапы и задачи организации театрализованной деятельности по развитию навыков здорового образа жизни:

Первый этап – предварительный.

  • Создание условий для формирования у детей потребности к обращению за  помощью к взрослым (с помощью жестов, мимики)
  • Создание условий для формирования у детей опрятности.
  • Создание условий для формирования навыков аккуратной еды.
  • Создание условий для формирования навыков пользования туалетом.
  • Создание условий для обучения детьми первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого)

 Варианты  театрализованных игр:

  • «Знакомство с куклой Аней»
  • «Водичка, водичка»
  • «Умоем куклу Аню»
  • «Мыльные пузыри»

 Второй этап – основной

1) Формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо, а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья.
2) Воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим.
3) Формировать культурно-гигиенические навыки у детей.
4) Формировать умения правильно пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу.
5) Формировать у детей навык умывания.
6) Формировать умения мыть ноги перед сном.
7) Формировать навыки аккуратной еды, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды.
8) Формировать умения одевания и раздевания соблюдать определенную последовательность; часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым.
9) Формировать умения выполнения  различных способов застегивания и расстегивания одежды – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.
10) Формировать умения  пользоваться расческой.
11) Формировать у детей навык ухода за полостью рта – полоскать рот' после еды, чистить зубы утром и вечером.
13) Формировать у детей умение обращаться за помощью к взрослому, учить помогать друг другу в процессе одевания и раздевания.
14) Формировать потребность к вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов – предлагать друг другу стул, благодарить за помощь, завязывать платок, застегивать пуговицу.
15) Формировать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.

Варианты  театрализованных игр:

  • «Как кукла Аня ведет себя за столом»
  • «Умывалочка»
  • «Кукла заболела»

 Третий этап – заключительный

  1. Развивать у детей потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников (игровой, изобразительной, музыкальной и др.).
  2. Развивать умения красиво и не спеша есть, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды.
  3. Развивать процессы одевания и раздевания,  соблюдать определенную последовательность; часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым.
  4. Знакомить детей с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.
  5. Развивать умения пользоваться расческой.
  6. Развивать у детей навык ухода за полостью рта – полоскать рот' после еды, чистить зубы утром и вечером.
  7. Развивать у детей умение обращаться за помощью к взрослому, учить помогать друг другу в процессе одевания и раздевания.
  8. Развивать умения вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов – предлагать друг другу стул, благодарить за помощь, завязывать платок, застегивать пуговицу.
  9. Развивать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом
  10.  Развивать устойчивые  навыки поведения;
  11.  Развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  12.  Развивать навыки правильной осанки;
  13.  Развивать  знания детей о физкультурном движении в целом;
  14.  Развивать художественный интерес.

Варианты  театрализованных игр:

  • «Такие разные носочки»
  • «Кукла Аня пришла в гости»
  • «Приятного аппетита»
  • «Собираемся на прогулку»
  • «Мы пришли в гости»
  • «Капельки»
  • «Под дождиком»
  • «Три поросенка»
  • «Кот, Петух и Лиса»
  • «Гуси-лебеди»

Результат работы по использованию театрализованных игр в обучении детей с умственной отсталостью навыкам ЗОЖ.

Результатами работы  являются: овладение детьми навыками самообслуживания, снижение заболеваемости, овладение детьми навыками самооздоровления , осознание воспитанниками понятия «здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья – минимизация вредных привычек.
Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью в коллективе, в игре, в посильной постоянной деятельности  даёт положительные результаты. У детей вырабатываются  навыки правильного элементарного социального поведения и такие качества, как  трудолюбие, доброжелательность, самостоятельность, ответственность за выполнение – пусть маленького – порученного ему дела, аккуратность, бережное отношение к вещам. Всё это достигается нами огромным трудом, терпением   и требует продолжения этой  коррекционной работы на протяжении всего нахождения детей в детском саду.
По итогам многолетнего опыта видно, что театрализованная деятельность  является действенным способом в обучении и развитии детей с умственной отсталостью. Это лучший способ усвоения информации и общественного опыта. Участие детей в театрализованных  играх позволяет им почувствовать себя частью детского коллектива. Театрализованная игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития детей, для формирования их способностей и становления личности в целом. В настоящее время перед нами стоит необходимость комплексного  изучения возможностей формирования игровой деятельности этих детей, что послужит залогом успешного развития их психической сферы в целом и социальной адаптации в частности. Расширять уровень игровых навыков и умений.

Список используемой литературы

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург 2001. – 315 с
  2. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 2000 – 278с
  3. Гаврилушкина О. П. , Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Москва 1980–480с
  4. Забрамная С. Д.  Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва 1995 – 286с
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.–320с
  6. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.– М.: ТЦ Сфера, 2005.–315с
  7. Элизбарашвили Л.А. Сказка в гости к нам пришла. Сказка в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2013.–97с.