Сценарий мероприятия "Путешествие по лесной тропинке"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить с основными правила охраны природы;
  • совершенствовать знания о редких растениях;
  • воспитывать бережное отношение к растениям, животным леса.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны огромный океан лесов. Здесь и белые берёзки, тёмно-коричневые ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри.

Ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды «Сосна» и «Дуб». Они сейчас отправятся в путешествие «По лесным тропинкам».

1. Представление команд (пояснение названия и эмблемы )

Команда «Сосна»

Сосны до неба хотят дорасти,
небо ветвями хотят подмести
чтобы в течение года
ясной стояла погода.

Сосна – прекрасное, витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор. Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.

Команда «Дуб»

Дуб дождя и ветра
вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
он стоит зелёный.
Значит дуб выносливый,
значит закалённый.

Дуб растёт очень медленно, но зато живёт он до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниёт в воде, и его древесина ценится как очень прочная и красивая. Кора дуба содержит лекарственное вещество, а для животных и птиц дуб – настоящая кормушка.

2. Разминка команд.

Команде «Сосна»

1. Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2. Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Команде «Дуб»

1. Назвать 5 пород хвойных деревьев.
2. Чем отличается ель от сосны?

3. Конкурс «Лесные загадки».

Ведущий:

Сосны, ёлки, берёзы, клёны…
Это лес – он наш друг зелёный!
Добрый друг, он шумит, поёт
и в прохладную тень зовёт.
А вы знаете, что для вас
он загадки свои припас.

Загадки.

1. К загадке первой мы идём…
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и без окон
народом дружным заселён.
Народ весёлый, трудовой
охотно дом построил свой.
Все что-то тащат, все снуют,
стараются, не устают…
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи – дом это чей? (Муравей)

2. Удивительный портной
нет катушки ни одной
и машинки швейной нет,
и утюг не разогрет.
Но зато иголки есть.
Сколько и не перечесть. (Ёж)

3. То фиолетовый, то голубой
он на опушке встречался с тобой.
Название ему очень звонкое дали,
но только звенеть он сумеет едва ли! (Колокольчик)

4. Сколько бус рассыпано
по лесной опушке!
Девочки-подружки
соберут их в кружки.
Трудятся, стараются
девочки проворные,
потому что вкусные
эти бусы чёрные. (Черника)

5. Лес без песен не бывает,
всюду птицы распевают,
сойки, иволги, дрозды
могут петь на все лады.
Певчих птиц не перечесть,
но одна такая есть,–
не сверкает опереньем,
неприметная на вид.
А чудесным звонким пеньем
всех на свете удивит.
Можно слышать без конца
знаменитого певца. (Соловей)

6. А кого в лесу недаром
называют санитаром?
О себе загадку нам
загадать он хочет сам:
– По деревьям я скачу,
проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук.
Где тут, где тут вредный жук? (Дятел)

3. Конкурс «Грибная полянка»

Ведущий:

Кто сидит на крепкой ножке
в бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы–
нет под шапкой головы.
Что это? (Гриб)

Ведущий:

Берём по лукошку
и скорее в путь-дорожку
разбежались по полянке
мухоморы и поганки
рыжики, боровики,
чтобы сбить тебя с пути.

Задание для команд:

Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить. Назвать собранные грибы и объяснить почему они так называются ( лисички, маслята, подберёзовик, подосиновик).

4. Конкурс капитанов «Лесные жалобы» (Приложение 1)

Команде «Сосна»:

Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это не правда. Польза от меня большая, урожай я сохраняю. Кто я? (Сова)

Команде «Дуб»:

А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я? (Летучая мышь)

5. Конкурс «Животный мир леса»

Ведущий:

Все, все на свете,
на свете нужны.
И мошки не меньше
нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых.
И даже без хищников
злых и свирепых.
Нужны все на свете,
нужны все подряд:
кто делает мёд
и кто делает яд.

Задание: из отдельно разрезанных частей картинки собрать портрет животного ( по 1 человеку от команды).

Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.

6. Конкурс «Птицы – наши друзья».

Ведущий:

Так весело в густом лесу.
На ветках птицы распевают.
Увидеть леса красоту
пернатые нам помогают.

Задание:

Команде «Сосна»:

Записать 5 зимующих птиц.

Команде «Дуб»:

Записать 5 перелётных птиц.

7. Привал «На лесной полянке». Каждая команда готовит интересное сообщение о природе из жизни животных.

Сообщение начинается словами: «А знаете ли вы, что…?»

Команда «Сосна»:

Знаете ли вы, что –
– самый сильный из насекомых – жук-носорог. Сам весом 14г, может тащить груз 1кг580г.
– сова уничтожает за лето до тысячи мышей, этим спасает 1т хлеба
– 1га леса за день поглощает 250кг углекислого газа, выделяет 200кг кислорода.

Команда «Дуб»:

– Кукушка за 1ч может съесть 100 гусениц.
– Пчеле, чтобы собрать 100кг мёда понадобиться облететь 1000000 цветков.
–Летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров. Этим спасает людей.

Итог. Совместное выступление команд «Берегите природу!»

Ученик:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
на планете мы останемся одни.

Ученик:

Нор звериных, птичьего гнезда
разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
хорошо живётся с нами рядом.
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стадии редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Ученик: В Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё занесены животные и нашей страны.

Ученик: В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

1. Охраняется Красной книгой
столько редких животных и птиц,
чтобы выжил простор многоликий
ради света грядущих зарниц.

2. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
чтобы души не стали пусты
охраняются звери, охраняются змеи
охраняются даже цветы.

3. И тревога за жизнь неустанна:
гибнут звери, птицы, цветы.
И гибнут люди беспрестанно,
унося с собой часть красоты.

4. Так скорее под звёздною синью
чтобы жизнь не покинула нас,
в эту книгу внесите
человека всех наций и рас.

– Какие плакаты – призывы вы составили в защиту природы?

– Всем вам известно, что лиственница хвойное дерево, как сосна, ель и пихта. Но она единственное среди них листопадное дерево. Лиственница осыпается на зиму, узкие плоские листья-хвоинки у нее мягкие, нежные, а желтеет она осенью, как лиственные деревья – от того, верно, и назвали лиственницей.

Фото на память с плакатами. Оформление стенда «Берегите природу».
Награждение команд грамотами за активное участие.