Речевая игра как средство расширения словарного запаса

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Основная цель работы по расширению запаса слов у детей с общим нарушением речи - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. При характеристике речевого развития детей особенно подчеркивается требование к правильной речи ребёнка. Правильная речь рассматривается как:

- понимание смысловых значений;

- произношение звуков и слов в соответствии с общепринятыми требованиями языка;

- умение изменять и согласовывать слова в предложении.

Часто у дошкольников правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарём и однообразными синтаксическими конструкциями, поэтому уже в старшем дошкольном возрасте необходимо формирование не только правильной речи, но и богатства словаря. Именно для качественного развития словаря дошкольника целесообразно использовать речевые игры. Речевые игры расширяют лексикон и речевые навыки детей. Игры необходимо проводить непринуждённо, с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.

Некоторые примеры игровых речевых упражнений:

1. Вставка детьми пропущенных слов.

Цель: расширить и обогатить словарь ребёнка, уточнять смысловое использование слов.

Игра “Закончи предложение”

Предложение: Под деревом сидел и мяукал маленький и пушистый....(Кто?)

Ответ: Под деревом сидел и мяукал маленький и пушистый котёнок. ( И т.д.)

2. Употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.

Цель: учить изменять существительные по падежу и числу.

Игра “Чего нет у Маши”

Вопрос: Собралась Маша на прогулку, а приготовила только шапку. Чего ей не хватает?

Ответ: платья, носков, сапог, штанов..

Игра “Один-много”

Вопрос: У меня одна книга, а у тебя много (чего?)

Ответ: У меня много книг.

3. Подбери действие к предмету.

Цель: расширить и совершенствовать использование глаголов в речи ребёнка, учить правильно отвечать на вопрос ”Что делает?”

Вопрос: Что делает солнце?

Солнце днём светит, летом греет, утром всходит, вечером заходит.

Вопрос: Что делает дождь? Собака девочка? и т. д

4. Подбери предмет к действию.

Цель: обогатить глагольный словарь, расширить и совершенствовать использование глаголов в речи ребёнка. Внимательно слушать вопрос и правильно отвечать на вопрос ”Что делает?”, определять предмет по нескольким критериям.

Игра “Угадай что (кто) это?”

Вопрос: Кто воет, лает, дом охраняет, хозяина обожает?

Ответ: Собака.

Вопрос: Что воет, пыль поднимает, паруса надувает?

Ответ: Ветер.

5. Подбор объектов к действию.

Цель: обучать детей подбирать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевленные предметы к одному и тому же действию.

Игра” Кто и что?”

Вопрос: Кто и что греет?

Ответ: Мама и солнце.

Вопрос: Кто и что рисует? Кто и что летает? Кто и что ходит? и т. д

6. Подбор предмета к прилагательному.

Цель: расширить и обогатить словарь ребёнка прилагательными.

Игры “Кто это? Что это?”

Вопрос: Белый, пушистый, холодный?

Ответ: снег.

7. Составные части целого.

Цель: учить ребёнка подбирать части по известному целому.

Игра ”Из чего состоит?”

Вопрос :машина.

Ответ: Кабина, кузов, колёса.

8. Классификация слов.

Цель: Учить обобщающим словам.

Игра “Назови одним словом”, “Четвёртый лишний”.

Вопрос :кастрюля, чашка, тарелка...

Ответ: посуда.

Используются разные приёмы работы:

1. Показ и проговаривание нового предмета или действия.

2. Объяснение происхождения данного слова.

3. Составление предложений по опорным словам, картинкам и т.д.

4. Употребление расширенного значения словосочетаний.

5. Постановка разных по форме вопросов.

Важен пример культурной, грамотной, правильной речи педагога. Дети заимствуют от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевых оборотов, стиль общения. Если родители, педагоги говорят правильно, дети быстрее и легче начинают без ошибок говорить.