Строение и функции мышц

Разделы: Биология


Цели:

Предметные результаты.

  • формировать умение определять основные группы мышц.
  • формировать умение объяснять особенности строения основных групп мышц, их классификация и функциональную роль в жизнедеятельности человеческого тела.
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  • Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Сформировать, стремление к здоровому образу жизни; (движение – это жизнь!) расширять образовательное пространство.

Регулятивные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  • Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  • Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Познавательные УУД

  • Cформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать основные группы мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц; развивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.), работать с таблицами и схемами – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий
  • Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, толерантности.

Оборудование: Компьютер, проектор, пособие по теме “Мышцы”, презентация “Строение и функции мышц” музыкальное сопровождение с динамической паузой, карточки с таблицей, вырезанные контуры мышц, макет (старая таблица “Скелет человека” вырезанная по контуру и разрезана на части) http://www.youtube.com. Видео

I. Актуализация знаний

Скажите, пожалуйста, что это за важное международное спортивное мероприятие, которое возникло 2897 лет назад?

Пламя полыхает, Пять колец сияют.
Праздник для народа, Раз в четыре года.
Праздник тот спортивный,
Древний, яркий, дивный.

- Олимпиада.

- А в нашей стране она проводилась? Ответы.

- Да, в 1980 году и в феврале с (7 по 23) 2014 г в городе Сочи.

И по городам Кузбасса пронесли чарующий олимпийский огонь.

Да, действительно, это олимпийские игры. Так повелось, что раз в четыре года собираются самые сильные, самые ловкие и выносливые люди на состязания. Эти качества ценились не только в Древней Греции, но и в других странах и во все времена. Посмотрите на слайд, (№2) в чем сходство всех этих представленных героев?

Ответы. Красота и гармония мышц. Крепкие и сильные тела с хорошо развитой мускулатурой.

Да, по некоторым торсам (слайд №3) можно изучать анатомию.

Давайте воспользуемся такой возможностью и рассмотрим основные группы мышц и особенности их строения. (слайд №4)

Нам предстоит узнать: (слайд №5)

Какие мышцы есть в организме, их классификация и функции?

- Какие мышцы имеются в нашем теле? (скелетные, гладкие, сердечная).

- Какой тканью образованы эти мышцы? (поперечно-полосатой, гладкой, сердечной)

- Где в организме встречаются эти типы тканей? (поперечно-полосатой образованы скелетные мышцы, гладкая мышечная ткань образует внутренние органы, например, стенки кишечника; сердце образовано сердечной мышечной тканью)

- Каковы особенности строения этих тканей?

- Какими свойствами обладает мышечная ткань?

Для начала посмотрим видео фильм и познакомимся с общим строением и функциями мышц http://www.youtube.com.

II. Совместное открытие знаний

1. Свойства мышц и их значение

(рассказ, с элементами беседы, запись в тетрадь)

Я предлагаю провести опыт.

Положите ладонь на предплечье, а теперь согните руку, что вы чувствуете? поверхность вздулась. Почему? (ответы).

Как вы думаете, каким отличительным свойством обладают мышцы?

Эта – способность уменьшать длину при увеличении толщины называется сократимостью. Но прежде чем сократиться, мышца получает команду, т.е. она реагирует на нервные раздражители-импульсы и это свойство называется возбудимостью.

Мышцы обладают не только сократимостью, но и возбудимостью, растяжимостью, эластичностью. Попробуйте объяснить, в чем суть этих свойств (ответы). (слайд №6)

- растяжимость-способность увеличивать длину при уменьшении толщины; эластичность-способность принимать прежнее положение после растяжения.

В зависимости от степени проявления данных свойств и особенностей мышцы делятся на несколько типов. Какие они вы узнаете, прочитав статью “Мышечные ткани.с. 36-38. Прочитав статью, сравните мышцы гладкие и скелетные и заполните таблицу. (слайд №7)

Признаки М Ы Ш Ц А
Гладкая Поперечнополосатая
  Скелетная Сердечная
Что образует     Сердце
Строение     Это сложно переплетенные, удлиненные, до 150 мкм, клетки, имеющие одно, реже два ядра
Свойства     Сокращаются не отдельные пучки, а сразу вся сердечная мышца.

Таким образом, мы видим, что скелетные мышцы сокращаются быстрее, но не могут долго находиться в таком состоянии, их работа обеспечивает произвольные движения человека, все это существенно отличает их от гладких мышц.

2. Строение скелетной мышцы.

рассказ, с элементами беседы, с опорой на слайды

  • Какой тканью образованы скелетные мышцы? (ответы) (поперечно-полосатой мышечной тканью).
  • Как устроена поперечно-полосатая мышца? (ответы)

Пояснение учителя, с опорой на слайд № 8.

Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок одет оболочкой. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань. Каждое мышечное волокно также имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов - толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белков - актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани: поперечно-полосатая. Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

Каким образом мышцы крепятся к костям? (ответы)

Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.

3. Классификация мышц (рассказ, иллюстрация слайдов № 9,10, 11).

Существует несколько классификаций скелетных мышц

по форме по направлению мышечных пучков по количеству головок по функции по расположению
а)веретенообразные мышцы пучки волокон ориентированы параллельно длинной оси мышцы.

б) лентовидная форма в виде пластин участвуют в образовании стенок туловища.

в) ромбовидная, г) трапециевидная, д) квадратная

а) двуперистые -пучки мышц прилегают к продольному сухожилию с двух сторон.

б) одноперистые – мышечные пучки лежат с одной стороны от сухожилия.

Двуглавая;

Трехглавая;

Четырехглавая

Мышцы-антагонисты: Сгибатель

(бицепс);

Разгибатель (трицепс);

Мышцы-синергисты. Вращатели;

Подниматели;

Сжиматели (сфинктер);

Отводящие

Приводящие

Напрягатели

Поверхностные

Глубокие

Ш. Физкультминутка

(с музыкальным сопровождением и динамическими паузами)

IV. Самостоятельное применения знаний

Основные группы мышц. Работа в группах.

В нашем теле принято выделять 3 группы мышц: мышцы головы и шеи, туловища и конечностей.

Нам предстоит выяснить, где они располагаются и какие функции выполняют?

Для этого используйте текст и рисунки учебника, с. 118-121

Работаем в группах. Каждая группа будет работать над своим мини проектом.

  • 1 группа работает с текстом и рисунками учебника “Мышцы головы и шеи” с. 118-119. Заполняет таблицу в тетради с. 68. Методом наложения, нанести контуры мышц на макет. “Скелет головы” (череп), (вырезанные контуры мышц лежат на столе) (слайд № 12,13)
  • 2 группа работает с текстом и рисунками учебника “Мышцы туловища” с. 119-120. Заполняет таблицу в тетради с. 69. Способом наложения, нанести контуры мышц на макет “Скелет туловища” (вырезанные контуры мышц лежат на столе) (слайд № 14,15)
  • 3 группа работает с текстом и рисунками учебника “Мышцы конечностей” с. 120-121. Заполняет таблицу в тетради с. 69. Методом наложения, нанести контуры мышц на макет “Скелет конечностей”. (вырезанные контуры мышц лежат на столе). (слайд № 16,17)

Основные группы мышц и их функции

Название мышцы или мышечной группы Выполняемые функции (значение)
Мышцы головы:

1.Мимические____________________

2.Жевательные____________________

Мышцы шеи:

 

Представление работ группами.

По окончанию работы каждая группа защищает свой мини проект. Один представитель каждой группы рассказывает о результатах работы, а остальные члены команды на доску вывешивают сборку контуров скелетных мышц своей группы.

Итог урока.

1. В результате работы групп, на доске появляется схема человека с основными группами скелетных мышц, (т. е, соединяется весь макет с наклеенными на нем мышцами). Анализ схемы. Обмен мнениями по заданиям. Сравниваем со слайдами № 10-15 презентации. Верно, ли собраны основные группы мышц? (конечный продукт проекта) Сделать вывод.

2. Вернемся к пятому слайду и ответим на вопросы, которые ставили в начале урока. Ответы.

Сделать вывод по уроку

Домашнее задание: учебник с. 116-122, р.т. с.68 (105). (слайд № 18)

Литература.

1. Учебник. Сонин Н.И. Сапин. М.Р. “Биология. Человек” 8 класс: учеб. для общеобразовательных заведений, - Дрофа, 2015-272.с

2. Рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Человек” автор: Н.И. Сонин Издательство “Дрофа”. М 2015г

3. Учебник Биология. Человек. Под редакцией А.С. Батуева М “Просвещение” 1995г

4. Методическое пособие к учебнику автор: Н.И. Сонин Издательство “Дрофа”. М 2011г

5. Рабочая тетрадь для учителя “Биология. Человек” автор: Н.И. Сонин Издательство “Дрофа”. М 2014г.

6. Биологические карты. Дидактический материал к учебнику. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин “Биология”. Автор П.Е.Старцев, А.А Наумов Издательство “Дрофа”. М 2011г

7. Поурочное планирование. Биология “Технологические карты уроков” 8кл. Автор В.Н.Семенцева С- Петербург “Паритет-2009г”

8. Т.А Шустова Пособие - репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544с (серия “Абитуриент”)

Медиаресурсы:

1. Биология. 1С: Репетитор.

2. Биология 6-11 класс. “Физикон”

3. http://www.youtube.com. видео