Интегрированный урок «Математика и литература»

Разделы: Математика, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Урок рассчитан на 2 академических часа.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Развитие познавательного интереса к обучению.
  • Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
    • формирование творческих способностей.
    • подбор математических задач в литературных произведениях;
    • решение отобранных задач,
    • анализ полученных в ходе решения результатов;
    • оценка проделанной работы и формулировка вывода.

В работе использованы следующие методы:

  • поиск,
  • изучение,
  • анализ,
  • обобщение,
  • сравнение

Задачи: вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся любознательность;
  • воспитывать коммуникативную культуру общения.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес и логическое мышление;
  • развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать,
  • развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
  • учить синтезировать знания, сравнивать, находить общее, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.

Тип урока: интегрированный урок математики и литературы:

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, планшет, обычная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя и ученика.

Учитель:

Математика связана со многими предметами, труднее всего установить эту связь с гуманитарными предметами, в частности с литературой. Да, проще всего установить связь предметов “Литература” и “Математика” с историей развития человечества. Сегодня мы наглядно попробуем продемонстрировать, как знания, полученные на одном уроке, возможно интегрировать по отношению к другому уроку. В быту мы и не замечаем слияния в нашем сознании приобретённых знаний. Можно привести множество примеров подобной связи: во многих художественных произведениях писатели пользуются мерами длины (миля, аршин, верста), веса (пуд, фунт) и т.д. Это старые единицы измерения, и иногда интересно перевести их в современные измерения.

Связь математики с такими предметами как физика, химия, информатика, география очевидна. Труднее установить эту связь между литературой и математикой. На примере этого урока я попробовала это сделать.

Приступая к уроку, я ставила перед собой задачу вызвать интерес к изучению предмета “математика” у учащихся, имеющих гуманитарный склад ума.

Ученик:

Математика неисчерпаема и многогранна, одного покоряет ее логическая стройность, другого – абстрактный метод, третий ценит в ней величайшую полезность. Единство особенности математики – это так же ее особенность, которая составляет ее красоту. Да, именно прекрасного! Даже литература, музыка, живопись не могут обходиться без математики. А они - основы искусства.

В музыке существует семь нот, из которых складывается множество аккордов. Это напоминает цифры, благодаря которым строятся простые, рациональные, иррациональные числа, дроби, уравнения, примеры, формулы. Живописцы и художники обязаны математике хотя бы возможностью изменять цветовую гамму. Ведь это тоже расчет, в каких пропорциях необходимо взять определенные цвета, чтобы получить новый.  

Другие вычисления из области математики мы можем видеть и в литературе. Ярким примером этого являются текстовые задачи. Многие авторы вставляют в свои произведения такие задачи, чтобы украсить сюжет и сделать его интереснее 

Читая художественные произведения, я встречала в них элементы математики.

Учитель:

Математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

Через поиск и решение математических задач в литературных произведениях и сравнение полученных решений с авторскими, я, повторяя сказанное выше, хотела вызвать интерес к изучению математики.

Для этого:

- была изучена научная и научно-популярная литература, исследующая связь литературы и математики, представляющая решение задач в литературных произведениях;

- были подобраны для исследования отрывки из художественных произведений, в которых рассматривались или были представлены различные математические задачи или ситуации, связанные с этой наукой;

- выполнено решение подобранных задач;

- проведено сопоставление полученных в данном исследовании решений задач с решениями, представленными авторами литературных произведений.

Ученик:

Многие писатели и поэты в своем творчестве использовали тему математики. Существует огромный блок стихов, посвященных математике или конкретным математикам, который воспевают красоту, стройность и последовательность математики. Можно выделить целый ряд произведений-задач (стихи или сказки), которые позволяют заниматься математикой с интересом, в виде игры.

И так же, можно найти произведения в художественной литературе, которые так или иначе содержат математические мотивы. Такие произведения можно найти у А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Д.Свифта и многих других. Многие деятели искусства и науки оставили в истории высказывания о математике, которые несут большой позитивный заряд.

3. Выступление (заранее были даны задания) ученикам.

Первый ученик:

“Математика во всём”, - нам твердят.
Многие не верят, спорить норовят:
“Математика от нас далеко…
Жить на свете без неё так легко!..”

Но пойдёт однажды вечером дождь.
Подойдёшь ты к окну и поймёшь:
Всё на свете, что видишь, давно
Математикой отражено.

Ты вглядись: от фонаря свет
Векторами разлетается. Нет?
Точки капель, окружности луж –
Неужели ты не видишь? Ну ж…

Окошек плоскости отрезками полны…
И вечна траектория Луны…
А по параболе летит метеорит.
Через мгновенье в атмосфере он сгорит…

Многоугольники, квадраты и круги…
Пространства-времени неслышные шаги…
Всё движется и мчится, всё улетает вдаль.
А кто не видит этого…
Того мне просто жаль.

Второй ученик:

Можно найти множество задач, сочиненных в настоящее время по разным темам, остановимся на логической задаче:

В универмаге встретил я
Осла, козу и кошку,
Они купили красный мяч
И жёлтую гармошку.
Зайдя потом увидел я
Осла, козу и белку,
Они купили красный плащ
И белую тарелку.
Зашёл я в третий, встретил там
Опять осла и кошку.
Они купили в этот раз
Лишь жёлтую матрёшку.
Мне срочно нужен твой совет,
Задумайся немножко.
Скажи: какой любимый цвет

У белки и у кошки.
И кто не сделал ни одной
Покупки в магазинах.
Поскольку не было, увы,
Товаров ярко-синих.

(Ответ: любимый цвет у белки – белый, у кошки – жёлтый, ни одной покупки не сделал осёл.)

Третий ученик:

Индийские математики нередко излагали арифметические задачи в стихах. Вот, к примеру одна древнеиндийская задача из математики Сриддхары XI В.

Есть кадамба-цветок,
На один лепесток
Пчёлок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Её трижды сложи,
И тех пчёл на Кутай посади.
Лишь одна не нашла
Себе места нигде
Всё летала то взад, то вперёд и везде
Ароматом цветов наслаждалась.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме,
Сколько пчёлок всего здесь собралось? (Ответ: 15 пчёл)

Четвертый ученик:

Демонстрирует презентацию (которую мы вместе делали к уроку), ребята решают задачи и отвечают, сравнивают свой ответ и ответ на доске.

В конце урока подвожу итог, делаем вместе вывод.

Заключение

Анализ прочитанной литературы показал, что знания по математике нужны и писателям, и поэтам. В художественных произведениях есть еще много загадок, но иногда автор идет навстречу читателям и дает подсказку или отгадку. Многие авторы произведений, используя некоторые математические данные, дают возможность читателю подумать над поставленной задачей. Книга позволяет открыть свои тайны только тому человеку, кто умеет читать между строк и сам добывать знания, и отвечать на интересующие его вопросы. Если грамотно использовать математические факты, то художественное произведение становится достоверным и реальным. В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:

— существует связь между математикой и литературой;

— математика обладает большим эстетическим потенциалом;

— был опровергнут стереотип о сухости математиков;

— найдены материалы, подтверждающие связь между литературой и математикой;

— использованы исторические сведения межпредметного характера;

— доказано присутствие математики в литературе. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик. Я надеюсь, что моей работой захотят воспользоваться ученики, учителя математики и литературы. И я уверена, что подобные исследования не только развивают и поддерживают интерес учащихся к таким разным предметам, как математика и литература.

“Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это – важнейшие виды прекрасного”. (Аристотель)