Коврики ОРТО в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Одним из перспективных средств коррекционно развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в деятельности учителя-логопеда является использование здоровьесберегающих технологий. Эти методы работы являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать логопедические занятия интереснее и разнообразнее.

Основой разработки являются массажные коврики “ОРТО”, которые возможно применять в различных разделах коррекционной работы. Упражнения выполняемые на ковриках направленные на активизацию поверхности стопы оказывают наибольший терапевтический эффект активнее стимулируют речевые области коры головного мозга.

Слайд №2

ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ: оптимизировать процесс коррекции речи детей, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Слайд №3

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • развитие общей моторики, развитие координации движения с речью
  • совершенствование навыков ориентировки в пространстве и собственном теле
  • развитие памяти, внимания
  • развитие лексико-грамматического строя, фонематических процессов
  • актуализация словаря
  • работа над слоговой структурой слова

Слайд № 4

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

  • правильное формирование физиологических сводов стоп у детей;
  • улучшение эластичности стопы и укрепление мышц стопы;
  • стимуляцию кровообращение и улучшение обменных процессов в нижних конечностях;
  • улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

Слайд № 5

ФОРМЫ РАБОТЫ

  • Индивидуальная
  • Подгрупповая

Слайд № 6

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Все упражнения дети выполняют стоя на массажных ковриках без обуви в носках;

В начале работы рекомендуется выполнять упражнения на ковриках мягкой жёсткости, постепенно добавляя коврики более жёсткой фактуры: “Травка”, “Шипы”, “Камешки”;

При выполнении упражнений учитывается цвет и фактура коврика.

Слайд №7

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ШАГОВ И УПРАЖНЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИГРАХ

  • Полуприседание “Пружинка”
  • Стояние на одной и другой ногах поочередно “Важная цапля”

Слайд № 8

  • Приседание “Великаны”
  • Движение “Вытираем ножки”

Слайд № 9

  • Легкие подпрыгивания “Весёлый мячик”
  • Приседание “Гномики”

Слайд № 10

  • Перекат с внешней стопы на внутреннюю “Ёжик”
  • Топанье на носочках “Трусливый заяц”

Слайд № 11

  • Перекат с носка на пятку “Качели”
  • Обычная ходьба по коврикам “Солдатик”

Слайд № 12

  • Топанье всей стопой “Упрямый медвежонок”
  • Приставной шаг в сторону (вперёд) “Гусеничка”

Слайд № 13

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИГРЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РЕШАЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Слайд № 14

Игра “НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА”

ЦЕЛЬ: Развитие фонематического восприятия

И.П. Ребенок, стоит на коврике нейтрального цвета, руки, на поясе. Перед ребенком выложены 3 коврика красного цвета (1 вариант), синего цвета (2 вариант).

Ход игры

Логопед произносит слово и просит ребенка определить место гласного звука в слове (начало, середина, конец) и выполняет примерные движения на коврике по усмотрению логопеда.

Слайд № 15

Игра “ТОПНИ - ХЛОПНИ”

ЦЕЛЬ: Дифференциация звуков (по звонкости – глухости)

И.П. Ребенок стоит на коврике, нейтрального цвета, руки, на поясе.

Ход игры

Логопед произносит слова с дифференцируемыми звуками. Ребёнок повторяет за логопедом и выполняет примерное упражнение.

Например: Если услышишь звук [С] – присядь, [З] – хлопни.

Слайд № 16

Игра “МЯГКИЙ – ТВЁРДЫЙ”

ЦЕЛЬ: Развитие фонематического восприятия

И.П. Ребенок, стоит на коврике нейтрального цвета, руки, на поясе. Перед ребенком выложены 2 коврика – синего и зелёного цвета.

Ход игры

Логопед произносит слово с отрабатываемым звуком и просит ребенка определить мягкость или твёрдость заданного звука в слове. Ребёнок, услышав заданный звук, передвигается на коврик соответствующего цвета.

Слайд № 17

Игра “ПРИДУМАЙ СЛОВЕЧКО”

ЦЕЛЬ: Развитие слогового анализа слов

(для подгруппы детей, соревновательный элемент)

И.П. Подгруппа детей стоит на ковриках нейтрального цвета, руки на поясе.

Ход игры

Логопед произносит слог. Дети придумывают новые слова, продвигаясь по дорожке из ковриков вперёд. Кто больше придумает – тот победитель.

Слайд № 18

Игра “ВЫСОКО – НИЗКО”

ЦЕЛЬ: Развитие фонематического слуха

И.П. Ребенок стоит на коврике нейтрального цвета, руки, на поясе.

Ход игры

Логопед предлагает ребёнку произнести гласный звук с изменением высоты голоса. Ребенок произносит звук с постепенным повышением и понижением голоса и выполняет примерные движения на коврике по усмотрению логопеда.

Например: Ребёнок приседает на повышение голоса и встаёт на повышение.

Слайд № 19

Игра “Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ...”

ЦЕЛЬ: Обогащение словарного запаса

И.П. Ребенок стоит на коврике нейтрального цвета, руки, на поясе.

Ход игры

Логопед начинает игру словами: “Я знаю 5 названий ...” (словарь по лексической теме). Ребенок называет слова по заданной теме и выполняет движения на коврике по усмотрению логопеда.

Слайд № 20

Игра “МУХА”

ЦЕЛЬ: Развивать пространственную ориентировку

В игре могут принимать участие от 1 до 3 детей.

И.П. Ребенок стоит на поле из ковриков, руки на поясе.

Ход игры

Логопед даёт инструкцию ребёнку, ребёнок выполняет.

Слайд № 21

Использование ковриков “ОРТО” в логопедической работе повышают эффективность коррекционно – образовательного процесса, сохраняют здоровье ребенка и “приумножают” его.

Приложение.

Список литературы.

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие . 3-е изд. М.: АЙРИСПРЕСС, 2007. 144 с. (Дошкольное воспитание и развитие).

2. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

3. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Изд. “ТЦ СФЕРА”, 2014.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. “Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР”. СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС 2012 .

4. Т.Б. Уварова “Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками”. Творческий центр. Москва, 2010 год.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

6. Филичева Т.Б. Чиркина “Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада (старшая группа)”. изд. “АЛЬФА”, Москва, 1993.

7. Юдина Я.Л., Захарова И.С. “Сборник логопедических упражнений” Москва “ВАКО” 2011.

8. Источник: http://www.med-europa.

9. Источник: http://reftrend.ru.