«Правописание букв "е, и" в корнях с чередованием». 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • знакомить с правилом написания гласных е, и в корнях с чередованием;
  • учить различать орфограммы в корне слова;
  • повторить постановку знаков препинания при диалоге и обращении ;
  • развивать память, внутреннюю речь, логическое мышление;

Тип урока: первичное обучение.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивационное введение.

Сегодня нашими помощниками на уроке будут сказочные герои Баба-Яга и Иван-царевич. Между ними произошёл следующий диалог. Давайте прочитаем его (слайд 1).

Вспомним, как оформляется на письме диалог. Расставьте знаки препинания в тексте (раздаточный материал, слайд 2).

Назовите однокоренные слова в тексте (слайд 3). Почему эти слова являются однокоренными, несмотря на то, что гласные в корнях разные? Как называется данное явление в русском языке?

А теперь попробуем сформулировать тему урока (слайд 4).

III. Изучение нового материала.

Выпишите однокоренные слова, выделите в них корни (слайд 5). Давайте попробуем определить закономерность при написании букв е, и в корнях с чередованием (слайд 6).

Необходимо выучить эти корни наизусть и помнить про слова-исключения (слайд 7).

Для этого правила ещё есть небольшая подсказка: в некоторые слова “забралось” сочетание букв, похожее на имя девочки Ира. Сочетание складывается из части корня -..ир- и идущего за ней суффикса –а-: -...ира-. Этот суффикс любит командовать гласным звуком в некоторых корнях. Поэтому, если вы напишете слово неправильно, то “Ира” превратится в “Еру” (слайд 8).

IV. Закрепление изученного.

Теперь потренируемся применять новое правило. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Найдите слова с чередующимися гласными в корне, выделите орфограммы (слайды 9, 10).

Задание-ловушка. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы (слайды 11, 12). Примечание: при проверке нужно обратить внимание на слова “помирить”, “пировать”, в которых нет данной орфограммы.

V. Итоги урока.

Посмотрите на экран (слайд 13). Скажите, почему Ваня допустил ошибки при написании слов “заблистали”, “подстилает”?

Не забывайте о том, что нельзя путать правила “Правописание гласных в корнях с чередованием” и “Правописание проверяемых безударных гласных в корнях”.