Урок по теме «Фосфор». 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (512,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: общая характеристика фосфора. Рассмотрение аллотропных видоизменений фосфора. Изучение химических свойств фосфора.

Задачи:

  • Образовательные: способствовать формировать знания о фосфоре, углубить и конкретизировать знания периодического закона и системы химических элементов на примере строения и свойств простых веществ, образованных фосфором; обеспечить в ходе урока повторение понятий строение атома, электроотрицательность, аллотропия.
  • Развивающие: развивать самостоятельность; формировать умение логически рассуждать, четко излагать свои мысли, установить причинно-следственную связь, делать выводы.
  • Воспитательные: формировать интерес к предмету и знаниям;

воспитание экологического мышления.

Оборудование: ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Учебник: Рудзитис Г.Е Химия. 9 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Учитель: Материал, который нам предстоит изучить, почти вам известен, поэтому мы этот урок проведем, как урок повторение и систематизация уже известных нам сведений.

Слайд. Тема урока. Цель урока.

Слайд. История открытия фосфора.

Заполнение таблицы с использованием ПСХЭ:

Свойства химических элементов

Азот Фосфор
Положение в периодической системе    
Число электронов на внешнем уровне    
Электронная формула    
Число энергетических уровней    
Характерные степени окисления    
Сравнение электроотрицательности элементов той же группы    
Сравнение радиуса атома с радиусами атомов элементов этой же группы    
Формула высшего оксида    
Формула летучего водородного соединения    
Формула высшего гидроксида    
Нахождение в природе    

Слайд. Таблица. Сравнение результатов работы по слайду.

Учитель: Сравните атомы азота и фосфора. Сформулируйте вывод.

Слайд. Вывод: Азот и фосфор элементы главной подгруппыVгруппы периодической системы. Оба элемента имеют на последнем энергетическом уровне одинаковое число электронов. Поэтому, будут проявлять одинаковые степени окисления: высшая степень окисления у фосфора и азота равна +5, низшая –3. В атоме фосфора 3 энергетических уровня, в атоме азота 2 энергетических уровня. Поэтому, по сравнению с азотом атомы фосфора имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, а значит, более выраженные восстановительные свойства, а окислительные способности у фосфора выражены слабее.

Слайд. Нахождение фосфора в природе и организме.

Фосфор относится к числу распространенных элементов. Общее содержание в земной коре составляет около 0,08%. Вследствие лёгкой окисляемости фосфор в природе встречается только в виде соединений. Главными минералами фосфора являются фосфориты и апатиты, из последних наиболее распространён фторапатит 3Ca3(PO4)2 • CaF2. Фосфориты широко распространены на Урале, в Поволжье, Сибири, Казахстане, Эстонии, Беларуси. Самые большие залежи апатитов находятся на Кольском полуострове. Фосфор – необходимый элемент живых организмов. Он присутствует в костях, мышцах, в мозговой ткани и нервах. В состав зубной эмали входит фторапатит. Из фосфора построены молекулы АТФ – аденозинтрифосфорной кислоты. В организме взрослого человека содержится в среднем около 4,5 кг фосфора, в основном в соединении с кальцием. При недостатке фосфора в организме развиваются различные заболевания костей.

Фосфор содержится также в растениях.

Слайд. Получение фосфора.

Фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля.

Вопрос: Что называется аллотропией? Поясните сущность аллотропии на основе изученных нами материалов. Для простого вещества фосфора характерно явление аллотропии.

Слайд. Аллотропия.

Работа с таблицей №16 на странице 62 учебника.

Просмотр видео-эксперимента:

– сравнение температур воспламенения белого и красного фосфора;
– превращение красного фосфора в белый.

Слайд. Химические свойства фосфора.

Просмотр видео-эксперимента:

  • горение белого фосфора под водой;
  • получение фосфида кальция;
  • гидролиз фосфида кальция.

Слайд. Применение фосфора

Основная масса производимого фосфора перерабатывается в фосфорную кислоту и получаемые на ее основе фосфорные удобрения и технические соли (фосфаты).Белый фосфор используется в зажигательных и дымовых снарядах, бомбах; красный фосфор – в спичечном производстве. Фосфор применяется в производстве сплавов цветных металлов как раскислитель. Частично Фосфор применяется для получения хлоридов и сульфидов, которые служат исходными веществами для производства фосфорсодержащих пластификаторов, медикаментов, фосфорорганических пестицидов, а также применяются в качестве добавок в смазочные вещества и в горючее.

III. Закрепление материала

Осуществите превращения

Запишите уравнение реакции, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

IV. Домашняя работа. § 21, упр. 1-5, (с. 70)

VI. Подведение итогов и выставление оценок