Владимир Святославич. Принятие христианства

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Класс. 6

Базовый учебник: История России с древнейших времен и до конца XVI века: Учебник для 6 класса основной школы. - 3-е изд. Москва “Просвещение”, 2014.

Цель урока: охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства

Задачи урока:

  • Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси.
  • Выяснить причины возникновения христианства у восточных славян.
  • Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
  • Создать условия для развития картографических навыков, умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал;
  • Способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся:

  • Формировать у обучающихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческим источником.
  • Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.
  • Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.
  • Давать оценку значения принятия христианства

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять наиболее характерные признаки язычества и христианской религии, принятой князем Владимиром;

  • Показывать на карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей;
  • Выполнять познавательные и проблемные задания, высказывать собственное мнение.

Тип урока - комбинированный

Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, тест, источники, карточки с индивидуальными заданиями, индивидуальный материал (кроссворд, тесты для индивидуальной работы), учебник, карта “Древнерусское государство в IX –XII вв.”, контурные карты, индивидуальная карта обучающегося.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

Слайд 2 3. Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке мы с вами познакомились с первыми киевскими князьями, назовите их. Угадайте, о ком на уроке мы будем говорить из Рюриковичей:

  • его называли Владимир Красное Солнышко (в былинах),
  • Владимир Святой,
  • Владимир Креститель (в церковной истории)
Слайд 3 Историк Г.В.Вернадский писал: “Обращение в христианскую веру- одно из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие: христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию”.

Изучив новый материал, вы сможете высказать своё отношение к данному суждению. О ком и о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

План урока:

1) Начало правления князя Владимира.

2) Причины принятия христианства на Руси.

3) Крещение Руси.

4) Русская православная церковь.

5) Значение принятия христианства.

Слайд 4 Раб 4. Работа по теме урока

Владимир родился около 960 года в Будутино, под Псковом.

Отец - киевский князь Святослав Игоревич,матерью была ключница княгини Ольги Малуша.

Сыновья: Ярослав, Борис, Глеб, Святополк Окаянный;

в 1240 провозглашён святым. Послушаем аудиозапись

Слайд 5 Святослав перед походом на Дунай поделил свое княжество на три части: Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде, Олега у древлян, а Ярополка оставил в Киеве. После смерти Святослава в 972 году произошла распря между Ярополком и Олегом Святославовичами; последний пал. Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и после гибели Ярополка, Владимир в 980 году становится киевским князем.

Перед князьями стояли задачи:

- укрепление обороны госуд-ва;

- четкой организации сбора налогов;

- усиление княжеской власти;

- повышение международного авторитета государства с целью ведения

более успешной внешней торговли.

Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи.

Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира.

4. Введение в новый материал.

Период правления Владимира на Руси называют лучшим временем в истории страны, “золотым веком” Так ли это? Исследуем этот период и сделаем собственные выводы.

Слайд 6 В 979 году, вернувшись на Русь, Владимир сватался к Рогнеде , дочери полоцкого князя Рогволда. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволда и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Брат Рогнеды Добрыня стал одним из лучших воевод Владимира.

Владимир I Святославич (Святой, Великий, Красно солнышко, Равноапостольный, Креститель) великий князь киевский с 980, при котором завершилось образование русской государственности.

Слайд 7 Походами на вятичей, радимичей и болгар укрепил Древнерусское государство.

Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве.

Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью.

После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи ,но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева.

Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.

После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.

При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей.

В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть.

Слайд 8. Задание:

Отметьте на контурной карте направления походов князя Владимира:

- 980-982 гг - покорение вятичей;

- 984 г.- покорение радимичей, восстановление дани;

- 981 г.- столкновение с Польшей, отвоеваны города Перемышль и Червень;

- Поход на Волжскую Булгарию, заключение выгодного для торговли русов договора;

- Строительство четырех оборонительных рубежей от печенегов.

Слайд 9. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство на южных границах Руси мощной оборонительной системы крепостей. Крепости имели два ряда валов и стен с башнями и полыми резонаторами – специальными устройствами для того, чтобы услышать подкоп под стены.

(рассмотреть рисунок в учебнике, стр.41).

На важных крепостях, прикрывавших броды через Днепр, строились башни для сигнальных костров. Как только вдали над степью появлялась дымка, а это означало, что на Русь движется конница печенегов, на башне зажигались сигнальные огни.

Такие сигналы быстро передавались от одной башни к другой, и вскоре в Киеве уже знали о приближающейся опасности.

В южные города – крепости Владимир привлекал опытных воинов со всей Руси. Нести оборонительную, пограничную службу он послал славян ильменских, кривичей, вятичей.

Таким образом в защите молодого государства приняли участие и народы лесостепного юга, и жители удаленных лесных земель. Натиск печенегов был остановлен.

Слайд 10 Владимир понимал, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Ещё в 980г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства.

На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главных божеств:

  • Перуна (бог грозы)
  • Хорса (бог солнца)
  • Макоши (богиня плодородия)
  • Стрибога (бог ветра)
  • Даждьбога (бог света)
  • Семаргла (бог неба)

Все другие боги, духи, запрещались. Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, люди разных племён продолжали поклоняться своим богам.

Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая объединила бы всех жителей.

Слайд 11 Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая объединила бы всех жителей.

Карамзин Н.М., “ Об истории государства Российского” стр.41.

С этой целью Владимир отправляет 10 благоразумных мужей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству.

Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец, прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу бога нашего! – сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлечёнными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершал литургию.

Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: “Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”.

Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. “Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”.

Великий князь решился быть христианином.

Слайд 12. Задание: какие же ещё существовали причины для принятия христианства?

(учебник, стр.38 – 39).

1. Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли.

2. Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.

3. Часть жителей Руси уже исповедовали христианство.

4. Христианство способно было сплотить племена и укрепить княжескую власть.

5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Слайд 13. Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов, он отправил к ним своих людей. Прочитайте отрывок из летописи. Определите, кто и какую веру предлагал киевскому князю и почему он в итоге выбрал православие?
Слайд 14,15,16. В 987 г. в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Просьба к Владимиру о помощи.

Владимир согласился помочь с условием, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе.

Владимир отправляет на помощь Василию II дружину численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь “поторопил” их, взяв город Корсунь( Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено- выкуп за невесту.

Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя – до сих пор ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя.

Требование императора: принять Владимиру христианство и крестить всю страну.

Слайд 17 В 988г. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту.
Слайд 18. Вернувшись домой в Киев, кн. Владимир приказал опрокинуть языческих идолов.

Работа по картине Макарова М. “Свержение идола Перуна”.

Слайд 19. На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими в воду людьми греческие и херсонеские священники совершили обряд крещения.

(Работа по картине Лебедева К. Крещение киевлян)

Слайд 20. Новая религия стала распространяться по всей Руси, но не везде мирно.

(Работа по картине Иванова С. “Христиане и язычники”)

Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты. “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”.

Новгородская летопись рассказывает о событиях 1074 года.

Объявился волхв (языческий священник) в Новгороде и говорил, что знает будущее, хулил веру христианскую и в доказательство своей правоты обещал пройти со всеми ему верными по Волхову, как посуху. Заволновались новгородцы, почти все встали на сторону волхва и хотели убить епископа. Епископ, облекшись в ризы и взяв крест, вышел на площадь и сказал:

- Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, а кто верит во Христа, пусть идет к кресту. К епископу подошел только князь Глеб Святославич да его дружина, а весь народ устремился за волхвом. Тогда князь Глеб, спрятав под полой своей одежды топор, подошел к волхву и сказал:

- Знаешь, что будет завтра поутру и весь день до вечера?

- Все знаю! - отвечал волхв.

- А знаешь ли ты, что будет сегодня?

- Сотворю великие чудеса! - отвечал волхв.

Тогда князь выхватил топор и рассек ему голову. На том все и кончилось. Толпа рассеялась.

Слайд 21,22 В 989 году – Закладка Десятинной церкви, был построен Владимирский собор
Слайд 23. Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

ПАТРИАРХ (глава Византийской церкви и всех церквей, принявших крещение от Византии)

МИТРОПОЛИТ (глава церкви на Руси, назначался константинопольским патриархом; управлял митрополией)

ЕПИСКОПЫ (возглавляют отдельные области-епархии)

Белое духовенство Черное духовенство

К сер. XIII в. на Руси было уже 16 епархий – по числу крупных русских княжеств.

Слайд 24. Задание: опираясь на текст учебника, определите значение принятия христианства и заполните таблицу.

(учебник, стр. 41, значение принятия христианства)

Слайд 25 В честь князя Владимира построены : Храм Владимиру в Херсонесе на месте Крещения князя ( построен в 1861-1876 гг., Архитектор Д.Грин);

Памятник Владимиру рядом с Храмом в Херсонесе.

Слайд 26,27 Почитается Владимир в Православной и Католической церкви;

- прославлен не позднее XIV века в лике равноапостольного;

- день памяти 15 июля;

- покровитель России, Украины

Слайд 28 С 2002 года Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящён в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.
Слайд 3 Подведение итогов урока.

Вернёмся к вопросу нашего урока: словам историка Г.В.Вернадского“Обращение в христианскую веру- одно из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие: христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию”. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте.

Слайд 29 Домашнее задание: параграф № 5; вопросы.