«Род имен существительных». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного

Задачи:

  • Закреплять знания об имени существительном: актуализировать знания о постоянных и непостоянных  морфологических признаках имени существительного
  • Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление (анализ и синтез), тренировать память, речь.
  • Вырабатывать внимательность и наблюдательность, обогащение словарного запаса
  • Вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика, воспитывать уважение к окружающим, любовь к спорту, физической и духовной культуре.

Тип урока: открытие нового знания.   

Личностные УУД: интерес к предметно-исследовательской деятельности, изучению русского языка.

Познавательные УУД: учить определять род имён существительных по алгоритму; воспитывать любовь к родному языку; создать условия для формирования преставлений об Олимпиаде как важном событии не только в спорте, но и в отношениях между странами, государствами всего мира. Включение школьников в активное освоение системы олимпийских ценностей формировать умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;       умение принимать и сохранять цель урока; сформировать умение применять полученные знания на практике.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания;  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

Регулятивные УУД: на основе решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения; умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; действий и вносить необходимые коррективы в исполнение действия;  умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Оборудование: флипчарт (презентация) для интерактивной доски, самостоятельная работа на маках в перволого, учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий “Русский язык”- 3 класс, тетради, маркерные доски.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень.
Начинаем наш урок!
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

Я желаю вам, чтобы вы на уроке приобрели новые знания, были внимательны к себе и другим, активны, чтобы у вас все получилось.

II. Орфографическая разминка.

Отгадайте загадку. Покажите пропущенные буквы на маркерной доске. Письмо по памяти.

Праздник спорта мировой
Ожидает нас зимой.

Разбор предложения. (Слайд 2,3)

Словарная работа. Отгадка: олимпиада 1) промежуток времени в 4 года между двумя Олимпийскими играми (древнегреческими); крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии.

III. Актуализация знаний. Грамматическая разминка.

Какие части речи встретились в предложении?

Продолжите мои предложения.

1. Имя существительное – это ....

2. Имя существительное обозначает ....

3. Имя существительное отвечает на вопросы ....

4. Имя существительное в предложении может быть ...

5. Постоянные признаки имени существительного – это ....

6. Непостоянные признаки имени существительного – это ....

Подберите слова к схеме по вариантам: существительное, неодушевлённое, нарицательное, во множественном числе -1 вариант; существительное, одушевлённое, собственное, в единственном числе - 2 вариант.

IV. Постановка темы и целей урока.

Ребята, разгадайте ребус. (Слайд 4)

шаР + зОнт + Душ = РОД

На доске: Род имён существительных. (Слайд 5)

На карточках слова по олимпийской тематике. (Флаг, эмблема, гимн, девиз, игра, огонь, спорт, факел, братство.)

- Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

Инсценировка. Давным-давно Имя существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: “Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это брат и сестра из другого города. Брат набрал много слов и сказал: “Пусть они будут мои”. Сестра схватила слова себе и сказала: “Мои”. А все остальные остались на середине - лишние. Пришли они к существительному и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: “ОН, МОЙ”.

- А вот ключ к моим словам, и говорит: “ОНА, МОЯ”.

- Как назвать род слов брата? (МУЖСКОЙ.)

- А род слов сестры? (ЖЕНСКИЙ.)

- Как назвать род слов посередине? (СРЕДНИЙ.)

- Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ.) (Слайд 6).

- Существительное наградил брата и сестру за работу, сказал: “Спасибо”.

С тех пор существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я
И скажу: “Она — моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он — мой”.
Средний род: ”Оно - моё”.
Это правило - моё!

- Теперь это правило и ваше. Кто его запомнил? ( Слайд 7).

V. Работа по теме урока

Работа с правилом в учебнике на странице 26.

Составление таблицы.

Мужской род Женский род Средний род
а, я а я о е
Он мой Она моя Оно моё

(Слайд 8).

VI. Закрепление.

Учитель: Олимпийские игры - это не просто спортивные соревнования, это мероприятие, которое объединяет людей всего мира: жителей разных стран, разного возраста, национальности, цвета кожи их важнейшими общечеловеческими ценностями. Именно о ценностях Олимпийского движения я хочу поговорить с вами сегодня. Как вы понимаете значение слова “ценность”? Что мы можем назвать ценным?

Дети: ценность – это что-то очень дорогое, важное.

Учитель: Что в вашей жизни является самым ценным?

Дети: Мама, семья, жизнь, здоровье...

Учитель: Важным и ценным у человека могут быть не только предметы и люди, но и чувства, отношения – то, без чего жизнь не будет успешной, полной, счастливой. У Олимпийского движения тоже есть свои ценности, без которых Олимпийские игры не будут честными и не смогут исполнить свою объединяющую роль в жизни человечества. Запишем слова, распределив по столбикам - родам.

Олимпийские ценности: дружба (взаимопонимание между спортсменами, и не только в одной команде, но между командами, между людьми всех народов мира), совершенство (полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества. Достичь его невозможно, но к нему надо стремиться, к нему можно приблизиться. Не только тело олимпийца должно стать совершенным, но и душа, духовный мир, внутренняя культура.), уважение (Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Олимпиада призывает всех спортсменов и болельщиков всего мира проявить уважение  к другим, к окружающей среде, к себе), равенство (Положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства и права, равноправие) (Слайды 9,10,11.).

Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские.

Смелость, решимость, вдохновение.

Учитель: Ирек Зарипов, который в 17 лет попал в аварию и остался инвалидом (ампутация обеих ног), через два года после несчастья сделал важный шаг, начав заниматься лыжами и биатлоном. А теперь он – четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере и посол "Сочи 2014". Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов? (Смелость.)  (Слайды 12,13.).

Учитель:

– Знаете ли вы, что паралимпийская чемпионка Пекина Олеся Владыкина смогла всего за полгода после тяжелой травмы (потеряла руку) целенаправленно планомерно научиться плавать по-новому и, в конце концов, установить мировой паралимпийский рекорд?

Какое качество ей в этом помогло? (Решимость.)

– На церемонии открытия Паралимпийских игр в Пекине спортсмен Рик Хансен, которому выпала честь зажечь большой факел, передвигался на инвалидной коляске. Чтобы подняться под купол, он вместе с коляской на специальном блочном приспособлении поднимал себя на прямых руках туда, вверх, где был расположен этот гигантский факел... Им был установлен мировой рекорд самого длинного марафона на коляске, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Какое чувство при этом испытывают люди? (Вдохновение.)

Существительные, какого рода вам не встретились. Придумайте слова по олимпийской тематике мужского рода. (Слайд 14.)

Чемпион, рекорд, факел, победитель, спортсмен, медаль, победа

Картинный диктант. Запишите названия участников зимних видов спорта и определяют род имен существительных. Назовите участников зимних видов спорта. Учащиеся записывают названия изображенных на рисунках предметов и определяют род имен существительных.

 

Лыжник - лыжница, фигурист - фигуристка, биатлонист - биатлонистка, бобслеист - бобслеистка, конькобежец - конькобежка. – Проверь. Что получилось? Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные.)

Проблемный вопрос: – Как вы думаете, род имени существительного это постоянный или непостоянный признак? По родам существительные не изменяются. Это постоянный признак. Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода. (Слайд 15.).

Работа в парах. Ритуалы олимпийских игр распределите по родам (слова на партах): зажжение огня; клятва спортсмена; клятва судьи; вручение медалей; поднятие флага, исполнение гимна.

2. Распознавание существительных в тексте, определение рода этих имен существительных. Проблемная ситуация: Как определить род у существительных, если они не стоят в начальной форме? Вывод и правило на стр.28.

(упр. 406).

VII. Физкультминутка.

Если существительные мужского рода хлопок над головой, женского рода - приседаем, среднего – шагаем. (Слайд 16).

Вся Россия рада!
У нас ОЛИМПИАДА!
Праздник спорта Мировой
Ожидает нас зимой. – Зимняя игра,
Олимпийская пора!
С леопардом, зайкой, мишкой
Выступим мы на “отлично”!
Лыжи, кёрлинг, скелетон,
И фристайл, и сноуборд,
Биатлон, бобслей, хоккей –
На стадион бежим скорей!
Ждет друзей Олимпиада!
Что за сказка, что за диво?
Над горами как венец
Разноцветных пять колец.

VIII. Работа на маках в парах. Добавь существительные в стихотворение, чтобы получилась рифма, используй подсказку - род. (Слайд 17).

Преобразился ... (м.р.) Сочи:

Спортивные ... (ж.р.), ...(ж.р.),

Готовы к Олимпийской (ж.р.), ,

Где ... (ср.р.) покажут ...(м.р.). .

Город, площадки, трассы, мастерство, асы, встрече.

Преобразился город Сочи, Спортивные площадки, трассы, Готовы к Олимпийской встрече, Где мастерство покажут асы. (Слайд 18).

IХ. Выборочный диктант.

Выпиши существительные 1 ряд - мужского рода, 2 ряд - женского рода, 3 ряд - среднего рода. (Слайд 19).

Олимпиаду Россия встречает,
Огонь зимних игр горит.
Здесь спорт чемпионов рождает,
Сильнейший в борьбе победит.

Х. Итог урока.

С какой категорией существительного мы сегодня работали? Как определить род?

ХI. Рефлексия.

Продолжи фразы.

  • Я узнал ... .
  • Я научился ... . (Слайд 20).

XII. Домашнее задание.

Упражнение 408.

5.04.2015